К Году российского кино

2016 год согласно указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 октября 2015 г. № 503 объявлен Годом российского кино.[2]

Принятая в связи с этим комплексная государственная программа направлена на привлечение внимания общества к российскому кинематографу, реализацию мероприятий, направленных на развитие отечественного кинематографа и укрепления его позиций на международной арене.

Благодаря определенным мероприятиям программы планируется повысить уровень и значение отечественного кино, увеличить производство национальных фильмов, провести модернизацию киностудий, осуществить продвижение киноискусства в регионы.

Художественная ценность и техническое качество кинофильмов, экономические показатели его производства во многом зависят от состава и эксплуатационно-технических свойств используемой техники, в частности от одного из наиболее важных элементов кинематографической системы – киносъемочного аппарата.

До появления современных электронных видеокамер кинокамеры были единственным средством, позволявшим производить запись движущегося изображения для его последующего воспроизведения кинопроектором на экране.

Совершенствование киносъемочных аппаратов и создание новых способствовало развитию киноискусства, появлению новых технологий в кинематографе.

В нашей публикации мы обращаемся к истории развития отечественного киносъемочного оборудования и представляем документы о научных разработках Московского конструкторского бюро киноаппаратуры (МКБК) по созданию и усовершенствованию профессиональной киносъемочной аппаратуры в 1970-е – 1980-е гг. (фонд № 261 «Московское конструкторское бюро киноаппаратуры (МКБК»), а также документы, свидетельствующие о проблемах и совершенствовании специальной киноаппаратуры и разработках в этой области, проводимые НИКФИ в 1980 г. (фонд № 346 – Личный фонд Ю.П. Похитонова – разработчика аппаратурно-технологического комплекса для проведения специальных видов киносъемок). Кроме этого, в публикацию включены документы фонда № 24 «Федерация космонавтики СССР», повествующие о первой киносъемке в космосе, проведенной космонавтом Г.С. Титовым в августе 1961 г.

Проведенный специалистами предприятий и киностудий в 1950-е годы анализ состояния отечественной киноаппаратуры показал, что в эксплуатации находилось значительное количество устаревшего оборудования, не соответствующего требованиям кинопроизводства, а разработка новых его видов осуществлялась медленно.

Для дальнейшего развития кинематографа требовалось принятие мер по разработке новых решений производства современной киносъемочной аппаратуры.

В связи с этим в 1954 г. Советом Министров СССР было принято решение о создании в Москве Конструкторского бюро киноаппаратуры (МКБК) – специализированного предприятия по разработке съемочной и проекционной техники, а в Ленинграде Центрального конструкторского бюро киноаппаратуры (Ленинградское ЦКБ) для разработки проявочных машин, копировальных аппаратов, звукозаписывающих и звуковоспроизводящих аппаратов также другого оборудования, необходимого для проведения киносъемок.

Создание конструкторских бюро явилось началом нового этапа в развитии отечественной киносъемочной аппаратуры и позволило значительно расширить объем разработок новых ее видов.

Одной из основных задач, поставленных перед МКБК, явилась разработка всех видов отечественной профессиональной киносъемочной аппаратуры, что значительно расширило бы объем ее новых видов и способствовало бы дальнейшему развитию этой отрасли.

МКБК проводились научные исследования с целью повышения технических характеристик аппаратуры, расширения ее эксплуатационных возможностей, разработке новых моделей аппаратов.

Наиболее распространенным в это время среди отечественных киносъемочных аппаратов был пришедший в 1954 году на смену ручной камере «КС-50Б» «Конвас-автомат» (1КСР), название которого составлено из фамилии и имени конструктора Василия Константинова.[3] «Конвас-автомат», как наиболее надежный и универсальный киносъемочный аппарат, был самым используемым в кинематографе.

Универсальность его состояла в наличии сопряженного визира[4] сквозной наводки с зеркальным обтюратором[5], до этого не применявшемся в отечественных ручных кинокамерах, а также быстросменных кассетах магазинного типа. «Конвас-автомат» использовался при всех видах съемок, особенно на натуре. Его компактность, модульная конструкция и совершенный видоискатель сделали его наиболее распространенной моделью того времени, производство которой осуществлялось на Московском заводе киноаппаратуры («Москинап») и на Красногорском механическом заводе.

Первая в истории космическая киносъемка во время орбитального 25-часового полета на корабле "Восток-2" была осуществлена космонавтом Г.С. Титовым кинокамерой «Конвас-автомат» через иллюминатор на высоте 244 км в августе 1961 года.

Цветные фотографии Земли из космоса были отпечатаны с 35-мм кинопленки камеры «Конвас-автомат» и занесены в «Дело о рекордах космического полета гражданина СССР Германа Степановича Титова на космическом корабле-спутнике «Восток-2» 6-7 августа 1961 года».

  • изучить современное состояние и тенденции развития киносъемочной аппаратуры в СССР и за рубежом, степень ее использования и техническое состояние на киностудиях;
  • разработать предварительные технические требования на оптимальный ряд профессиональных 35-мм киносъемочных аппаратов;
  • исследовать условия эксплуатации киносъемочных аппаратов на киностудиях страны в целях уточнения ряда параметров (необходимости обратного хода аппарата, переменного угла раскрытия обтюратора, киносъемок с нестандартной частотой, требуемого комплекта киносъемочных объективов и т.п.).
В процессе исследований МКБК было выявлено, что в последние годы в связи с возросшими техническими возможностями киностудий возросли и творческие возможности кинематографистов. Чаще стали производиться съемки на натуре, в естественных условиях, без декораций, с различного вида транспорта, когда тяжелая техника становилась неудобной. Для расширения творческих возможностей оператора в условиях павильона также требовалась облегченная киносъемочная аппаратура.

В отдельных случаях производителями предпринимались попытки создания аппаратов, которые за счет снижения массы и габаритов были удобны в процессе использования. В это время активно используется портативная съемочная аппаратура плечевого типа, имеющая массу 10-15 кг и низкий уровень шума.

По результатам работы в 1977 г. МКБК совместно с соисполнителями были подготовлены предварительные технические требования на оптимальный ряд профессиональных 35-мм киносъемочных аппаратов общего назначения, в которых были обозначены основные параметры аппаратов и их типы: штативные павильонные, штативные натурные, ручные плечевые, ручные облегченные.

Результаты исследований МКБК, проведенных по решению поставленной Госкино СССР задачи, были изложены в научном отчете «Разработка принципов построения унифицированного ряда киносъемочной аппаратуры для профессионального кинематографа» за 1977 г., материалы которого представлены в публикации (Ф. 261. Оп. 1-1. Д. 18, 19, 20, 21).

В отчете дан краткий обзор существующей отечественной и зарубежной киносъемочной аппаратуры, обоснован выбор направления исследования, изложен материал по разработке и исследованию функциональных элементов макетных образцов киносъемочных аппаратов.

Отчет содержит описание созданного в процессе исследования стендового оборудования, электронно-измерительной аппаратуры, применяемых в работе, и описания разработанных методик проведения испытаний.

Из материалов отчета в публикацию вошли: введение; фрагменты раздела 9 «Исследование причин нестабильности времени экспозиции киносъемочной аппаратуры. Разработка аппаратурного метода контроля» и раздела 13 «Работы, проведенные с макетом 35РКЛ»; раздел 16 «Выводы и предложения».

Во введении отчета дано обоснование темы, рассмотрены задачи исследования. В материалах раздела 9 «Исследование причин нестабильности времени экспозиции киносъемочной аппаратуры. Разработка аппаратурного метода контроля», включенных в публикацию, рассмотрены методы контроля нестабильности времени экспозиции, причины неравномерности хода киноаппарата, дан обзор существующих методов контроля неравномерности хода киноаппарата и представлены методы контроля неравномерности хода киноаппарата, разработанные в МКБК. В публикацию включен также материал раздела по методу визуального наблюдения на экране осциллографа[10].

Из теоретического материала раздела 13 «Работы, проведенные с макетом 35РКЛ» в публикацию вошли подразделы: 13.1. «Выбор и расчет основных элементов макета 35РКЛ»; 13.5. «Предложение по настройке аппарата по акустическим характеристикам»; 13.6. «Выводы и рекомендации».

Раздел содержит материал об исследовании непосредственно в аппарате 35РКЛ установленных новых элементов с целью определения практических рекомендаций по снижению уровня шума киносъемочных аппаратов.

Макет был предназначен для репортажных синхронных съемок в условиях естественного интерьера на 35 черно-белую и цветную кинопленки.

Макет аппарата мог использоваться для съемок фильмов с нормальным форматом и с широкоэкранным форматом с аноморфированным[11] изображением при наличии аноморфированой оптики.

В разделе даны основные технические данные макета, представлены результаты полученные в процессе испытаний виброизоляции механизма аппарата и испытаний на шумность зубчатых колес, изготовленных из различных материалов; рассмотрены методики испытаний; определены выводы и рекомендации, полученные по результатам исследования.

В разделе 16 «Выводы и предложения» изложены результаты проведенного научного исследования по заданной теме, отмечены работы необходимые для дальнейшего осуществления опытно-конструкторских работ, а также определены организационные и технологические вопросы, требующие решения для выполнения поставленных задач.

Технико-эксплуатационные показатели киносъемочной аппаратуры зависят от принятых технических конструктивных решений различных узлов и механизмов, а также от состояния и уровня технологических процессов изготовления элементов и узлов киносъемочных аппаратов.

Совершенствование качества киносъемочных аппаратов способствовало повышению качества выпускаемой кинопродукции, расширению творческих возможностей съемочных групп, улучшению экономических показателей при производстве и эксплуатации аппаратов.

На протяжении нескольких лет, начиная с 1986 г., МКБК работало над комплексом исследований, направленных на повышение эксплуатационных характеристик киносъемочной аппаратуры в области:


Позднее в своих воспоминаниях о полете Г.С. Титов писал: «Все время поблизости от меня в кабине плавала ручная кинокамера, которую я захватил с собой в полет, чтобы запечатлеть всю красоту, открывающуюся человеческому взору на орбите. Это был обычный репортерский киноаппарат «Конвас», заряженный цветной пленкой. Я сделал им несколько снимков горизонта при входе в тень Земли и при выходе из нее на Солнце. Снимал и звездное небо. Дважды я видел Луну. Она была на ущербе, острый серпик ее такой же, каким мы его видим с Земли. Создавалось впечатление, будто корабль стоит на месте, а Луна быстро, рожками вперед проплывает мимо иллюминатора». (Г.С. Титов. 700 000 километров в космосе. Рассказ летчика-космонавта СССР. М., 1961, стр. 107).

Киносъемка Г.С. Титова на корабле «Восток-2» послужила дальнейшему развитию космической киносъемки и открыла новую страницу в истории мировой кинематографии. Это потребовало развития новых технологий.[6]

В конце 1950-х гг. конструкторы МКБК разработали линейку 35-мм кинокамер: синхронную студийную СК-1, натурную штативную 1КСН и специальную для скоростных и комбинированных съемок lKCK.

Эти аппараты, хотя и не имели системы зеркального визирования, но обладали технологичностью конструкции и высокой эксплуатационной надежностью.

В дальнейшем, уже имея необходимый опыт в создании киносъемочной аппаратуры, МКБК разработало ряд новых оригинальных моделей съемочных камер с наличием зеркальных обтюраторов и с повышенными эксплуатационными характеристиками.

Среди них ручной аппарат «Спутник» (модель 5КСР), предназначенный для производства хроникально-документальных фильмов, который в отличие от аппарата «Конвас-автомат» имел пониженный уровень звука и был оснащен специальной системой управления объективами, что позволяло оператору управлять киносъемочной оптикой, не отрывая рук от рукоятки аппарата.

В 1962 г. был выпущен, разработанный МКБК, новый синхронный павильонный аппарат «Мир» (модель ЗКСС), оснащенный индивидуальным электроприводом кассеты, встроенным кадроотметчиком, системами параллаксного[7] и беспараллаксного визирования. В этом аппарате был использован ряд новых технических решений. В дальнейшем на его основе была разработана модель ЗКСС-М, на базе которой в 1971 г. МКБК при участии НИКФИ[8] создало кинотелевизионный аппарат ЗКСС-У.

Штативная синхронная 35-ммкамера «Эра», серийное производство которой началось в 1964 г., обеспечивала синхронные съемки на натуре для документального кино. Этой камерой снимались все государственные мероприятия, в том числе партийные съезды. Модернизация аппарата в дальнейшем позволила значительно снизить уровень его звука и повысить эксплуатационную надежность.

В 1960-е годы в МКБК был разработан 16-мм ручной узкопленочный аппарат «Кинор» (16СХ), оснащенный сопряженным визиром с зеркальным обтюратором и поворотной лупой сквозной наводки, по техническим характеристикам он превосходил все зарубежные аналоги.

Новые аппараты МКБК отличались высокой эксплуатационной надежностью и соответствовали требованиям кинопроизводства того периода.

В эти годы осуществлялось внедрение новых систем кинематографа – широкоэкранный, широкоформатный, стереоскопический, что требовало разработки соответствующих аппаратов.

В связи с этим с 1964 г. по 1974 г. МКБК совместно с НИКФИ разработали киноаппараты для производства стереоскопических фильмов по системе «Стерео-70»: студийный 70СК-Д и для съемок на натуре 1СШН-Д.

В 1974 г. МКБК была создана 35-мм скоростная камера «Темп», имеющая зеркальный обтюратор, диапазон скоростей до 150 кадров в секунду, постоянную экспозицию при плавном изменении скорости съемки. Этой камерой были сняты многие художественные, научно-популярные и спортивные кинофильмы, в том числе «Хоккей против хоккея» и кинолетопись «Олимпиада-80».

Кроме этого была проведена большая работа, направленная на повышение технических и эксплуатационных характеристик киносъемочной аппаратуры, в результате которой был значительно снижен уровень звука в различных типах киносъемочной аппаратуры: уровень звука аппарата «Конвас-автомат» был доведен до 55 дБА; штативного натурного аппарата «Эра» модели 2КОС – до 36 дБА (в то время это было значительным достижением и превышало характеристики зарубежных моделей); синхронной павильонной аппаратуры – до 26 дБА.

В 1970 г. было выпущено две новые разновидности аппарата «Конвас-автомат»: 1КСР-1М, основное назначение – хроникально-документальное кино, и 1КСР-2М, модель с одним объективодержателем, рассчитанным на работу с тяжёлой оптикой, главным образом вариообъективами и анаморфотной (широкоэкранной). С 1970-х по конец 1990-х годов 1КСР-2М был основной камерой для съемок художественных фильмов.

Московскую Олимпиаду 1980 года киностудии кинохроники почти целиком снимали аппаратами «Конвас-автомат».

Любая из трех существовавших моделей аппарата «Конвас-автомат» была пригодна для съемок фильмов как обычного формата, так и широкоэкранных. Для этого в комплекте имелись две сменные рамки с кадровым окном соответствующих размеров. При съемке широкоэкранных фильмов обычная лупа сквозной наводки заменялась специальной дезанаморфотной, дающей неискаженное изображение. Просуществовав более тридцати лет, «Конвас-автомат» так и не приобрел встроенного экспонометрического устройства[9].

В 1982 г. в МКБК разработало синхронный штативно-плечевой аппарат «Кинор-35С» модели 5КСН для синхронных съемок обычных, кашетированных и широкоэкранных кинофильмов на стандартной перфорированной 35-мм кинопленке. Аппарат отличался широкими функциональными возможностями, низким уровнем шума – 29 дБ при массе 15 кг, был оснащен сопряженным визиром с зеркальным обтюратором, встроенным экспонометрическим устройством, а также полуторными кассетами большой емкости (до 300 метров), позволявшими снимать длинные диалоговые сцены.

После модернизации камеры «Кинор-35С» модели 5КСН в 1984 г. появился аппарат «Кинор-35Н» облегченной конструкции массой 11,5 кг и с уровнем шума 32 дБ, предназначенный для натурных съемок.



Главной задачей, которая ставилась при разработке камеры, было снижение уровня звука работающего аппарата, чтобы сделать его пригодным для синхронных съемок. Это было достигнуто, благодаря конструкции грейфера, изоляции отдельных плат механизма от корпуса амортизаторами, применению зубчатых передаточных ремней и индивидуальных электроприводов кассет. В дальнейшем на основе этих моделей создавали новые конструкции.

Кроме киносъемочных аппаратов МКБК разрабатывало вспомогательное операторское оборудование: опорные средства для кинокамер, штативы хроникальные, студийные и гидравлические, операторские краны с ручными, электромеханическими и гидравлическими системами управления, всевозможные операторские тележки, стабилизирующие устройства и др.

В зависимости от назначения профессиональная киносъемочная аппаратура делится на две группы: общего назначения и специальную.

Одновременно с аппаратами общего назначения в МКБК, а также и в НИКФИ разрабатывались и специальные киносъемочные аппараты.

Но наиболее распространенными в практике работы кинооператоров являются киносъемочные аппараты общего назначения, служащие для выполнения обычных киносъемок в художественном, научно-популярном, хроникальном кинематографе при проведении киносьемок в павильонах, на натурных площадках, в интерьерах, на натуре. В связи этим их разработка осуществляется с учетом определенных требований: они должны быть удобны в работе, обладать малыми массой и габаритными размерами, низким уровнем звука, высокой надежностью. Качество киносъемочного аппарата, использованного при киносъемках, влияет на художественную ценность снятого фильма.

Именно эти задачи и стояли перед разработчиками МКБК в рассматриваемый период (1970-е – 1980-е гг).

К середине 1970-х годов профессиональная киносъемочная аппаратура, разработанная и выпущенная отечественной промышленностью, была представлена значительным числом моделей для всех видов киносъемок, на всех форматах кинопленки, применяемых в профессиональном кинематографе. Наблюдалось создание большого количества разнотипных и однотипных аппаратов с ограниченными технологическими возможностями, отвечавшими иногда только потребностям одного конкретного заказчика (киностудии). Это приводило к большому многообразию отечественной киносъемочной аппаратуры, к появлению различных моделей аналогичного или близкого назначения, к отсутствию базовых конструкций, создавало затруднения в производстве и эксплуатации аппаратуры.

Такое положение было связано с тем, что длительное время не проводились работы по научному прогнозированию дальнейшего развития киносъемочной аппаратуры, анализу и обобщению требований эксплуатации, выявлению оптимального ряда аппаратуры.

Учитывая создавшуюся обстановку, Госкино СССР впервые поставило в 1974 г. перед предприятиями, занимающимися разработкой киносъемочной аппаратуры, задачу провести комплексную научно-исследовательскую работу по теме: «Разработка принципов построения унифицированного ряда киносъемочных аппаратов для профессионального кинематографа».

В числе организаций, работавших над поставленной задачей, было и МКБК, которое совместно с организациями-соисполнителями провело большую работу по всем направлениям этой проблемы.

Для выполнения поставленного задания необходимо было решить следующие вопросы:

  • снижения шума аппаратов, приборов;
  • улучшения качества изображения, получаемого на негативе при съемке, одного из важных технических показателей работы киносъемочного аппарата;
  • создания новых элементов конструкций и технологических процессов, обеспечивающих повышение эксплуатационных характеристик эргономики, надежности, качества и т.п.
Одним из таких исследований явилась работа по теме «Исследования, направленные на повышение эксплуатационных характеристик киносъемочной аппаратуры в части уровня звука, качества изображения и надежности», проводимая МКБК в течение нескольких лет.

Наиболее важной задачей в снижении шума киносъемочного аппарата являлась разработка и исследование элементов, из которых он состоял.

Любой киносъемочный аппарат состоит из следующих узлов и элементов: грейферного механизма[12]; обтюраторного механизма[13]; элементов передачи движения в опорах; элементов лентопротяжного тракта, в том числе определяющих положение ленты в зоне ф/канала; несущей платы механизма аппарат; двигателя электропривода; несущей платы механизма кассеты; элементов крепления объектива и лупы; корпусных деталей; элементов димпфирования вибраций и звукоизоляции. Перечисленные составные части аппарата прямо или косвенно влияют на его габариты, массу и шумность.

Задачи проведенного исследования потребовали для разработки новой киноаппаратуры создания нового исследовательского нестандартного оборудования в виде специальных стендов и макетов, а также разработки некоторых новых методик расчетов основных параметров элементов киносъемочных аппаратов.

На основании проведенного анализа конструкций и параметров отечественных и зарубежных киносъемочных аппаратов было установленно, что самой актуальной и труднорешаемой проблемой являлись массово-шумовые характеристики аппаратов, что и определило основные направления научно-исследовательских работ МКБК в рассматриваемый период.

Одним из основных источников вибрации и шума во многих механизмах являлась неуровновешенность вращающихся деталей. МКБК было проведено много исследований в поисках технических решений, обеспечивающих достижение низкого уровня шума механизмов.

По результатам научно-исследовательской работы были обоснованы рекомендации по параметрам базовых моделей киносъемочных аппаратов и технические предложения по их реализации при дальнейшем проведении ОКР.

В научных отчетах по вышеуказанной теме за 1986 г. и 1988 г., материалы которых вошли в публикацию, представлены результаты теоретических экспериментальных исследований комплекса работ, способствующих повышению надежности и качества выпускаемой аппаратуры. Кроме этого, в отчетах изложены методики исследований, технологические процессы и рекомендации по их дальнейшему использованию.

Важное значение для достижения высокого качества аппаратуры имело состояние вопроса диагностики контроля параметров киносъемочных аппаратов, как на этапе их сборки, так и в процессе их эксплуатации.

С решением вопросов в этой области можно ознакомиться в представленном в публикации материале отчета за 1986 год, где представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований комплекса работ, направленных на повышение надежности качества выпускаемой конструкторским бюро продукции.

В публикацию вошли: отдельные фрагменты раздела 2. «Разработка и исследование методики диагностического контроля виброакустического состояния киносъемочной аппаратуры» и раздела 3. «Исследования, направленные на создание встроенных устройств контроля параметров киносъемочной аппаратуры в составе аппарата» (Ф. 261. Оп. 1-1. Д. 33).

Отчет МКБК по этой же теме за 1988 г., содержащий результаты работ, способствующих повышению эксплуатационных характеристик киносъемочных аппаратов, представлен в публикации разделом 2. «Исследования, направленные на поиск новых конструктивных решений в ручном киносъемочном аппарате 1КСР-2М с целью улучшения его технических характеристик» (Ф. 261. Оп. 1-1. Д. 38).

Раздел содержит материал о проведенных исследованиях и создании экспериментального образца аппарата модели 1КСР-5М.

Особый интерес представляют включенные в публикацию материалы заключительного научного отчета МКБК по теме: «Анализ эргономического[14] уровня современной киносъемочной аппаратуры» за 1987 г. (Ф. 261. Оп. 1-1. Д. 37).

Уровень эстетических и эргономических характеристик отечественных профессиональных киносъемочных аппаратов требовало дальнейшего исследования и усовершенствования.

МКБК впервые была осуществлена работа по определению эргономических показателей оценки решений, разработана их структура и методика оценки профессиональной киносъемочной аппаратуры.

Целью работы явилось проведение анализа эргономического уровня современной отечественной и зарубежной киносъемочной аппаратуры для определения оптимальных решений проблемы, направленных на создание новой техники. Это позволило определить основные эргономические требования к проектированию новой аппаратуры и ее модернизации, что улучшило условия работы оператора во время съемочного процесса, способствовало бы удобству в работе, комфортности, а также придало аппаратам эстетический внешний вид, повысило бы творческие возможности операторов.

Результаты по данной научно-исследовательской работе планировалось использовать в последующих опытно-конструкторских работах в области разработки новых киносъемочных аппаратов.

Объектом исследования явилась киносъемочная аппаратура, используемая при съемках документальных, художественных и хроникально-документальных фильмов, ручная, плечевая, штативно-плечевая.

Изучение результатов оценок, проведенных ранее другими предприятиями, показало отсутствие эргономической проработки на предпроектных этапах разработки аппаратуры, а также недостаточность или отсутствие полностью эргономической оценки решений аппаратов на основных ее этапах.

В результате проведенного исследования был выявлен перечень основных эргономических требований, необходимых для оценки уровня аппаратуры, разработаны структура и методика оценки профессиональной киносъемочной аппаратуры.

Результаты исследования позволили выявить направления повышения качества выпускаемой аппаратуры на примере 9 КСН и 7 КРС.

Разработанные в процессе исследования методы соматографии[15] и пространственного проектирования дали возможность в дальнейшем проводить качественную эргономическую проработку проектируемых аппаратов.

Проделанная работа явилась отправным этапом для проведения предпроектных, инженерных и технологических проработок в этой области.

В публикацию вошли следующие материалы отчета: введение; подразделы раздела 1. «Основная часть» 1.1. «Выбор направления исследования. Предварительный анализ киносъемочной аппаратуры», 1.3. «Оценка эргономического уровня киносъемочной аппаратуры»; заключение.

О проблемах специальных видов киносъемки рассматриваемого периода рассказывают включенные в публикацию материалы личного фонда Ю.П. Похитонова: Отчет Всесоюзного ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) за 1980 г. по теме «Разработка предложений по созданию аппаратуры и технологии специальных видов киносъемок», руководителем которой являлся Ю.П. Похитонов, и приложение к отчету: «Методика динамической киносъемки изображения, получаемого сканирующим электронным микроскопом» (РГАНТД. Ф. 346. Оп. 1. Д. 149).

В отчете рассмотрены вопросы технической оснащенности киностудий научно-популярных фильмов аппаратурой для производства специальных видов киносъемок.

Одной из основных проблем низкого качества отснятого материала при создании фильмов, а также появления брака, перерасхода кинопленки и т.д. авторы отчета считают наличие устаревшего оборудования на киностудиях. Причиной этого является осуществление производства необходимого оборудования (как для киностудий, так и для НИИ) только по заказам отдельных ведомств и отсутствие координационного центра по разработке кинооборудования для проведения научных исследований.

Киностудии, осуществляющие специальные киносъемки, оснащены устаревшим, часто самодельным оборудованием.

В отчете также отмечено, что решение проблем специального оборудования состоит не только в разработке новых ее видов, но и в модернизации существующих.

Авторами рассмотрены пути решения этих проблем и определены конкретные предложения по усовершенствованию киноаппаратуры и технологии специальных видов киносъемки, с некоторыми из которых знакомит наша публикация.

Наиболее используемыми киностудиями при создании научно-популярных фильмов отмечены следующие виды специальных киносъемок: макрокиносъемка, микрокиносъемка, цейтраферная киносъемка[16].

Поскольку, выпускаемые промышленностью установки для микросъемки не соответствовали требованиям профессионального кинематографа, авторы отчета предлагали вести ее разработку по модульной схеме. Технология этого процесса изложена в подразделе 2.2. «Предложения по разработке микрокиноустановки с учетом профессиональных требований кинематографа».

Раздел 3 знакомит с назначением и составом цейтраферного устройства, используемого в покадровой киносъемке.

В разделе 4 отчета на основе проведенного анализа помещений студий ЦНФ, Киевнаучфильм, Леннаучфильм изложены общие требования к павильонам цехов, предназначенным для специальных видов киносъемок, и дан перечень аппаратуры, необходимой для проведения определенных видов специальной киносъемки: микрокиносъемки, киносъемки в поляризованном свете, киносъемки в ИФК и УФ лучах, киносъемки с изменением масштаба времени и др.

Определяя применение специальных видов киносъемок для студий по производству научно-популярных фильмов, как одно из главных условий успешной работы, авторы в разделе «Выводы» излагают ряд необходимых для достижения этого организационных мер.

Большой интерес представляет предлагаемая в публикации «Методика динамической киносъемки изображения, получаемого сканирующим электронным микроскопом», разработанная Ю.П. Похитоновым (приложение к отчету).

Подчеркивая преимущества сканирующего электронного микроскопа, автор отмечает, что у него высокое разрешение и глубина резкости в сотни раз больше, чем у светового микроскопа, что позволит широко применять микроскоп в создании научно-популярных и учебных фильмах.

В документе рассмотрен принцип действия сканирующего электронного микроскопа и изложены методы его применения.

Киносъемочная аппаратура постоянно совершенствуется. Открытия и новые возможности способствуют разработки моделей аппаратов с хорошим качеством изображения и звука. Многие из киноаппаратов, о которых мы рассказали, – это уже ретроаппаратура.

Но, в истории отечественного кинематографа навсегда останутся кинокамеры «Конвас-автомат», «Кинор» и др., благодаря которым было создано так много любимых нами фильмов. И мы бережно храним эту историю…

Теперь, когда появилось новое поколение киносъемочной аппаратуры, аппараты, с материалами о которых мы вас познакомили в нашей публикации, можно увидеть только в качестве экспонатов на выставках в Москве в Государственном центральном музее кино, который в 2017 году разместится на ВДНХ в павильоне № 36 после завершения его реконструкции, или в Санкт-Петербурге в Музее отечественной киноаппаратуры, работающем на базе Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, а также и в других музеях.

Для иллюстраций публикации использован фотоматериал научных отчетов МКБК, документов личного фонда Ю.П. Похитонова, с изображением киносъемочной аппаратуры и др., а также фотодокументы РГАНТД.

Публикацию подготовила Н. Новикова. Набор текста И. Макаревич. Сканирование фото А. Манаков.

Поделиться: