Из истории Группы изучения реактивного движения

«Первый великий шаг человечества состоит в том, чтобы вылететь за атмосферу и сделаться спутником Земли…», - так писал Константин Эдуардович Циолковский в 1926 г.
В своих научных трудах К.Э. Циолковский показал возможность осуществления космических полетов с помощью ракеты на жидком топливе, появление искусственных спутников Земли и орбитальных станций. Им была разработана первая научно обоснованная теория реактивного движения.


С.П. Королев в докладе, прочитанном 17 сентября 1947 г. на торжественном заседании, посвященном 90-летию со дня рождения К.Э. Циолковского, сказал: «Самое замечательное, смелое и оригинальное создание творческого ума Циолковского - это его идеи и работы в области ракетной техники. Здесь он не имеет предшественников и намного опережает ученых всех стран и современную ему эпоху[3]».
Первым этапом на этом пути к освоению космического пространства была деятельность Группы изучения реактивного движения (ГИРД) - научно-исследовательской и опытно-конструкторской организации, занимавшейся разработкой ракет и двигателей к ним, которая положила начало ракетостроению.
Ракеты, созданные ГИРД, легли в основу создания ракетно-космической техники. Гирдовцы – это пионеры ракетной техники, усилиями которых были разработаны теоретические и практические основы реактивного полета, созданы первые советские ракеты и реактивные двигатели.
Инициатором создания ГИРД, его основателем в 1931 году был Ф.А. Цандер - ученый, изобретатель, один из создателей первой советской ракеты на жидком топливе «ГИРД-X».

Практические работы Ф.А. Цандера по ракетостроению явились поводом создания ГИРД и послужили научно-технической базой для дальнейшего развития исследований и разработок в этой области. Ф.А. Цандером было предложено несколько идей: создание двигателя внутреннего сгорания, работающего не только на бензине, но и на жидком кислороде, планирующий спуск при возвращении аппарата на Землю, запуск ракеты с большого аэроплана или спутника, тепловая защита аппарата при движении в плотных слоях атмосферы.

В ранних работах Ф.А. Цандера, была впервые рассмотрена возможность использования атмосферы для торможения и возвращения космических кораблей. В 1924 году Ф.А. Цандер запатентовал идею крылатой ракеты, которая должна, была, по его мнению, стать основным средством для выполнения межпланетных перелетов.

В это время Ф.А. Цандера приступил к разработке методик расчета жидкостных ракетных двигателей. Двигатель, работающий на бензине и газообразном топливе, ОР-1 был собран в 1930 году. Это дало возможность приступить к разработке более совершенных двигателей с применением жидкого кислорода.

Результаты, полученные с помощью двигателя О Р-1, позволили Ф.А. Цандеру приступить к разработке ЖРД на низко-кипящем окислителе (жидком кислороде) сначала для ракетоплана и затем для баллистической ракеты.

Королев считал Ф.А. Цандера своим наставником и учителем. В своей книге «Ракетный полет в стратосфере» он написал: «Ближайшим последователем идей К.Э. Циолковского и горячим сторонником и энтузиастом ракетного дела был высокоталантливый инженер-изобретатель Ф.А. Цандер (1887-1933 гг.) Благодаря его работам за последние 10 лет были созданы прототипы первых советских ракетных двигателей. Ф.А. Цандер умер в 1933 г., но сумел создать дружный коллектив работников, своих учеников и последователей».

В течение всей второй половины 1920-х гг. многочисленные энтузиасты ракетной техники, воодушевленные произведениями К.Э. Циолковского, создавали общества, кружки, секции. Все эти объединения, предшествующие ГИРД, не могли реализовать свои планы, поскольку встречали трудности при проведении научно-исследовательских, конструкторских и опытных работ, не имея производственной базы и достаточных средств. Поэтому они быстро прекращали свое существование. Организации, под эгидой которых создавались эти объединения, также не располагали необходимыми средствами.

20 июня 1924 года в Москве по инициативе и при участии Ф.А. Цандера было создано Общество изучения межпланетных сообщений (ОИМС), объединившее энтузиастов ракетной техники и космических полетов. Ф.А. Цандер стал членом Президиума Общества и руководителем секции реактивного движения. Почетным председателем общества был избран К.Э. Циолковский.

Основными направлениями деятельности общества были: научно-исследовательская работа; распространением среди широких масс сведений об изучении межпланетных сообщений, организация лекций, докладов, выставок, создание библиотек, выпуск популярной и научной литературы. Общество просуществовало только до 1925 года.

Создание в 1927 г. ОСОАВИАХИМ изменило это положение поскольку в задачи этой организации входило оказывать содействие развитию новых отраслей. Научно-исследовательская работа явилась одним из основных направлений деятельности ОСОАВИАХИМ. Исследования в области изысканий новых типов летательных аппаратов входила в задачи Бюро воздушной техники, что создало условия для создания и работы организации энтузиастов ракетной техники. В сентябре 1931 г. по инициативе С.П. Королева при Бюро воздушной техники Центрального совета ОСОАВИАХИМ была создана секция реактивных двигателей, которая затем была преобразованная в Группу изучения реактивного движения (ГИРД), называвшаяся вначале МосГИРД, затем- Центральная ГИРД (ЦГИРД). В 04.1932г. было принято решение о создании Опытного ракетного завода ЦГИРД.

Основой для создания группы, как и в 1924 г., для образования Общества изучения межпланетных сообщений было идейное, теоретическое и пропагандистско-просветительское творчество К.Э. Циолковского, а поводом приступить к практическим работам по ракетостроению, были проекты и разработки Ф.А. Цандера.
Председателем ГИРД был избран сам Ф.А. Цандер, а председателем ее технического совета - С.П. Королев.
К.Э. Циолковский оказывал большое влияние на формирование основных направлений деятельности ГИРД и на дальнейшее развитие движения энтузиастов реактивной техники.

Группа работала в трудных условиях, не имея производственной базы, необходимых материалов, инструментов и измерительных приборов. Сотрудники получали мизерную зарплату.
Решением Президиума Центрального совета ОСОАВИАХИМ ГИРД из объединения, работающего на общественных началах, была преобразована в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую организацию по разработке ракет и двигателей. С августа 1932 г. по распоряжению зам. наркомвоенмора М.Н. Тухачевского финансирование начало осуществляться как из средств ОСОАВИАХИМ, так и из государственных средств. Группе было предоставлено помещение для создания научно-производственной базы. Это позволило развернуть широкую экспериментальную программу создания ракетных снарядов, летательных аппаратов и двигателей для них. Начальником ГИРД был назначен С.П. Королев.

Основными направлениями деятельности ГИРД являлись:
  • научно-исследовательская, проектно-конструкторская и экспериментальная работа по созданию и испытаниям опытных образцов реактивных двигателей разных типов и ракетных летательных аппаратов;
  • научно-техническая пропаганда в области ракетной техники и участие в подготовке специалистов для нее;
  • подготовка кадров специалистов ракетной техники;
  • руководство и координация деятельности периферийных организаций, занимавшихся разработкой проблем ракетной техники в рамках местных организаций ОСОАВИАХИМ.

В состав ГИРД входили четыре бригады.
Основным направлением первой бригады (руководитель - Ф.А. Цандер) была разработка ЖРД, ракетных летательных аппаратов с ЖРД, изучение возможности использования металла в качестве компонента топлива.
Во второй бригаде (руководитель - М.К. Тихонравов) осуществлялась разработка кислородных ЖРД с насосной системой подачи и разработка ракет.

Третья бригада (руководитель - Ю.А. Победоносцев) проводила исследования и экспериментальные проверки работы прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

Деятельность четвертой бригады (руководитель - С.П. Королев) была направлена на разработку крылатых летательных аппаратов.
В 1933г. группа располагалась в Москве, в подвале дома № 19 по ул. Садово-Спасской, вместе с ЦКБ по планерам ОСОАВИАХИМ, которое возглавлял О.К. Антонов.


Первым большом успехом ГИРД была ракета ГИРД-09 на жидком топливе конструкции М.К. Тихонравова, запущенная 17 августа 1933 года на Подмосковном полигоне Нахабино. Ракета поднялась на высоту 400 метров, продолжительность полета составила 18 секунд. Эта удача позволила гирдовцам окончательно поверить в свои силы.

Разработанная под руководством С.П. Королева на основе исходных проработок проекта Ф.А. Цандера жидкостная ракета ГИРД-Х была запущена 25 ноября 1933 года с двигателем 10. Стартовая масса ракеты 29,5 кг, масса топлива 8,3 кг, длина 2,2 м, подача топлива - вытеснительная. При пуске ракета взлетела вертикально на высоту 75—80 м, затем, вследствие разрушения крепления двигателя и трубки горючего, круто отклонилась от вертикали и упала на расстоянии около 150 м от места старта.

Конструкция ГИРД-Х получила развитие в более совершенных советских ракетах, созданных в 1935—1937 годы.


Историческое значение деятельности ГИРД состоит в том, что группа сыграла большую роль в формировании основных направлений ракетной техники и в создании школы ракетостроения.

За два года существования ГИРД выполнила широкий комплекс научных теоретических и экспериментальных исследований, провела летные испытания жидкостных ракет, подготовила кадры высококвалифицированных специалистов не только внутри группы, но и в других организациях, что способствовало появлению в дальнейшем крупных ученых и исследователей в области освоения космического пространства.

Наряду с научно-производственной работой важным направлением в деятельности ГИРД явились пропаганда и популяризация ракетной техники. Перед ГИРД стояла также задача подготовить кадры специалистов в области ракетостроения.

Кроме этого, создание ГИРД сопровождалось образованием аналогичных групп энтузиастов реактивной техники и межпланетных сообщений и в других городах. В связи с этим развивалось еще одно направление деятельности группы - руководство деятельностью местных гирдовских организаций.

Успешные результаты деятельности ГИРД показали необходимость создания единого научно-исследовательского и опытно-конструкторского центра для объединения усилий ученых и конструкторов с целью дальнейшего развития работ в области ракетостроения – новой отрасли народного хозяйства.

Таким центром явился Реактивный научно-исследовательский институт, созданный в 1933 г. на базе Группы изучения реактивного движения и Газодинамической лаборатории.

Задача предлагаемой публикации не только рассказать историю создания ГИРД, но и дать представление о ее деятельности и сотрудниках, о роли и значении ГИРД в развитии ракетостроения.

В публикацию вошли документы личных фондов бывших сотрудников ГИРД за 1960-е и 1980-е гг.: фонда 133 Л.С. Душкина[9] , конструктора ГИРД; фонда 259 В.Н. Галковского[10] , техника-конструктора ГИРД; фонда 311 Е.К. Мошкина[11] , научного сотрудника и помощника Ф.А. Цандера по расчетно-теоретическим вопросам. В публикацию вошли также воспоминания о работе в ГИРД Н.И. Ефремова[12] , сотрудника и секретаря партийной организации группы, находящиеся на хранении в личном фонде 133.

Документы представлены воспоминаниями, докладами, статьями, где авторы описывают историю создания ГИРД, деятельность входящих в нее бригад, рассказывают о руководителях и других сотрудниках, об основных проектах в ракетостроении, значении группы в становлении нового направления техники, делятся своими впечатлениями о времени, когда главным для них были только стремление к поставленной цели и вера в положительный результат.
С историей создания ГИРД знакомит доклад Е.К. Мошкина, подготовленный в 1980-е гг. (ф. 311,Оп. 2. Д. 173. Л. 1- 10).

В докладе рассмотрены предпосылки создания ГИРД и события, предшествующие ему, говорится о повышенном интересе к ракетостроению и вопросам исследования космического пространства в 1920-е и 1930-е гг., о появлении новых направлений науки, создании первых экспериментальных установок для огневых испытаний двигателей.

Лидерами реактивного движения Е.К. Мошкин называет С.П. Королева, В.П. Глушко[13] , Ф.А. Цандера.
Останавливаясь на основных направлениях деятельности ГИРД, Е.К. Мошкин отмечает особую роль С.П. Королева как организатора работы коллектива со сложной и многоплановой тематикой, организатора взаимосвязей бригад группы разных по технической направленности.

Работа в ГИРД явилась для С.П. Королева первым шагом в его становлении как организатора и ученого по созданию космических систем.

В докладе отмечено, что с созданием ГИРД появляются ученые нового типа, а лидерами в новых направлениях техники становятся молодые ученые.

Автор подчеркивает, что сложные эксперименты и исследования в разработках космических конструкций требовали от сотрудников ГИРД развития определенных качеств: быть настойчивыми, владеть всесторонними знаниями, совершенствовать и расширять знания и т. д.

В воспоминаниях Н.И. Ефремова, сотрудника и секретаря партийной организации ГИРД,(ф. 311,Оп. 2. Д. 186. Л. 1–10) отмечена большая роль Ф.А. Цандера в становлении группы. Проведенные Ф.А. Цандером в сентябре 1931 года проектные работы по жидкостному реактивному двигателю 0Р-2 определены началом деятельности ГИРД.

Н.И. Ефремов знакомит с этапами формирования ГИРД, со структурой группы, отмечает, что первый отдел ГИРД, занимающийся научными исследованиями и опытно-экспериментальными работами, а также четвертый отдел, на который возложены проектные работы, «… вошли в так называемый завод ГИРД», начальником которого был утвержден С.П. Королев.

Автором представлен состав и направления деятельности всех четырех бригад, рассмотрены разработка двигателя ОР-1, ОР-2, ракеты ГИРД-Х, результаты огневых испытаний двигателей.

В воспоминаниях подчеркивается значение экспериментов, огневых испытаний, как основного этапа в работе над созданием двигателя или ракеты.

Н.И. Ефремов отмечает, что работа каждой бригады обязательно строилась во взаимосвязи с другими бригадами, поскольку у всех была одна проблема – реактивное движение.

В состав публикации вошли материалы, повествующие о разработках ГИРД, о главных первых ракетах, создание которых явилось важнейшим результатом деятельности группы.

Так, В.Н. Галковский, в прошлом сотрудник второй бригады ГИРД, в своих воспоминаниях (1964 г.) повествует о создании первой жидкостной ракеты ГИРД-09, которая в 1933 г. совершила успешный полет (Ф. 259. Оп. 1. Д. 37. Л. 1–7), пишет о становлении ГИРД и формировании ее второй бригады, о первом этапе деятельности молодого коллектива, первых задачах и трудностях, описывает условия, в каких вначале приходилось работать сотрудникам.

В начальный период одной из главных проблем было отсутствие в ГИРД своей производственной базы. Только в 1933 г. с ее созданием стало возможно самим смонтировать испытательное устройство - двигательную установку для проведения «огневых испытаний» и построить специальное пусковое приспособление.

Главной причиной успешной работы ГИРД отмечена высокая результативность и сознательность всех ее сотрудников.
О разработке первой советской жидкостной ракеты ГИРД-Х, созданной в 1933 году по про¬екту Ф.Д. Цандера, рассказывает в своих воспоминаниях (1983г.) участник создания и пуска ракеты в воздух конструктор группы Л.С. Душкин (Ф. 133. Оп. 3. Д. 292. Л. 1–7 ).

Появление ракеты ГИРД-Х ознаменовало начало развития отечественного жидкостного ракетостроения. На основе ее конструкции в дальнейшем разрабатывались новые ракеты в 1935-1936 гг.
Воспоминания знакомят с историей создания ракеты ГИРД-Х и результатами ее испытаний, отмечает роль Ф.А. Цандера в разработке этого проекта, который стремился внести здесь элементы конструкций, заложенных в его разработках будущего межпланетного корабля.

В ГИРД трудились энтузиасты ракетного движения, которые несмотря иногда на тяжелые условия работы, отсутствие необходимых материалов, инструментов, помещения для проведения экспериментов и испытаний, оставались верны своей цели и мечте.

Поэтому, говоря о самой группе, важно сказать и о ее сотрудниках. С этой целью в публикацию включены тезисы выступления Л.С. Душкина в 1987 г. на торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения Ф.А. Цандера, и текст его выступления в 1982 г. на собрании, посвященном 80-летию со дня рождения и 55-летию трудовой и научной деятельности А.И. Полярного[14] (Ф. 133. Оп.3. Д. 379. Л. 1,4,7-9).
Несмотря на краткое изложение доклада, тезисы дают полное представление о Ф.А. Цандере, человеке, творчество которого послужило основной причиной создания ГИРД а его проекты стали основной научно-технической базой для ее деятельности.(Ф. 133. Оп. 3. Д. 463. Л. 10-11.).

В тезисах отмечена роль Ф.А. Цандера в создании ГИРД, перечислены его работы, предшествующие этому событию, и направления его научной деятельности в ГИРД, а также конструкторские разработки и индивидуальные работы, описан облик Ф.А. Цандера как наставника и человека, отмечена роль и значение творческой работы Ф.А. Цандера в ГИРД.
«Работа Ф.А. Цандера в ГИРД – трудовой подвиг, который может служить примером в творческой деятельности в наше время», так заканчивает свое выступление Л.С. Душкин об этом человеке.

В другом выступлении Л.С. Душкина в 1982 г. на собрании, посвященном юбилею А.И. Полярного - одному из первых научных сотрудников ГИРД, участнику первой советской ракеты с ЖРД ГИРД-Х конструкции Ф.А. Цандера, автор отмечая заслуги Полярного, называет его правой рукой Ф.А. Цандера. А.И. Полярному поручилась организация и проведение всех экспериментальных работ, связанных с отработкой и доводкой двигателя ОР-2.

В выступлении подчеркнуто значение А.И. Полярного в сохранении бригады и ее работы, когда не стало Ф.А. Цандера, отмечены решения, принятые А.И. Полярным после неудачных испытаний двигателя ОР-2, которые в дальнейшем привели к успеху и дали положительные результаты в работе и по двигателю, и по ракете. А работа А.И. Полярного, посвященная разработке метода теплового расчета двигателя с учетом дисоциации, явилась первым исследованием не только в нашей стране, но и за рубежом.

В целом, материалы публикации дают представление об истории ГИРД и ее работе, о том, в какой сложной обстановке приходилось работать, создавая новое направление техники.

Документы включены в публикацию в извлечениях. Текст, не относящийся к теме или не представляющий интереса, а также раскрывающий события за другой период времени в публикуемые документы не включен.

В публикации использован иллюстративный материал фондов РГАНТД: № 107, № 133, № 211, № 311, № 326, № 348.

Текст документов, вошедших в публикацию, приведен в соответствие с современными правилами орфографии и пунктуации.

При подготовке статьи использована информация из публикуемых документов; энциклопедических изданий и словарей; интернет - ресурсов.


Публикацию подготовила Н. Новикова
Поделиться: