Союз «Союзов» (к 50-летию полёта космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5»)

На хранении в РГАНТД находятся материалы, освещающие все этапы полёта космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» – подготовку экипажей к полёту, его проведение и результаты.


Кроме фотодокументов, данные сведения содержатся в отчётной документации, бортовых журналах космических кораблей, находящихся на хранении в составе фонда «Российский государственный научно-исследовательский институт “Центр подготовки космонавтов”».


Важные данные о результатах полёта содержатся в «Деле о рекордах космического полёта на космических кораблях “Союз-4” и “Союз-5”» (фонд «Федерация космонавтики СССР»).


В личных фондах лётчика-инженера, журналиста Н.А. Варварова, журналиста Я.К. Голованова, специального корреспондента газет «Правда», «Комсомольская правда» и др. Е.И. Рябчикова отложился значительный массив заметок из периодической печати о полёте космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5».


Необходимо также отметить кинофильм «Страницы космических стартов», который находится на хранении в РГАНТД и рассказывает в том числе об особенностях проведения этого полёта.


В ноябре 1968 года было принято решение подготовки экипажей по программе «1+3». В состав основного экипажа вошли В. Шаталов, Б. Волынов, Е. Хрунов и А. Елисеев. В дублирующий экипаж были назначены Г. Шонин, А. Филипченко, В. Горбатко и В. Кубасов.



Космонавты уже длительное время готовились по программе «Союз», Шаталов и Волынов были в составе дублирующего и резервного экипажей соответственно при полёте «Союза-3».


В результате проведённых тренировок на комплексном тренажёре ТДК-7К и тренажёре «Волга» экипажи получили навыки в управлении и эксплуатации корабля «Союз» в выполнении динамических операций, в том числе ручного причаливания, в проведении всех научных экспериментов в соответствии с программой данного космического полёта, а также было отработано взаимодействие экипажей активного и пассивного кораблей при причаливании.

Кроме того, проводились полёты на самолёте Ту-104, называемом также «летающей лабораторией», во время которых отрабатывалась программа шлюзования и перехода из корабля в корабль в условиях кратковременной невесомости. При тренировках в ТБК-60 были получены навыки шлюзования и эксплуатации систем скафандра в условиях разреженной атмосферы.
14 декабря космонавты успешно сдали комплексные экзаменационные тренировки, а 24 декабря они вылетели на космодром Байконур для предстартовой подготовки.



Решением Государственной комиссии от 11 января 1969 г. для выполнения космических полётов на кораблях        «Союз-4» и «Союз-5» были утверждены:


командиром корабля «Союз-4» — подполковник В.А. Шаталов;
командиром корабля «Союз-5» — подполковник Б.В. Волынов;
инженером-исследователем — подполковник Е.В. Хрунов;
бортинженером — кандидат технических наук А.С. Елисеев.


14 и 15 января 1969 г. состоялись запуски космических кораблей с космодрома Байконур. «Союз-4», пилотируемый лётчиком-космонавтом подполковником Шаталовым В.А., стартовал 14 января в 10 ч. 30 мин.


Через сутки после старта активного корабля, 15 января в 10 ч. 4 мин. 57 сек., на встречу с ним пошёл «Союз-5» под управлением лётчика-космонавта подполковника Волынова Б.В. с экипажем в составе Хрунова Е.В. и Елисеева А.С.


Ещё во время парных полётов беспилотных «Союзов» специалисты для краткости обозначали активный корабль буквой «А», пассивный — буквой «Б».


При пилотируемых полётах решено было подобрать экипажам такие позывные, чтобы они тоже начинались с букв «А» и «Б», так, у «Союза-4» позывным стало слово «Амур», а экипаж «Союза-5» стали называть «Байкалами».


Основной задачей группового полёта являлось выполнение ручной стыковки двух космических объектов на монтажной орбите и перехода двух членов экипажа «Союз-5» в космический корабль «Союз-4».

Сближение и стыковку кораблей было решено проводить через сутки после старта пассивного корабля, чтобы дать космонавтам время на адаптацию к космическим условиям. Космонавты выполнили ряд операций по маневрированию, которые обеспечили сближение кораблей до расстояния в несколько километров.


Автоматическое сближение кораблей началось 16 января в 10 ч. 37 мин. на 34-м витке «Союза-4» и на 18-м витке «Союза-5». Во время сближения космический корабль «Союз-5» ориентировался стыковочным узлом в направлении корабля «Союз-4», снабжённого активной системой стыковки. На расстоянии 100 метров В. Шаталов и Б. Волынов перешли на ручное управление и выполнили причаливание и стыковку кораблей, которая произошла в 11 ч. 20 мин. и была выполнена безукоризненно. Затем стыковочные механизмы кораблей соединились, произошёл взаимный механический захват, жёсткое стягивание кораблей и соединение их электрических коммуникаций.


Десятки миллионов людей наблюдали этот замечательный эксперимент на экранах телевизоров. Газеты и журналы пестрели восторженными заголовками.



В космическом пространстве впервые находилась экспериментальная обитаемая станция, включавшая в себя четыре отдельных жилых помещения общим объёмом 18 м³. Стыковка обеспечила механическую, энергетическую и информационную целостность всего комплекса. Энергетическая целостность была достигнута стыковкой электрических разъёмов, что обеспечило соединение электрических цепей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» в единую электрическую сеть станции. Это значительно расширило возможности перераспределения и концентрации электрической энергии в соответствии с нуждами экспериментов. Соединение телефонных цепей дало возможность космонавтам поддерживать постоянную двустороннюю связь, обмениваться информацией, находясь в любом из четырёх отсеков, что обеспечивало информационную целостность станции. Высота полёта экспериментальной обитаемой космической станции в апогее составляла 250 км, общая масса — 12 924 кг.


Сразу после стыковки Е. Хрунов и А. Елисеев в бытовом отсеке «Союза-5» стали готовиться к переходу через открытый космос из одного корабля в другой. Они переоделись при помощи командира корабля Б. Волынова в скафандры «Ястреб» с автономной системой жизнеобеспечения регенерационного типа, которые создавали необходимые условия для нормальной деятельности человеческого организма в открытом космосе.


Переход из одного космического корабля в другой осуществлялся на 35-м витке «Союза-4» и по продолжительности составил 37 минут. После того, как Хрунов добрался до входного люка бытового отсека «Союза-4», в путь отправился Елисеев. После выхода в открытый космос космонавты провели наружный осмотр корпуса станции, стыковочного узла, солнечных батарей, наблюдали за работой двигателей ориентации, установили штангу с кинокамерой, а также поручни для облегчения перемещения космонавтов при переходе из одного корабля в другой. При этом стало ясно, что при проведении некоторых операций требовались значительные физические усилия, особенно когда они были связаны с вращением тела вокруг точки опоры. Опыт указанной целенаправленной деятельности космонавтов дал новые важные данные для дальнейшего изучения ряда психологических и физиологических проблем, связанных с работой человека в открытом космосе. Хрунов и Елисеев вошли в историю не только как первые «космоходцы» по кораблям, но и как первые космические почтальоны, доставив В. Шаталову несколько газет за 15 января 1969 г., в которых сообщалось о запуске космического корабля «Союз-4».


На борту космических кораблей космонавты выполнили большой объём научных экспериментов по космической навигации, связи и медико-биологическим вопросам. В процессе полёта проводилось фотографирование Земли в различных условиях освещённости и визуальное наблюдение за обстановкой, видимой через остекление кораблей, а также наблюдения характерных геолого-географических образований земной поверхности, облачного и снежного покрова Земли, велось исследование яркости Земли и звёзд, обнаружение циклонов и тайфунов, а также проводились медико-биологические исследования влияния условий космического полёта на человеческий организм.


Кроме того, Шаталовым в этом полёте был предложен и осуществлён новый не запланированный по программе метод одновременной ориентации космического корабля на Солнце и Землю (метод В.А. Шаталова).
В состыкованном состоянии корабли летали 4 часа 33 мин. 49 сек. Затем они расстыковались, и космонавты начали готовиться к посадке. Впервые космонавты перешли через открытый космос из одного корабля в другой и возвратились на Землю не в том корабле, в котором стартовали в космос.


17 января 1969 г. в 9 ч. 30 мин. космический корабль «Союз-4» под управлением В.А. Шаталова в составе экипажа А.С. Елисеева и Е.В. Хрунова приземлился в 40 км северо-западнее г. Караганды.
18 января 1969 г. в 10 ч. 46 мин. космический корабль, пилотируемый Б.В. Волыновым, приземлился в 200 км юго-западнее Кустаная.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 г. лётчикам-космонавтам В.А. Шаталову, Б.В. Волынову, А.С. Елисееву, Е.В. Хрунову за успешное выполнение космического полёта и обеспечение впервые в мире перехода космонавтов из одного космического корабля в другой, совершённого во время орбитального полёта кораблей «Союз-4» и «Союз-5», и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


Важнейшими результатами полёта космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» стали:

  • успешное выполнение маневрирования на орбите при автоматическом и ручном управлении, поиска, сближения, причаливания и стыковки космических кораблей;
  • создание на орбите обитаемой экспериментальной космической станции;
  • осуществление перехода двух космонавтов из одного корабля в другой — эксперимента, создающего предпосылки для выполнения таких операций в космосе, как доставка грузов, ремонтные и монтажные работы, замена экипажей орбитальных пилотируемых станций или спасение экипажей при аварийных ситуациях;
  • комплексная проверка и испытание бортовых систем, агрегатов и элементов конструкций космических кораблей в условиях раздельного полёта и в составе экспериментальной космической станции;
  • проведение большого объёма научно-технических и медико-биологических исследований, наблюдений и экспериментов.

Эти результаты имели важное значение для дальнейшего совершенствования космической техники и были использованы для развития будущих пилотируемых полётов, создания орбитальных пилотируемых станций научного и народнохозяйственного назначения.


Кроме того, авиационная спортивная комиссия Центрального аэроклуба СССР им. Чкалова отметила рекордные достижения этого полёта по продолжительности одновременного пребывания в космосе космонавтов Елисеева и Хрунова вне космических кораблей с автономной системой жизнеобеспечения регенерационного типа; по общей продолжительности полёта космических кораблей в состыкованном состоянии; по наибольшей массе космических кораблей, состыкованных в групповом полёте, включая вес космонавтов.

Липатова К.Ю.

Источники:
1.    РГАНТД. Ф.1. Оп.9-1. Д.17, 18;
2.    РГАНТД. Ф.24. Оп.1. Д.90;
3.    РГАНТД. Ф.38. Оп.3. Д.79;
4.    РГАНТД. Ф.380. Оп.2. Д.77;
5.    РГАНТД. Арх. №268. Фильм «Страницы космических стартов» (отрывок «Экспериментальная космическая станция»). Центральная студия документальных фильмов, 1971 г., режиссёр – Сеткина И., сценарист – Рябчиков Е.;
6.    Алимов В.И., Денисов В.П., Журенко А.А., Мишарин В.А. Страницы советской космонавтики. М.: Издательство «Машиностроение», 1975. С.273-278;
7.    Афанасьев И.Б., Батурин Ю.М., Белозерский А.Г. и др. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. М.: Издательство «РТСофт», 2005. С.89, 90;
8.    Коновалов Б.П., Шумилов Н.Д. Мост в космос. М.: «Известия», 1976. С.196, 197.



Поделиться: