VIII Всесоюзные планерные состязания

VIII Всесоюзный планерный слёт проходил сразу после принятого ЦС Осоавиахима, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС решения о развитии планеризма и превращения его в массовый авиационный спорт. Его проведению способствовали открытие в Тушине Планерного завода и Высшей лётно-планерной школы в Коктебеле.

Перед VIII Всесоюзным слётом стояли серьезные задачи — от тренировки молодых парителей и испытания конструкций новых планеров, до достижения высоких спортивных показателей и проведения научно-исследовательских работ в интересах создания новой планерной техники.

В течение месяца 10 октября по 10 ноября 1932 года на горе Клементьева близ Коктебеля под руководством авиационного инженера и лётчика-планериста С.И. Стоклицкого продолжались состязания планеристов.

Журнал «Самолёт» командировал на слёт выездную редакцию для издания газеты «Самолёт» на VIII планерном слёте», восемь номеров которой были напечатаны в типографии города Феодосии.

В слёте участвовали различные планерные организации из Москвы, Ленинграда, Сибири, Украины, Крыма, Поволжья, а также отделения Высшей лётно-планерной школы.

Все парители были поделены на классы «А» и «Б» в зависимости от их квалификации. В процессе слёта у участников была возможность повысить квалификацию, то есть перейти из низшей группы в высшую.

VIII Всесоюзный планерный слёт отличался большой лётной интенсивностью. Были дни, когда в воздухе находилось одновременно 17 планеров. Всего в слёте участвовало 22 планера: в их числе 7 «УПАРов», один «Стандарт», два Г-2, пять планеров постройки прошлых лет и семь новых планеров. Из общего числа четыре планера были двухместные, а один из них — Ш-3 на слёте был переделан в трёхместный. Все планеры рекордного типа были снабжены парашютами, полеты без них запрещались.

За время состязаний было выполнено 662 полёта общей продолжительностью 761 ч. 44 мин. Существенно возросла продолжительность полётов: 4-5-часовые полёты стали обычным явлением.

Короткие осенние дни и большое количество запланированных полетов стали причиной появления нового задания для участников — ночные полеты. Обычно полеты в темное время суток освещались кострами. Но был случай сложного и даже опасного ночного полёта двух планеров, единственным освещением для которых служили зажженные бортовые огни.

Основная лётная деятельность проходила при южных ветрах. Если на прошлых слётах парение осуществлялось в потоках обтекания, то на VIII ВПС большинство полётов проходило в термических восходящих потоках.

На VIII ВПС были установлены рекордные достижения и проведены выдающиеся полёты. Некоторые из них превышали международные рекорды:
28 октября 1932 года одновременно двумя экипажами были установлены рекорды по продолжительности полёта на двухместном планере с пассажиром (10 ч. 56 мин.): П.Г. Головиным на планере Б.Н. Шереметева Ш-4 и А.И. Плесковым — на планере Юзефа Эммера Э-3, причем был установлен рекорд высоты на двухместном планере с пассажиром — 1945 м.

31 октября 1932 года С.Ф. Гавриш на одноместном планере О.К. Антонова «УПАР» установил рекорд высоты — 2230 м.

16 октября 1932 года П.Г. Головиным на планере Ш-4 был установлен рекорд продолжительности полёта — 14 ч. 48 мин.

31 октября 1932 года планерист Н.Г. Баруздин на планере Г-2 конструкции В.К. Грибовского установил рекорд дальности полёта на одноместном планере — 43,5 км.

В.Г. Бородиным впервые был выполнен полёт на планере Ш-3 с двумя пассажирами. Продолжительность полёта 4 ч. 1 мин.

Максимальное количество фигур высшего пилотажа за один полёт (2 ч. 6 мин.) выполнил В.А. Степанчёнок на планере В.К. Грибовского Г-9: 115 «мёртвых петель», 13 витков штопора и полёт на спине (1 мин. 8 сек.).

Большим достижением слёта явился первый буксировочный перелёт из Москвы в Коктебель аэропоезда в составе самолёта-буксировщика У-2 под управлением В.К. Грибовского и планера Г-9, пилотируемого В.А. Степанчёнком. Аэропоезд произвёл взлёт на Тушинском аэродроме 29 сентября 1932 года в 15 ч. 30 мин., а приземлился в Коктебеле 5 октября 1932 года в 18 ч. Перелёт совершался по маршруту Москва-Рязань-Тамбов-Задонск-Воронеж-Евдоково-Кантемировка-Луганск-Ейск-Черноерковский-Керчь-Коктебель. Весь маршрут протяжённостью 1660 км был пройден аэропоездом за 19 ч. 10 мин. Этот перелёт доказал возможность дальних полётов в составе аэропоездов.

В отличие от прошлых слётов VIII ВПС носил не учебный, а состязательный характер. Если раньше на слетах обучали начинающих планеристов, здесь фокус обучения был на совершенствовании мастерства в парящих полётах. По результатам обучения 15 планеристов-любителей на этом слёте перешли в категорию профессионалов. В безветренные дни проводилась лётная подготовка планеристов по освоению буксировочных полётов.

Большое внимание на слёте было уделено методике применения двухместного планера в системе лётного обучения.

Планерный спорт в Крыму жив и в наши дни. В Центре планерного спорта «Коктебель» по-прежнему проходят обучение спортсмены, и получают удовольствие от прогулочных полетов туристы. А на горе Климентьева функционирует парапланерный клуб «Бриз».


Паушкина П.Д.

Поделиться: