Детская театральная группа в годы войны (Продолжая историю Театра санитарного просвещения…)

«И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплоченная армия советских детей».

Корней Чуковский
(Из рассказа К. Чуковского «Дети и война», опубликованного
в газете «Пионерская правда» 24 марта 1972 года).


Продолжая историю Театра санитарного просвещения, начатую в публикации документов в 2016 г., мы хотим рассказать о детской группе этого театра, созданной в годы Великой Отечественной войны, когда вопросы агитации и пропаганды санитарного просвещения стояли особенно остро.

В 1938 г. Театр Московского областного Института санитарной культуры был расформирован в связи с отсутствием необходимого репертуара для решения поставленных перед ним задач, а также в связи с отсутствием постоянного помещения.

С началом Великой Отечественной войны возникли новые проблемы в области санитарного просвещения населения. Методы и формы санитарной агитации и пропаганды были пересмотрены.

Использование театра, как одного из наиболее действенного вида санитарной агитации позволило бы решить в художественной форме многие вопросы пропаганды противоэпидемических, санитарно-оборонных и общегигиенических знаний, а также вопросов охраны здоровья детей.

В связи с этим в мае 1942 г. приказом Наркома здравоохранения СССР Митерева Г.А.[2] был организован театр малых форм, состоящий из двух групп: профессиональной взрослой и детской, в которую входили дети в возрасте 8-14 лет.

Нельзя не отметить, что в тяжелые годы войны дети оказывали очень большую помощь взрослым в борьбе за Победу.

С самого начала войны подростки шли трудиться на заводы и фабрики, заменяя ушедших на фронт отцов и братьев.

Дети принимали участие в сооружении оборонительных укреплений, собирали металлолом, оставшееся после боев оружие, которое потом раздавали солдатам. В школьных мастерских девочки шили одежду для Красной армии, вязали теплую одежду.

Большую помощь оказывали дети раненым в госпиталях: устраивали концерты и спектакли, писали раненым под диктовку письма, приносили им подарки, сделанные своими руками. Надо отметить, что даже ребята детских садов посещали госпитали. Как благодарны и рады были больные и раненые солдаты этим малышам. Иногда уже выздоравливающие солдаты сами посещали утренники в детских садах.

Участие детей в помощи взрослым в борьбе за Победу – это был подвиг. И об этом много написано в воспоминаниях очевидцев, в произведениях писателей и поэтов.

В 1942 г. К.М. Симонов[3] в своем очерке «Москва», опубликованном в газете «Красная Звезда», писал: «Московские подростки зимы 41 и 42 года! Когда-нибудь хороший детский писатель напишет о них замечательную книгу. Они были всюду, они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы гранаты, снаряды, мины. Они, дежурили в госпиталях, заменяя сиделок и сестер. Они дежурили во время воздушных тревог на постах местной противовоздушной обороны. Они в своих школьных мастерских клеили пакеты для подарков и посылок, делали жестяные кружки и вязали варежки и перчатки. Они были тоже защитниками Москвы, как и их взрослые братья, сестры, отцы. И если когда-нибудь в столице на площади будет воздвигнут памятник обороны Москвы, то среди бронзовых фигур рядом с отцом, держащим автомат в руках, должен стоять его 15-летний сын, сделавший ему этот автомат осенью 1941 года».[4]

Задача предлагаемой публикации – рассказать о детях, трудившихся в годы Великой Отечественной войны в Москве в театре Центрального института санитарного просвещения. Деятельность их была связана с военным временем. Именно война поставила задачу по пропаганде санитарно-оборонных знаний населению в целях предупреждения заболеваний.

Приказом НКЗ СССР № 58 от 12 ноября 1941 г. агитационно-массовая работа была определена как одна из важнейших задач здравоохранения в деле сохранения и укрепления обороноспособности и санитарного благополучия страны.

Решающую роль в исполнении этой задачи играл Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения, в составе которого находился театр.

Институт обеспечивал формирование детского санитарно-просветительного репертуара, в состав которого входили одноактные пьесы, скетчи, драматические этюды, водевили, музыкальные комедии.

Пьесы, написанные для ребят, отличались занимательностью и сценичностью. Он были посвящены вопросам личной гигиены, прививкам, физической культуре, гигиеническим навыкам у детей, профилактике сыпного тифа и желудочно-кишечных заболеваний и т.п. Кроме этого группа выступала с эстрадными номерами.

К созданию репертуара на санитарно-просветительные темы были привлечены известные писатели, драматурги, поэты.

Детская группа театра работала под руководством квалифицированных режиссеров.

Выступления группы проводились в эвакогоспиталях, школах, домах пионеров, детских клубах, на летних детских площадках, в парках культуры и отдыха Москвы, летнем саду «Эрмитаж» и др.



В состав публикации вошли документы из фонда Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения, освещающих деятельность детской театральной группы в 1942-1945 гг.:
  • План постановок детской группы Театра санитарного просвещения НКЗ СССР, 20 июня 1942 г. (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 19. Л. 2. Подлинник. Машинопись.);
  • «Детский театр как средство санитарного просвещения». (Из справки о работе театра Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения НКЗ СССР за 1942-1943 гг.). (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 19. Л. 6–9. Подлинник. Машинопись.);
  • Письмо супруги премьер-министра Англии Уинстона Черчилля Клементины Черчилль детской группе Театра с благодарностью за показанный спектакль при посещении ею в мае 1945 года Центрального института санитарного просвещения. 8 апреля 1945 г. (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 21. Л. 1–2. Подлинник. Машинопись. Подпись-автограф);
  • Фотографии группы и сцен из спектаклей детской группы цеха малых форм театра. (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Позитив. Ч/б.).
Первый План постановок детской группы театра санитарного просвещения, включенный в публикацию, был разработан институтом вскоре после ее создания в июле 1942 г. Он знакомит нас с первым репертуаром детской группы в самом начале ее деятельности. Согласно плану вся работа проводилась по программам, объединяющим определенные темы, направленные на повышение уровня санитарного просвещения у детей. Каждой теме соответствовали те или иные пьесы и отдельные номера и выступления. Пьеса М.[…] Клоковой[5] «Тим и Том» направлена была на профилактику кишечных заболеваний; эстрадный номер «Мухи» (стихи и танец) был посвящен борьбе с мухами; пьеса «Мал-да-удал» – военно-санитарной теме и т.д. В информации из справки о работе театра Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения НКЗ СССР за 1942–1943 гг., посвященной детскому театру как средству санитарного просвещения, изложены вопросы организации работы группы и ее назначения, данные о ее составе, а также рассмотрены результаты проведенной работы. В документе подчеркивается, что повышение санитарной грамотности населения в дни войны приобрело особенно важное значение и поэтому создание новых театральных детских коллективов для исполнения санитарно-просветительного репертуара – это одна из основных задач санитарного просвещения. Институтом санитарного просвещения были предложены три формы организации детской художественной самодеятельности:
  • создание детского театра при домах санитарного просвещения на примере детской группы театра института;
  • создание детских исполнительских групп при домах санитарного просвещения;
  • использование существующих детских драматических кружков в школах, домах пионеров.
При этом институт гарантировал обеспечение новых детских коллективов репертуаром для выступлений и оказанием необходимых консультаций. Этой целью Институтом выпускались сборники санитарно-просветительского репертуара, включающие комедии, скетчи, частушки, драматические этюды и эстрадные номера с приложением режиссерских и методических указаний, рассылались на места инструктивно – методические и информационные письма, посвященные вопросам использования театральных форм в целях санитарной агитации пропаганды. В этом же документе, представлен основной репертуар детской театральной группы, который значительно был расширен по сравнению с первым за 1942 г. В него входили:
  • пьеса-сказка Ю.Г. Доброленской[6] «Хитрый Кот-вот-так-вот» о борьбе с грызунами,
  • пьеса М.И. Сизовой[7] «Не ожидали» о профилактике желудочно-кишечных заболеваний,
  • сценка в одном действии Л.В. Некрасовой[8] – «Сон в зимнюю ночь» о бережном отношение к игрушкам и отдельных вопросах личной гигиены.
  • пьеса Ю.Г. Доброленской – «Миша Мушкетер» о санитарной работе тимуровцев.


В состав репертуара входили также эстрадные номера: сценки, инсценировки, художественное чтение.


В апреле 1945 г. супруга премьер – министра Англии, Уинстона Черчилля[13] Клементина Черчилль[14], посетила одно из представлений детской группы театра. В публикацию включено письмо, которое она отправила детям с благодарностью за понравившийся ей спектакль и за полученные подарки. Клементина Черчилль сожалела, что не смогла из-за плохого самочувствия до конца досмотреть представление, и вынуждена была по настоянию доктора вернуться домой.

Работа, проделанная детьми театра за все время его существования (1942-1947 гг.), неоценима. Помимо учебы их обязанностью было трудиться в театре, участвовать в представлениях и концертах перед публикой, активно помогать новым театральным коллективам. Они работали наравне с взрослыми и понимали насколько сейчас, в это военное время, важно то, что они делают. Это был их вклад в Победу.

В связи с отсутствие необходимого репертуара театр в 1947 г. был ликвидирован. К этому времени пьесы театра уже не всегда отвечали поставленным задачам. Так, детская группа готовила представления по сказкам Андерсена[15].


Публикацию подготовила Н. Новикова.
Набор текста И. Макаревич.
Сканирование фото А. Манаков.

Поделиться: