«Ракета "Энергия" – величайшее достижение не только Советского Союза, но и всего мира». К 25-летию первого запуска

15 мая 1987 г. в 21 час 30 мин. с Универсального комплекса стенд-старт[A] на космодроме Байконур был проведен первый пуск ракеты-носителя (РН) «Энергия» с космическим аппаратом (КА) «Скиф-ДМ»[B].

После старта обе ступени «Энергии» отработали согласно циклограмме полета. Изменение всех параметров движения ракеты по времени полностью соответствовало заложенным алгоритмам управления. Через 460 секунд после старта КА «Скиф ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 км. В процессе разделения без замечаний сработала система увода КА от РН. Однако после выполнения программных разворотов КА перешел в неуправляемый режим ориентации и, не набрав нужной скорости для выхода на заданную орбиту, по баллистической траектории упал в Тихий океан.

Первый успешный запуск ракеты «Энергия» подтвердил, что в СССР была создана универсальная ракета-носитель сверхтяжелого класса, не имеющая по своим возможностям аналогов в мировом ракетостроении, ракета с двигателями на экологически чистых компонентах топлива: кислород, керосин, водород.

Летными испытаниями комплекса в составе РН «Энергия» и КА «Скиф ДМ» была подтверждена работоспособность РН сверхтяжелого класса с асимметричным боковым расположением выводимого объекта; получен богатый опыт наземной эксплуатации на всех этапах подготовки к старту сверхтяжелого ракетно-космического комплекса; по данным телеметрической информации получен обширный и достоверный экспериментальный материал по условиям выведения, который будет использован при подготовке к запуску МКС «Буран»; начаты испытания космической платформы 100-тонного класса для решения широкого круга задач.

Ракета-носитель тяжелого класса «Энергия» являлась составной частью многоразовой космической системы (МКС) «Энергия – Буран». Разработка МКС началась на основании Постановления Правительства от 17.02.1976 г. «О создании МКС в составе разгонной ступени, орбитального самолета, орбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращение с орбиты грузов массой до 20 т.». Головным разработчиком МКС было определено НПО «Энергия»[C] – генеральный конструктор В.П. Глушко[D]. Главным конструктором по МКС в целом и РН «Энергия» (разгонная ступень) в январе 1982 г. был назначен Б.И. Губанов[E].

Конструктивно РН «Энергия» состоит из 2-х ступеней. Она выполнена по пакетной схеме с параллельным расположением ступеней и боковым расположением полезного груза, в которой 4 боковых ракетных блока первой ступени (блоки А) располагаются вокруг центрального ракетного блока второй ступени (блока Ц). РН устанавливается на стартово-стыковочный блок (блок Я), предназначенный для ее стыковки с пусковой установкой (ПУ) стартового комплекса. Стартово-стыковочный блок служит опорным силовым элементом при сборке и транспортировке РН. После пуска ракеты стартово-стыковочный блок остается на пусковом устройстве и может использоваться повторно. Двигательная установка РН «Энергия» состоит из 4-х четырехкамерных кислородно-керосиновых двигателей РД-170 (по одному на каждом из 4-х блоков первой ступени ракеты) и 4-х однокамерных кислородно-водородных двигателей РД-0120 на центральном блоке второй ступени. Двигатели РД-170, обладают рекордными параметрами, и сегодня не имеют аналогов за рубежом[F]. Все двигатели начинают работать со старта, с опережением на 8 сек запуска двигателей второй ступени относительно запуска двигателей первой ступени. Система автономного управления РН «Энергия», созданная на базе бортового цифрового вычислительного комплекса, обеспечивает высокую точность выведения полезного груза в заданную область и широкие возможности РН по выходу из нештатных ситуаций, в том числе и при отказе одного из двигателей. Стартовая масса ракеты 2300 т, в варианте с четырьмя боковыми блоками способна вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза.

Еще во время разработки РН «Энергия», у американских специалистов родилась идея создания на ее базе сверхтяжелой ракеты-носителя[G] совместными усилиями нашей страны и США. При увеличении диаметра центрального блока на нем можно было установить более мощную двигательную установку, увеличить число боковых ракетных блоков и сделать ряд других доработок. При стартовой массе «международной ракеты» (в американской терминологии IHLLV – International Heavy Lift Launch Vechile) 3820 т на опорную орбиту с высотой 200 км выводилась полезная нагрузка 205 т. Существующий стартовый комплекс и стенд-старт, несмотря на значительные отличия в характеристиках и конструкции ракет «международной» и «Энергии», смогли бы обеспечить пуск сверхтяжелой ракеты при незначительной модернизации. Совместный проект ведущих космических стран с участием других стран мог бы стать мощной, объединяющей в политическом и экономическом отношениях, силой. Создание сверхтяжелой ракеты-носителя могло бы стать шагом к осуществлению полетов не только на Луну, но и, в первую очередь, на Марс.

С развалом СССР и последующими событиями, в 1993 г. программа «Энергия – Буран» была закрыта. 12 мая 2002 г. при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре былиуничтожены хранившиеся там две готовые к использованию, РН «Энергия» и единственный летавший в космос ОК «Буран». Три РН «Энергия» находящихся на стапелях НПО «Энергия» были разрезаны.

В настоящую публикацию включена фонозапись выступления главного конструктора РН «Энергия» Б.И. Губанова, проведенная на заседании Научно-технического совета НИИХИММАШ[H] 15.05.1997 г. Содержание выступления имеет особую ценность. В нем раскрываются детали принятия руководством отрасли решения на запуск РН «Энергия» с КА "Полюс". Это решение диктовалось обстановкой, сложившейся к началу 1987 г., когда стало ясно, что изготовление первой летной ракеты-носителя и орбитального корабля МКС «Энергия – Буран» отстает от сроков, определенных Постановлением Правительства от 21 ноября 1977 г. Учитывая это обстоятельство, по инициативе главного конструктора ракеты Б.И. Губанова, поддержанного министром Министерства общего машиностроения О.Д. Баклановым, НПО «Энергия» предложило провести летные испытания экспериментальной ракеты-носителя (индекс 6С). Полученные результаты должны были быть использованы для подготовки запуска МКС «Энергия – Буран». Кроме того, при проведении пуска экспериментальной ракеты можно было получить результаты, дающие ответ на вопросы проведения огневых испытаний двигателей. Заключительными огневыми испытаниями летного экземпляра ракеты-носителя ОК «Буран» предусматривались огневые испытания пакета в полной сборке с выходом на главный режим. Проведение таких испытаний – задача чрезвычайной сложности, а проведение их на стартовой позиции для запуска РН «Энергия» с ОК «Буран», в случае возникновения аварийной ситуации, могло привести к разрушению старта. Понимая это, НИИХИММАШ предложил провести пуск экспериментальной ракеты 6СЛ[I] с УКСС, находящийся на значительном удалении от штатных стартовых комплексов. Минимальная задача пуска состояла в уходе ракеты после старта на безопасное расстояние от УКСС и сооружений стартового района. Таким образом, проведение огневых испытаний пакета в полной сборке заменялось самим пуском. Решение на пуск экспериментальной РН 6С, после длительных обсуждений на различных уровнях, было принято Государственной комиссией по летным испытаниям – председатель комиссии О.Д. Бакланов. Результаты пуска в полной мере были использованы в обеспечении последующего успешного запуска МКС «Энергия – Буран».

На научно-техническом совете, на котором выступал Б.И. Губанов, присутствовали руководство и сотрудники НИИХИМАШ, значительное число из которых были участниками подготовки и проведения пуска РН «Энергия» с КА «Полюс» 15 мая 1987 г. Это было выступление главного конструктора перед участниками общего дела и единомышленниками.

Б.И. Губанов автор четырехтомного труда «Триумф и трагедия «Энергии». Размышления главного конструктора», изданного в 1998 г. Он стал завершением творческого и жизненного пути выдающегося отечественного конструктора.

Публикацию подготовил В.М. Смирнов.
Расшифровка фонозаписи проведена В.Ю. Михайловой.

Поделиться:
Добро пожаловать на новый сайт РГАНД. Чтобы перейти к предыдущей версии сайта перейдите по ссылке http://old.rgantd.ru
×