Московская планерная школа.

«Морской флот развивается давно. Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются. Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся летать. А они будут всегда»

О.К. Антонов. 1963 год


В конце 19 - начале 20 вв., стали создаваться первые кружки планеристов в Москве, Тбилиси, Киеве, Петербурге и в других городах, открывались первые планерные станции и школы. В 1923 г. в Крыму в Коктебеле прошли первые всесоюзные планерные испытания, на которых были установлены первые рекорды страны. С этого времени началось массовое развитие планерного спорта в СССР, в становлении и развитии которого большую роль играло ОДВФ (Общество друзей Воздушного Флота), созданное в 1923 г.

В 1925 г. путем слияния с обществом ДОБРОХИМ (Добровольное общество содействия строительству предприятий химической промышленности) оно было реорганизовано в массовую добровольную общественную организацию АВИАХИМ. В 1927 г. на базе АВИАХИМ было создано ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне и авиационному и химическому строительству СССР).

Впервые вопрос о создании в Москве планерной школы по подготовке инструкторов-планеристов, был рассмотрен на одном из заседаний подсекции Общества друзей воздушного флота. Это требовалось, прежде всего, для решения задачи массовой подготовки кадров для авиации, стоящей в то время перед государством.
Организация обучения инструкторов - планеристов и создание планерной школы были поручены В.М. Титову[2], командированному от МВТУ в планерную группу авиационной секции ОДВФ.

Московская планерная школа - первая московская школа летчиков-планеристов, была создана в 1925 г. на общественных началах. Ее начальником был назначен В.М. Титов. Официальное открытие школы состоялось 23 января 1927 г.

В публикацию включены документы личного фонда А.П. Красильщикова (фонд № 348), знакомящие с историей создания Московской планерной школы, организацией ее работы. А.П. Красильщиков - ученый в области механики и истории науки, мастер спорта СССР по высшему пилотажу долгое время увлекался планеризмом, принимал участие в полетах и летных экспериментах. Им написано немало статей, посвященных планеризму, вышло несколько книг на эту тему.

А.П. Красильщиков участвовал в организации уникальной научно-исследовательской планерной базы в Крыму на горе Клементьева близ поселка Планерское (Коктебель). Он лично разработал концепцию летно-испытательной базы, участвовал в создании ее проекта и ее строительстве. По его инициативе был создан Музей планеризма на горе Клементьева. Для подготовки книг и статей о планеризме А.П. Красильщиковым был собран большой подготовительный материал, состоящий из текстовых и фотодокументов. Он поддерживал дружбу со многими планеристами и конструкторами планеров, которые присылали ему свои записи, воспоминания, фото.

Именно к таким документам относится представленный в публикации материал: статья В.М. Титова «Из истории первой московской планерной школы летчиков-планеристов» и дополнения к ней, в основу которых вошли его воспоминания о работе в 1925-1933 гг. в должности начальника школы, и воспоминания выпускницы Московской планерной школы - первой женщины планеристки Е.А. Грунауэр о работе в 1930-е гг. по окончании школы инструктором в Высшей летно-планерной школе в Коктебеле, где проходили стажировку многие выпускники московской школы. Документы, включенные в публикацию, представляют особую ценность, поскольку являются воспоминаниями людей причастных к описанным в них событиям и как документы личного происхождения, не смотря на субъективное значение, более достоверно передают картину событий за счет детального изложения тех фактов, о которых не указано в других источниках.

В статье В.М. Титова «Из истории первой Московской планерной школы летчиков-планеристов», включенной в публикацию (РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3-1. Д. 1. Л. 1–4.), автор знакомит с целями и задачами школы, организацией ее работы, говорит о значении ее в подготовке молодежи для авиации, рассказывает о планеристах, преподавательском составе.


Главная цель создания Московской планерной школы заключалась в подготовке высококвалифицированных инструкторов–планеристов, которые в дальнейшем должны были заниматься обучением учеников школ и кружков полетам на планерах.Для обучения будущих планеристов в школе опытными летчиками создавались программы учебных полетов на планерах.

Обучение курсанты проходили на учебных, тренировочных и спортивных планерах конструкций И.П.Толстых[3] , Г.Ф. Грошева[4] , В.К.Грибовского[5] .
Программы разрабатывались и для теоретических занятий по изучению основ теории авиации и аэродинамики планера.

На конструкторском отделении школы ежедневно по вечерам велись занятия по проектированию планеров под руководством инженеров-конструкторов Д.Н. Колесникова[6] и Д.А. Ромейко-Гурко[7] , работавших у А.Н. Туполева[8] .

В составе школы работали производственные мастерские, где осуществлялся ремонт планеров и постройка новых учебных планеров.

В течение 1926, 1927 и 1928 гг. С.П. Королев являлся курсантом Московской планерной школы, которую окончил с отличием.

В школе он не только обучался полетам, но и много занимался конструированием планеров в ее конструкторском отделении. Это определило выбор его профессии и всю дальнейшую деятельность. Получив в школе знания в проектировании и строительстве планеров, он мечтал построить планер собственной конструкции.

Большая летная практика на планерах позволила С.П. Королеву уже в 1927 г. принять участие в планерных состязаниях в Коктебеле в составе тренировочной группы.
Выпускники Московской планерной школы в дальнейшем повышали свою квалификацию в Центральной планерной школе ОСОВИАХИМ, созданной в 1929 г. в Коктебеле, участвовали в проходивших здесь слетах и состязаниях планеристов.

Организаторами этой школы были А.А. Сеньков, ставший ее руководителем, и С.В. Ильюшин. Позднее школа получила название Высшая летно-планерная школа (ВЛПШ).


Многие из выпускников продолжали осваивать конструирование и строительство планеров.

Нескольких поколений выдающихся авиаконструкторов и летчиков проходили обучение в Московской планерной школе и на планерных слетах в Коктебели.

Летчики-инструкторы планеризма, прошедшие обучение в Московской планерной школе, работали на планерных курсах, в планерных школах и кружках по всей стране, где они передавали свои знания и мастерство будущим планеристам.

Одной из таких выпускников школы являлась Е.А. Грунауэр - первая женщина планеристка, чьи воспоминания о работе в Высшей летно-планерной школы включены в публикацию (РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3-1. Д. 1. Л. 1–4.).

Терпение и педагогический талант, которым обладала Е.А. Грунауэр, как вспоминают ее современники, превращали курсантов школы в настоящих пилотов-парителей.
Многие из ее учеников стали летчиками-испытателями, героями Великой Отечественной войны.

Текст документов, вошедших в публикацию, приведен в соответствие с современными правилами орфографии и пунктуации.

При подготовке статьи использована информация из публикуемых документов; энциклопедических изданий и словарей; интернет - ресурсов. Иллюстративный материал использован из фондов архива.

С полным текстом документов, выдержки из которых представлены в публикации, можно ознакомиться в читальном зале РГАНТД.

Информация о работе читального зала: http://rgantd.ru/chitalnyi-zal.shtm

Публикацию подготовили Н. Новикова,
В. Смирнов.
Набор текста И. Макаревич.
Поделиться: