X Всесоюзные планерные состязания

X Всесоюзный планерный слёт проходил с 1 сентября по 6 октября 1934 г. на горе Узун-Сырт вблизи Коктебеля, а полёты пилотов-парителей рекордной группы продолжались до 20 октября 1934 года.

Из 150 человек, прибывших на слет, было 11 мастеров советского планеризма, 33 парителя класса «Б», 67 парителей класса «А», 33 пилота-планериста и 4 лётчика моторной авиации. Состав спортсменов в основном состоял из новичков.

На слёте присутствовали 148 членов местных организаций Осоавиахима, представители различных ведомств и научно-исследовательских и авиационных учреждений.

Планерный парк слёта составлял 56 планеров: учебных — 8, тренировочных — 8, фигурных — 9, рекордных — 19, экспериментальных — 12. Все эти планеры были сконструированы 27 конструкторами из шести городов. Характерной чертой X ВПС было наличие пяти бесхвостых планеров. На слёте было всего 6 аппаратов, требующих существенных доработок и переделок, по конструктивным недостаткам только 3 планера были забракованы.

Всего за 14 лётных дней было выполнено 1029 полётов общей продолжительностью 910 ч. 40 мин. Максимальный дневной налёт на X ВПС составил 116 ч. 28 мин.

В отличие от предыдущих слётов, на этом мероприятии функции технического комитета заключались в научно-консультационной работе. На техком было возложено всестороннее изучение планерного парка, выдача заключений о допуске планеров к лётным испытаниям и эксплуатации, классификация планеров и проведение экспериментальных и исследовательских работ.

Организационно-техническая работа закреплялась за техчастью слёта. В ее задачи входили доставка планеров, приведение их в полётную готовность, обеспечение лётного парка материалами, инструментами и горючим. В распоряжении техчасти находилась сборочная бригада, функция которой по мере сборки планеров преобразовывалась в ремонтную.

На X ВПС был организован экспериментально-испытательный отряд, предназначенный в основном для проведения лётных испытаний планеров.

Технический комитет для составления подробных статистических данных планеров провёл работу по весовым и геометрическим измерениям, вычерчиванию схем 37 типов планеров. На прочность было испытано 34 типа планера. По 56 планерам были выданы заключения о пригодности к тем или иным видам полёта. Были рассчитаны основные аэродинамические характеристики для 37 типов планеров и проведён расчет вибрационных характеристик планера «Рот-Фронт-1». Была осуществлена методика снятия поляры планера Ш-7 в буксировочном полёте. Проведены лётные испытания пяти бесхвостых планеров: ЦАГИ БП-1, ЦАГИ БП-2, «П.П. Постышев», ЛАК-1 и ЛАК-2, которые дали богатый материал по аэродинамике и схемам конструкции, который был опубликован в журнале «Техника воздушного флота» в 1935 году в статьях В.И. Лапицкого «Бесхвостовые планеры ЦАГИ на Х слёте планеристов» № 10 и А.Ф. Турчкова «Планеры ЦАГИ-1 и ЦАГИ-2 в свете проблемы бесхвостовых самолётов» № 12.

2 октября 1934 года С.Н. Анохин выполнил исключительный по смелости эксперимент — испытание планера «Рот-Фронт-1» с преднамеренным разрушением в воздухе. После разрушения планера пилот спасся на парашюте. Этот эксперимент был задуман учёными и конструкторами ЦАГИ. В постановке эксперимента принимали участие В.П. Ветчинкин, О.К. Антонов.

Чётко и с большой пользой на слёте работала метеорологическая часть, выделенная в самостоятельное подразделение слёта. Проводилось зондирование атмосферы шарами-пилотами, составлялись синоптические карты с приёмом необходимых данных по радио, проводились исследовательские метеорологические полёты на самолётах, выписывались метеобюллетени. Работа метеочасти была направлена на изучение горы Клементьева и прилегающего к ней района с целью определения дальнейших возможностей установления рекордов высоты и дальности.

В плане учебной работы на Х ВПС главным проводилось повышение квалификации пилотов-парителей классов «А» и «Б». Помимо этого, были организованы две учебные группы для прохождения программы первоначального обучения, в которых было выполнено 444 планирующих полёта. Проводилась подготовка планеристов в буксировочном полёте на планере. Всего было подготовлено 28 пилотов-планеристов, 3 парителя класса «А», 25 парителей класса «Б», и 38 парителей были обучены буксировочному полёту.

Ещё один случай, квалифицированный как воздушное хулиганство, произошёл с пилотом-парителем А. Молчановым, который в течение девяти часов полёта, не подчиняясь многократным сигналам о немедленной посадке, выполнил 317 «мёртвых петель». Достижение не было засчитано как рекорд, а А.Молчанов был посажен на гауптвахту. После этого случая рекорды по выполнению «мёртвых петель» больше не регистрировались.

Мероприятие стало богатым на рекорды. По итогам Х ВПС и полётов рекордной группы пилотов-парителей С.Н. Анохиным был установлен всесоюзный рекорд высоты полёта на планере Г№ 2 (2340 м), В.Г. Бородиным - всесоюзный рекорд дальности полёта на планере ДК-2 (97 км), всесоюзный рекорд дальности полёта (60 км) на двухместном планере Ш-5 установил Н.И. Макаров, а всесоюзный рекорд продолжительности полёта на двухместном планере «Сталинец-2» (24 ч. 10 мин.), установленный И.М. Сухомлиным, превышал мировое достижение. 

Паушкина П.Д.




Поделиться: