Покорительницы неба

Развитие планеризма, летных школ и авиации не представлялось бы возможным без огромного вклада и активного участия женщин, в числе которых были первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, лётчица – Гризодубова В. С., и первая планеристка Грунауэр Е.А.

Гризодубова Валентина Степановна родилась 31 января 1910 года в городе Харькове. В 1928 году обучалась в Харьковском Центральном аэроклубе, после чего, в целях совершенствования лётного мастерства поступила в школу летчиков-инструкторов в городе Пензе.

В период с 1929 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульской летной школе Осоавиахима, а 1934-1938 гг. – лётчиком-агитатором авиаэскадрильи им. М. Горького.

В 1938 году Гризодубова В.С. была удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина за совершение беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток. Ею был установлен международный женский рекорд дальности полёта - 6450 км. за 26 часов 29 минут.

С 1938 по 1942 год работала начальником Управления международных авиационных линий, параллельно закончив Академию Аэрофлота.

В 1942 – 1944 гг. Гризодубова В.С. являлась командиром 101 авиационного полка Дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов. В 1943 году ей было присвоено звание полковника.

В 1946 – 1963 гг., работая заместителем начальника НИИ-17 по летной части, Гризодубова В.С. организовывала и обеспечивала летные испытания опытных образцов радиолокационных станций, комплексов и систем разработки института и других научно-исследовательских учреждений.

С 1963 по 1972 год была начальником научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ), образованного на базе НИИ-17 по ее инициативе. Летно-испытательный центр, впоследствии преобразованный в НПО «Взлет», проводил отработку авиационных радиолокационных систем и комплексов, разработанных многими предприятиями Министерства радиопромышленности СССР.

С 1972 года Гризодубова В.С. занимала должность заместителя директора Московского НИИ приборостроения по летной части, где проработала до 1993 г.

Герой советского Союза (1938 г.), герой Социалистического труда (1986 г.).

Дважды награждена орденом Ленина (1938г., 1986г.), орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Октябрьской Революции и иными государственными наградами.

Грунауэр Екатерина Адольфовна родилась в 1908 году в городе Ахтырка. Окончив школу, в 1925 году начала работать в Харьковском аэроклубе им. Ильича. Там же прошла 3-месячный курс авиации и моторостроения.

В 1927 году в составе группы планеристов с планерами «Шпак» и «Горобец» была направлена в Коктебель на IV Всесоюзные планерные состязания. Однако планеры оказались непригодными для полетов, в связи с чем Грунауэр Е.А. была прикреплена к другой учебной группе, где летала на планере ИТ-4.

«У меня стались самые лучшие воспоминания об этом планере. Наш инструктор (бывший летчик), пытался учить нас летать на планере так, как учат летать на самолете, то есть делать лишние движения рулем высоты … несчастный планер дергался и полета не получалось, сплошные подскоки. я очень скоро стала доверять самому планеру, и он научил меня правильно управлять им и спокойно лететь», - вспоминала Грунауэр Е.А.

В 1929 году в Коктебеле Екатерина Грунауэр летала в тренировочной группе на планере Г-2, первой из женщин сдав экзамен на пилота-парителя, после чего работала инструктором на планерной станции под Москвой.

В 1930 году участвовала в групповом прыжке с первыми отечественными парашютами. В 1931 году была назначена инструктором и начальником летной части на областных курсах планеристов. Продолжила карьеру в Крыму в качестве инструктора в Центральной планерной школе.

Из воспоминаний Грунауэр Е.А.: «Нам, молодым инструкторам, очень хотелось посоревноваться… мы парили на наших учебных планерах. Состязались на точность посадки. Взлетали и садились по ветру, а не против ветра, как полагалось. Это казалось нам, был нужно на случай аварийной посадки. Планировали без управления руками. Снимали капот с планера и после перевода его на планирование летели с разведенными руками. Только ноги стояли на педалях. Это у нас называлось «не мешай планеру лететь».

С 1933 года работала инструктором планерной группы РККА.

В годы войны работала шофером в Средней Азии, не бросив занятий с группой планеристов при авточасти.




РГАНТД Ф. 327. Оп. 3. Д. 22. Л. 6.
РГАНТД Ф. 327. Оп. 3. Д. 18. Л. 22.
РГАНТД Ф. 348. Оп. 2. Д. 120. Л. 6-10.
Поделиться: