Личные фонды

Цытович Глеб Николаевич
Ф. 413, 350 ед. хр., 1962 – 2013 гг.

Документы личного фонда; именные указатели.

Цытович Глеб Николаевич (1931 – 2014) – директор Института общественных зданий (1999 – 2011), кандидат архитектуры, профессор, заслуженный и почетный архитектор России, академик Международной академии архитектуры, лауреат Премии Совета Министров СССР (1982). Окончил Московский архитектурный институт (1954).

С 1955 года работал в Гипровузе над проектами вузов. В 1962 – 1964 гг. руководил строительством Политехнического института, Национального стадиона и других объектов в Гвинее. С 1968 года работал в Центральном научно-исследовательском институте типового и экспериментального проектирования учебных зданий (ЦНИИЭП), с 1998 года директором Института общественных зданий (ИОЗ). Автор более 100 построенных и спроектированных комплексов учебных заведений, в т.ч. вузов в Москве, Алма-Ате, Краснодаре, Джамбуле, Омске. Участвовал в конкурсах на Кипре, в Италии. Проектировал расширение комплекса зданий МГТУ им. Н.Э. Баумана, являлся главным архитектором комплекса зданий МГУ им. М.В. Ломоносова на новой территории. Автор 20 книг, 150 научных работ.

Документы творческой деятельности: кандидатская диссертация и ее реферат, статьи, обзоры, научные рекомендации, доклады, сообщения по вопросам проектирования и строительства вузов различного профиля и общественных зданий, в т.ч. по развитию комплекса МГУ; книга «Высшие учебные заведения с развивающейся планировочной структурой»; «Альбом творческих работ архитектора Цытовича Глеба Николаевича для представления в РААСН» (1963 – 2012).

Документы трудовой (служебной) деятельности: документы о работе и проектах в Гипровузе, ИОЗ, ЦНИИЭП учебных зданий – документы о назначении и продлении контрактов с Цытовичем Г.Н. как директором ИОЗ (приказы, протоколы, типовой договор и др.); документы о мероприятиях по улучшению работы и реорганизации ИОЗ (список мероприятий, приказы по институту, переходная организационная структура), уставы ИОЗ; документы по Московскому текстильному институту для представления в Госстрой СССР; документы о конкурсном проекте комплекса зданий МВТУ им. Н.Э. Баумана с жилым районом (приказы, проект программы и условий конкурса с приложениями, пояснительная записка к эскизному проекту, статья, генеральные и ситуационные планы); организационно-распорядительные документы ГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) – ОАО «Институт общественных и жилищных зданий, сооружений и комплексов» (свидетельство о регистрации, лицензия, структура предприятия, приказы и переписка); отчеты о работе ИОЗ, приказы, доклады, рекомендации, программы деятельности, материалы совещаний, служебные письма и др. (1981 – 2011).

Документы о работе в Проектно-научном центре (ПНЦ) МГУ ИОЗ по проектированию нового комплекса МГУ и других объектов (генпланы, фасады, справки, экспертные заключения, перечень объектов, проект задания на разработку, протоколы, акты, служебная переписка и др.), о выдвижении участников проекта нового комплекса МГУ на соискание дипломов и медалей РААСН и Премии им. архитектора А. Гутнова (служебные письма, протоколы, список участников и др.) (1991 – 2013).

Документы о работе в Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Союзе архитекторов СССР – России (заявления, справки, характеристика, список работ Цытовича Г.Н. для выдвижения на выборы в действительные члены РААСН), проект устава РААСН, документы 17-й ежегодной конференции Союза московских архитекторов (список участников, повестка дня, тезисы докладов); книга «Альбом работ по научно-отраслевому отделению РААСН «Архитектура» в 2002 – 2007 гг. Архитектор Цытович Г.Н.»; документы Союза архитекторов России (проект устава, положение о выборах президента Союза, правления, передаче полномочий и др.); отчеты советника РААСН Цытовича Г.Н. о личной научно-творческой работе (1986 – 2010).

Документы к биографии: автобиография и биографии, анкеты, дипломы, удостоверения, справки; перечень и списки основных проектов, построек, научных трудов и публикаций; списки докладов и выступлений на семинарах, совещаниях, конференциях; документы о награждениях (дипломы, грамоты, списки награждений и почетных званий); поздравления с юбилеями и приглашения от коллег и друзей; брошюры о Цытовиче Г.Н., изданные к его юбилеям (1968 – 2012).

Документы, отложившиеся в фонде и собранные фондообразователем
по интересующим его вопросам и темам:
отложившиеся в процессе трудовой деятельности в Гипровуз и ИОЗ – документы о реорганизации Научно-проектного института общественных зданий РФ (обоснование, блок-схемы, таблицы); документы о Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие материальной базы среды жизнедеятельности пожилых людей», 2002 г. (приглашение, программа, тезисы докладов), брошюра «Творчество ИОЗ» о работе института за 1934 – 2006 гг; паспорт проекта Политехнического института в г. Конакри (Гвинея); статьи разных авторов о проектировании консерваторий, дошкольных и школьных учреждений и других общественных зданий; документы о строительстве нового комплекса МГУ – постановления, приказы Госстроя СССР, правительства и мэра Москвы, протоколы совещаний, служебные письма и др., рекламный буклет «Проектно-научный центр по проектированию МГУ им. М.В. Ломоносова (ПНЦ МГУ)», «Технико-экономическое обоснование развития материально-технической базы Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова на 1976 – 2000 гг. Т. 3. Фундаментальная библиотека МГУ» (Моспроект-1), статьи разных авторов о проектировании и ходе строительства зданий комплекса; авторефераты кандидатских диссертаций учеников Цытовича Г.Н. по проектированию вузов (1962 – 2007).

Изобразительные документы: альбомы и планшеты с фотографиями – Политехнический институт и Национальный стадион в г. Конакри (Республика Гвинея), Университет в Козенце (провинция Калабрия, Италия), градостроительное решение комплекса зданий МГУ по Ломоносовскому проспекту, Свердловский горный институт, Воронежский государственный университет, Казахский политехнический институт, Криворожский горнорудный институт, Московский текстильный институт, Джамбульский гидромелиоративно-строительный институт и др. (внешний вид, планы, макеты, фасады, перспективы) (1964 – [не позднее 1994]).

Иллюстративные документы к книге Цытовича Г.Н. «Высшие учебные заведения с развивающейся планировочной структурой» – принципы формирования, проектирования и строительства крупных комплексов вузов (диаграммы, макеты, планы, схемы, фасады, таблицы по планировке и проектированию инженерных систем, зданий и других наземных объектов); нормативы по планировке элементов вузов – актовых залов и больших зальных аудиторий (унифицированные планировочные решения); конкурсный проект «Университет в г. Козенце» (провинция Калабрия, Италия), проект «Национальный стадион на 25000 мест в г. Конакри (Гвинея)» (1982).

Иллюстративные документы (планшеты в пластиковых рамах со снимками проектов, эскизов, объектов) к юбилейной выставке Цытовича Г.Н., посвященной его творческой деятельности и приуроченной к его 75-летию – проекты вузов, культурно-просветительских центров, Центрального банка РФ, Ботанического сада МГУ на проспекте Мира и др. (генеральные планы сооружений, макеты, проекты фасадов, эскизы, рисунки); снимки обложек научных работ и изданий Цытовича Г.Н.; снимки встреч Цытовича Г.Н., в т.ч. с коллективом Дома архитекторов, сотрудниками ПНЦ МГУ, Гипровуз, ЦНИИЭП на Дне здоровья (2006).

Чембровский Олег Александрович
Ф. 234, 713 ед. хр., 1924 – 2000 гг.

Документы личного фонда; именные указатели.

Чембровский Олег Александрович (1924 – 2000) – специалист по альтернативным транспортным и энергетическим системам и самолетостроению, председатель секции новых видов транспорта Научного совета РАН, доктор технических наук (1963), профессор (1965), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1991), участник Великой Отечественной войны. Окончил аэроклуб Ленинградского района г. Москвы. Работал техником-экспериментатором в Центральном институте авиационного моторостроения (1940 – 1941). Окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского (1950). Работал ведущим конструктором и руководителем спецгруппы в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности (1952 – 1954), затем перешел в аппарат Министерства обороны (1954 – 1956). Был начальником Управления истребительной авиации в головном институте ПВО (1957 – 1971), где руководил работами по определению характера космических целей и их динамических характеристик для проектирования комплексов противокосмической обороны. Занимался разработкой кибернетических устройств для космического корабля «Союз-9», изучал орбитальные («космические») самолеты. Был избран Президиумом АН СССР на пост заместителя председателя Президиума Дальневосточного научного центра АН СССР (1972 – 1974). Был директором Всесоюзного научно-исследовательского института перспективных видов транспорта (1975 – 1985), где руководил исследованиями и разработкой высокопроизводительных и высокоскоростных транспортных систем на магнитной и воздушной подвеске с автономными и неавтономными двигателями при фиксированной траектории движения. Возглавлял госэкспертизу Госплана СССР по исследованиям рациональных схем комбинированных летательных аппаратов. В 1987 году возглавил секцию новых видов транспорта в Комиссии по проблемам транспорта при Президиуме АН СССР. В 1990-е гг. был генеральным директором НПО (НТЦ) «Альтернатива», занимавшегося разработкой альтернативных транспортных систем и источников энергии. Автор более 200 научных трудов, изобретений и монографий.

Документы научной, научно-педагогической и творческой деятельности: рабочие записи и черновики по различным темам исследований и проектам; статьи, доклады, обзоры по общим вопросам воздухоплавания, авиации, космонавтики, энергетики, общетеоретическим вопросам физики, геофизики, аэродинамики и др.; рецензии, отзывы на опубликованные работы коллег, журналистов и др.; документы по защите диссертаций учениками Чембровского О.П.; афиши вечеров и встреч с его участием (1947 – 2000).

Документы изобретательской деятельности: документы по альтернативным транспортным системам и летательным аппаратам (дирижаблям, экраноходам, стратопланам и др.), проектам энергоблоков системы ТОКВИСТ – «Торнадо», самолетостроению, газовой промышленности (авторские свидетельства, отчеты, описания, проекты, рефераты, технические задания, справки об изобретениях, заключения и др.) (1941 – 2000).

Документы служебной, научно-организационной и общественной деятельности: документы о работе директором ВНИИПИТранспрогресс, СПКО «Энергоаэротранс», НПО-НТЦ «Альтернатива» и руководителем секции новых видов транспорта Комиссии по проблемам транспорта АН СССР (договоры, соглашения, протоколы, служебные письма, приказы, справки, докладные записки, решения, соглашения и др.); документы о деятельности в Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского и др. общественных организациях (служебные письма, протоколы, уставы, отчеты, справки и др.) (1972 – 2000).

Документы к биографии: справки (об окончании школы, о допуске к секретным работам), дипломы, аттестаты, служебные письма, списки научных трудов и изобретений, характеристики, сведения о биографии; документы о присуждении почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР»; отрывок из книги о Чембровском О.А. автора Машкович Т.В. «Эстафета поколений»; отзывы, рецензии, статьи и воспоминания о научно-изобретательской и организационной деятельности Чембровского О.А.; почетные грамоты, поздравления (адреса, телеграммы, открытки и др.), приглашения, благодарности, извещения; имущественно-хозяйственные документы (1944 – 2000).

Переписка: письма Чембровского О.А. и Чембровскому О.А. по служебным
и научным вопросам (альтернативные транспортные системы и летательные аппараты, авиастроение, воздухоплавание, энергетика); об отце фондообразователя Чембровском А.И. – генеральном консуле СССР в Чехословакии в 1937 – 1939 гг.; письма бытового характера (1969 – 1999).

Документы других лиц: служебные письма, приказы, отзывы, рецензии, статьи различных авторов на темы космонавтики, авиации, воздухоплавания, астрономии, новых видов транспорта, энергетики, экологии, борьбы с озоновыми дырами (1947 – 1999).

Документы, отложившиеся в фонде: документы, собранные фондообразователем для своих работ и по интересующим его темам исследований; документы о коллегах, сотрудниках и др. лицах; дарственные надписи фондообразователю (1947 – 2000).

Документы родственников: биографические документы отца – Чембровского А.И. (в т.ч. о его участии в гражданской войне) и матери – Чембровской А.И. (1924 – 1969).

Коллекция: иллюстративные материалы (фотоснимки, рисунки, схемы, чертежи) по альтернативным транспортным системам, средствам воздухоплавания и авиации, средствам неракетной космонавтики, воздушно-космическим транспортным системам, проекту энергоблока «Торнадо» (1970 – 1990-е).

Черников Константин Евгеньевич
Ф. 390, 186 ед. хр., 1985 – 2000 гг.

Документы личного фонда; именной указатель.

Черников Константин Евгеньевич (1935 – [после 2007]) – специалист в области ракетно-космической техники, ветеран КБ «Салют» Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева (ГКНПЦ им. М.В. Хруничева). Окончил Московский авиационный технологический институт по специальности «Авиаприборостроение» (1959). Работал в ОКБ-52 под руководством Челомея В.Н., занимаясь проектированием технологической оснастки для изготовления деталей различных приборов, работал в Московском электромеханическом институте Министерства морского флота СССР в отделе по разработке гироскопов для ракет и подводных лодок (1960 – 1961). В 1961 году перешел в ОКБ-23, ставшее филиалом № 1 ОКБ-52 (впоследствии КБ «Салют»). Ведущий по системе управления ракеты-носителя, разрабатываемой под руководством Пилюгина Н.А. Работал в отделе анализа результатов летных испытаний, участвовал в испытаниях и пусках ракеты-носителя «Протон». Входил в состав Главной оперативной группы управления при Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (впоследствии РКК «Энергия»). Участвовал в работах при пилотируемых полетах космических кораблей «Союз-9», «Союз-10» и первых долгосрочных космических станциях «Салют», в первом космическом геофизическом эксперименте «Мираж». После 1991 года вошел в состав соисполнителей государственной космической программы Российского космического агентства, сначала по теме, разработчиком которой являлся ЦНИИмаш, впоследствии - самостоятельным исполнителем по теме «Теллура». С момента начала работ по сборке в космосе Международной космической станции работал специалистом по долгосрочному планированию полета функционального грузового блока.

Документы служебной деятельности: документы о создании перспективной космической системы дистанционного зондирования Земли и других проектах – документы КБ «Салют» совместно с другими организациями (предложения, проекты, программы и др.); документы (отчеты, предложения) по научно-исследовательской работе «Зонд», ее составным частям: «Теллура» и др.; документы организаций и ведомств по ракетно-космической тематике, космическим исследованиям, мониторингу Земли и околоземного космического пространства; приказы КБ «Салют»; документы по проектированию и эксплуатации функционального грузового блока (ФГБ) «Заря» и его стыковке со служебным модулем (СМ) «Звезда» и модулем «Node-1» (Unity) Международной космической станции (МКС); о полетах к МКС многоразового транспортного космического корабля «Спейс Шаттл» STS-88 (шаттл «Индевор») – первой строительной миссии НАСА по программе сборки МКС (1988 – 2000).

Документы, собранные фондообразователем: брошюры, статьи и другие документы по ракетно-космической тематике, проспекты о космической технике КБ «Салют», НПО «Вега-М», НИИ точных приборов, НИИ прикладной механики и других организаций (1985 – 1999).

Черток Борис Евсеевич (псевдоним – Евсеев)
Ф. 36, 2150 ед. хр., 1927 – 2009 гг.

Документы личного фонда; именные указатели.

Черток Борис Евсеевич (псевдоним – Евсеев, 1912 – 2011) – ученый в области систем управления ракетно-космической техникой, соратник Королева С.П. (с 1945), доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР (1968), академик Международной академии астронавтики, академик РАН (2000), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской премии (1957) и Государственной премии СССР (1976). Окончил Московский энергетический институт (МЭИ) по специальности «Инженер-электрик» (1940). Работал в Опытно-конструкторском бюро главного конструктора Болховитинова В.Ф., на заводе № 84, на заводе № 293 и в Научно-исследовательском институте № 1 (НИИ-1) Министерства авиационной промышленности СССР (1940 – 1945). В 1945 – 1947 гг. находился в командировке в Германии, где руководил группой советских специалистов по изучению ракетной техники в советско-германских ракетных институтах «Рабе» и «Нордхаузен». С 1946 года работал в Особом конструкторском бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством Королева С.П. (впоследствии Научном исследовательском институте № 88 (НИИ-88) – Центральном конструкторском бюро энергетического машиностроения (ЦКБЭМ) – Научно-производственном объединении «Энергия» (НПО) «Энергия» – Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» им. С.П. Королева) в должностях: заместитель главного инженера НИИ-88, заместитель начальника отдела систем управления, начальника отдела – заместитель главного конструктора, заместитель начальника предприятия, начальник филиала № 1. В дальнейшем – руководитель комплекса по бортовым комплексам управления и электрическим системам изделий РКТ, заместитель генерального конструктора по бортовым комплексам управления и электрическим системам изделий РКТ (1966 – 1992). Главный научный консультант РКК «Энергия» (1992 – 2011). Основные работы Чертока Б.Е. были связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Под его руководством были созданы системы управления спутников серии «Молния» и «Космос», межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», «Луна-9» с мягкой посадкой, «Электрон», «Зонд», кораблей «Восток», «Союз-Т», «Буран», орбитальных станций «Салют» и «Мир», тяжелого носителя «Энергия». Преподавал в Московском высшем техническом училище (МВТУ) им. Н.Э. Баумана (1947 – 1978), в Московском физико-техническом институте (МФТИ) заведовал кафедрой «Управление движением» факультета аэрофизики и космических исследований (1978 – 2011); разработал и читал курсы «Системы управления летательными аппаратами», «Прикладные вопросы теории информации», «Техника больших систем», «Большие ракетно-космические системы управления». Председатель специализированного ученого совета по присуждению кандидатских степеней, член специализированного докторского совета и экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК), председатель секции навигационных систем и чувствительных элементов Научного Совета по проблемам управления движением и навигации АН СССР (РАН). Автор более 200 научных трудов и изобретений, монументального труда по истории космонавтики «Ракеты и люди» в 4 книгах (1994, 1996, 1997, 1999).

Документы научной и творческой деятельности: документы по вопросам нештатных ситуаций, систем спутниковой связи, современных космических систем, навигации с автографами и правками Королева С.П., ведущих конструкторов НПО «Энергия» и др.; рукописи, авторские документы, справки, лекции, статьи, воспоминания, заметки и др.; рабочие материалы по техническим разработкам, чертежи первого советского ракетного самолета «БИ» и других конструкций; материалы по подготовке книги в 4-х томах «Ракеты и люди» – черновые варианты глав и разделов, рабочие и подготовительные материалы; рабочий вариант IX раздела книги «История РКК «Энергия» им. С.П. Королева» и рабочие документы к нему; научные статьи, доклады, выступления, интервью; рабочие материалы, использованные при подготовке книг, докладов, лекций, выступлений, статей и др. (для участия в академических и других чтениях; в мероприятиях, организованных в связи с юбилеями основоположников отечественной космонавтики и др.), отзывы и замечания на книги и научные работы (1927 – 2009).

Документы служебной и общественной деятельности: документы по работе на заводах № 84 и № 293 авиационной промышленности (в т.ч. описание изобретений, переписка, рабочие записи), в НПО «Энергия»; документы с резолюциями Королева С.П., Мишина В.П., Семенова Ю.П.; материалы рабочих совещаний в РКК «Энергия» им. С.П. Королева, докладные записки и др.; документы по деятельности в АН СССР и РАН (программы научных сессий РАН, документы о выборах действительных членов РАН и членов-корреспондентов, и др.), документы об участии в научных чтениях, конгрессах, конференциях, семинарах (приглашения, программы, повестки дня, тезисы докладов и др.); рабочие материалы к производственным совещаниям, справки, записные книжки, блокноты, ежедневники и др. (1928 – 2007).

Документы педагогической деятельности: материалы по работе в МФТИ – служебные письма, приказы, расписание занятий по кафедре управления движением, список дипломников, документы об организации учебного процесса, справки, списки выпускников и профессорско-преподавательского состава, тексты экзаменационных билетов и др. (1968 – 1993).

Документы к биографии: характеристики, автобиографии, справки, документы об учебе в МЭИ им. В.М. Молотова (рукописи, лекции, отчеты о работе, рабочие записи), записные книжки, именная визитная карточка, приглашения, пригласительные билеты, юбилейно-поздравительные документы, записные книжки (1935 – 2005).

Документы других лиц: статьи, рабочие записи, чертежи, рукописи и опубликованные документы, переписка, заметки, рабочие материалы и др. (1927 – 2007).

Документы, отложившиеся в фонде: документы о включении в число студентов МЭИ им. В.М. Молотова; газета «Известия» от 31 января 1943 г.; бюллетени, информационные материалы и др. (1930 – 2007).

Переписка: письма Чертоку Б.Е. от различных корреспондентов и письма Чертока Б.Е. различным адресатам по служебным и личным вопросам, в т.ч. о книге «Ракеты и люди», о подготовке к публикации статей, о взятии интервью, об участии в научных чтениях, конференциях и других мероприятиях, связанных с историей космонавтики и авиации (1964 – 2008).

Фотодокументы: портретные снимки Чертока Б.Е., его матери – Явчуновской С.Ф., его жены – Голубкиной Е.С. и сыновей – Чертока В.Б. и Чертока М.Б.; снимки Чертока Б.Е. в рабочей и домашней обстановке, на отдыхе, на природе (в лесу, в горных туристических походах, на лыжных прогулках), с родственниками, друзьями, коллегами, специалистами ракетно-космической отрасли (в т.ч. Королевым С.П.), космонавтами, во время совещаний в НПО «Энергия» и Опытно-конструкторском бюро МЭИ, посещения полигона «Медвежьи озера», на различных официальных мероприятиях (юбилеях, Дне космонавтики, собраниях, пресс-конференциях, научных чтениях и др.); снимки в послевоенном Берлине, Бляйхероде и Нордхаузене во время командировки в Германию в группе специалистов по изучению ракетной техники в 1945 – 1947 гг.; снимки ракет-носителей, искусственных спутников Земли и других объектов ракетно-космической техники; снимки VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, праздничных демонстраций 7 ноября и 1 мая; видовые снимки Кавказа, Подмосковья, Москвы, Ленинграда, Нижнего Новгорода, Калуги и других городов, памятников культуры и архитектуры, природных ландшафтов (1940-е – 1989).

Чутко Игорь Эммануилович
Ф. 375, 265 ед. хр., 1934 – 2007 гг.

Документы личного фонда; именной указатель.

Чутко Игорь Эммануилович (1928 – 2009) – журналист, писатель, заместитель главного редактора журнала «Изобретатель и рационализатор». Окончил Московский авиационный институт (1952), порядка двадцати лет проработал в опытных конструкторских бюро авиационной и оборонной промышленностей. Писал (в т.ч. под псевдонимом И. Вишняков) рассказы, очерки и статьи об истории науки и техники; несколько десятков его работ были опубликованы с 1962 года в журналах «Знамя», «Знание – сила», «Техника – молодежи», в сборниках «Молодая гвардия» издательства «Современник» (в т.ч. под псевдонимом И. Вишняков). Автор документально-художественных книг «Красные самолеты» – о советском авиаконструкторе Бартини Р.Л. (1978), «Мост через время» – об авиаконструкторах Москалеве А.С. и Бартини Р.Л. и конструкторе воздушно-десантной техники Гроховском П.И. (1985). В 1993 – 2009 гг. работал заместителем главного редактора журнала «Изобретатель и рационализатор».

Документы творческой деятельности: книги, написанные фондообразователем, – «Красные самолеты» и «Мост через время», избранные страницы и отрывки из книг, варианты отдельных глав, подготовительные материалы (наброски, расшифровки бесед и др.); аннотации, отзывы и рецензии на эти книги; сценарии документальных фильмов, художественные рассказы, документальные очерки, научные и биографические статьи, рецензии на работы других авторов (1957 – 2007).

Документы изобретательской деятельности: авторское свидетельство на изобретение «Клепальный молоток» (1972).

Документы служебной деятельности: документы о награждении; протокол общего собрания трудового коллектива редакции журнала «Изобретатель и рационализатор» (1989 – 1993).

Документы к биографии: автобиография, почетная грамота от Союза журналистов СССР, дипломы «Лучший журналист года» и «Почетный член общества», записные книжки, еженедельники (1946 – 1998).

Переписка: служебные письма Чутко И.Э. (1967 – 1984).

Фотодокументы: снимки летательных аппаратов (легкомоторных самолетов, махолетов, мускулолетов, экспериментального планера «Кашук», истребителя И-14 и др.), авиаконструкторов Ильюшина С.В., Бартини Р.Л. и др. (1940 – 1987).

Документы, отложившиеся в фонде: документы болгарского офицера, изобретателя пулемета, Николова Спасова Х.; очерки конструктора воздушно-десантной техники Гроховского П.И., документы авиаконструктора и создателя ракетной техники Ивенсена П.А. – приказы, распоряжения, протоколы, руководство для авиаконструкторов – нормы прочности самолетов в 1947 г. (1934 – 1979).

Документы других лиц: книги, повести, рассказы, очерки, статьи различных писателей и журналистов (1951 – 2006).

Шапиро Анатолий Семенович
Ф. 210, 271 ед. хр., 1898–2004 гг.

Документы личного фонда; именные указатели.

Шапиро Анатолий Семенович (р. 1924) – инженер-механик, специалист по расчетам и конструированию лопастных машин, доктор технических наук, лауреат премии Совета Министров СССР, участник Великой Отечественной войны. Окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) им. Н.Э. Баумана (1951). Работал в конструкторском бюро химического машиностроения (КБ Химмаш) на различных должностях: инженером-конструктором, испытателем, начальником расчетно-теоретического сектора (1951–1990). В дальнейшем принимал участие в работе временных творческих коллективов по созданию аэрогидродинамических систем и установок в ряде организаций, где руководил группами расчетчиков и конструкторов. Автор 4 монографий, 95 изобретений, более 100 статей в научно-технических журналах.

Документы служебной, научной и творческой деятельности: перечни научных трудов, изобретений и научно-технических отчетов; справки о депонировании рукописей, проспекты монографий; рабочие варианты монографий, малотиражное издание, посвященное классификации насосов; рабочие материалы к научно-техническим отчетам, доклады, расчеты, записки по насосам, созданные Шапиро А.С. в КБ Химмаш; документы о разработке специальных насосов для нефтегазовых и других газожидкостных смесей и др.; документы по работе над кандидатской и докторской диссертациями; лекции по насосам и рабочие материалы к ним; документы о научном руководстве подготовкой кандидатских диссертаций, оппонировании; рецензии разных авторов на научные публикации Шапиро А.С.; заявки на финансирование научных исследований; воспоминания о Главных конструкторах – Королеве С.П., Исаеве А.М.; документы о научной деятельности в студенческие годы; документы об участии в работе конференций, симпозиумов, семинаров, заседаний научного совета КБ Химмаш; рабочие тетради и блокноты, заметки; коллективные стихи на производственные темы (1948–2004).

Документы к биографии: автобиографии, личные листки по учету кадров, анкета; справка о ранении; документы об окончании МВТУ им. Н.Э. Баумана; документы о работе над кандидатской диссертацией (программы экзаменов кандидатского минимума, справка, предварительный отзыв о диссертации и др.); документы о службе Шапиро А.С. в армии в годы Великой Отечественной войны, кадровые приказы начальника КБ Химмаш; характеристики, рекомендации для вступления в КПСС, ходатайства, перечни научных трудов и изобретений; почетные грамоты, дипломы, удостоверения к наградам, благодарности; юбилейно-поздравительные документы; стихи; пригласительные билеты
и приглашения (в т.ч. на мероприятия ветеранов Великой Отечественной войны); документы о встречах выпускников МВТУ им. Н.Э. Баумана; имущественно-хозяйственные документы и др. (1944–2002).

Документы о фондообразователе: газетные заметки с упоминанием Шапиро А.С. (1978, 1982).

Переписка: письма к Шапиро А.С., в т.ч. поздравления от президентов России Ельцина Б.Н. и Путина В.В. с Днем Победы; письмо Шапиро А.С. отцу (1950 – 2001).

Документы других лиц: свидетельство о браке родителей Шапиро А.С. – Шапиро С.Х. и Крымовой Н.Н. (1973); рисунки-карикатуры сына – Шапиро С.А. – на тему «Перестройка в СССР» (1989), портретное изображение Шапиро А.С. неизвестным автором (1956 – 1989).

Фотодокументы: родители Шапиро А.С. (1898–1970); сын Александр и внучка Ксения (1985 – 1986); Шапиро А.С. на учениях под г. Красный Луч (Донбасс, Южный фронт); Шапиро А.С. в действующей армии и в госпитале, после ранения; портретные снимки; групповые снимки с коллегами и друзьями в рабочей обстановке, в туристическом походе, на отдыхе; с ветеранами Великой Отечественной войны – сотрудниками КБ Химмаш; с Цетлиным Ф.В. на встрече однокурсников (1943 – 1997).

Шерстянников Валентин Алексеевич
Ф. 318, 6 ед. хр., 1961 – 2006 гг.

Документы личного фонда; именной указатель.

Шерстянников Валентин Алексеевич (1924 – 2013) – специалист в области авиационных и ракетных двигателей, заместитель начальника Главного управления

по науке, доктор технических наук, лауреат Премии имени Н.Е. Жуковского, академик Германской Академии наук им. А. Гумбольдта. Окончил Московский авиационный институт (1949) и поступил на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Его первые научные работы были проведены в области газовых турбин под руководством профессора Абианца В.Х. Впоследствии стал заниматься проблемами ракетно-космической техники. Провел большой комплекс работ, связанных с исследованием динамических характеристик насосов и турбин и вибрационно-пульсационного состояния турбонасосных агрегатов. Предложил рекомендации, обеспечивающие повышение устойчивости работы камеры сгорания первого лунного жидкостного ракетного двигателя. В 1960-е – 1970-е гг. возглавлял Государственные комиссии по наземной отработке и приему в эксплуатацию двигателей. В 1983 году был переведен в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя начальника Главного управления по науке. Совместно с научно-исследовательскими институтами и опытно-конструкторскими бюро активно занимался организацией научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Автор более 100 научных работ и изобретений. Занимался научно-популяризаторской деятельностью в области истории отечественной космонавтики.

Документы творческой и научной деятельности: сборник «Статьи и доклады на международных конгрессах и в изданиях АН СССР» (в т.ч. в соавторстве с Калининым В.М.), авторская верстка с правкой и книга «Двигатели, опередившие время» (1961 – 2006).

Документы к биографии: поздравительные адреса и поздравительные открытки к 60- и 70-летию от 10-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР, Научно-производственного объединения «Энергомаш» (КБЭМ), Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), Научно-производственного объединения «Энергия» и др. (1984, 1994).

Шухов Владимир Григорьевич
Ф. 166, 61 ед. хр., 1891 – 1937 гг.

Документы личного фонда.

Шухов Владимир Григорьевич (1853 – 1939) – инженер-механик, изобретатель, архитектор, ученый, почетный член Политехнического общества (1903), почетный член АН СССР (1929), Герой Труда (1928), лауреат Ленинской премии (1929), заслуженный деятель науки и техники (1929). Окончил Императорское Московское техническое училище (в настоящее время – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана) с золотой медалью (1876) и вместе с группой профессоров был командирован на Филадельфийскую Всемирную выставку, где в течение года знакомился с развивающейся промышленностью Америки. После возвращения в Россию начал работать в Петербурге начальником чертежного бюро Варшавско-Венской железной дороги. Затем стал руководителем отделения строительной технической конторы Бари А.В. в Баку (1878), где решал комплекс сложных научно-технических проблем нефтяной промышленности. После переезда конторы Бари А.В. из Петербурга в Москву Шухов В.Г. стал ее главным инженером и создал проектно-конструкторское бюро и монтажную группу по сборке металлических конструкций (1880). С начала 1890-х гг. развернулась исключительная по своему новаторству деятельность Шухова В.Г. в сфере индустриальной архитектуры. Впоследствии он был признан не только «величайшим инженером мира», но и выдающимся «художником в конструкциях» (при этом параллельно продолжалась его плодотворная работа в качестве инженера-механика, гидротехника, технолога и т.д.). Впервые в мире на рубеже XIX – XX вв. он спроектировал и внедрил инженерные сооружения, опережающие свое время на несколько десятилетий, среди них: гиперболоидные металлические башни, авиационные ангары, танкеры, металлические резервуары для нефти и другое оборудование для нефтяной промышленности; свободно висящие металлические перекрытия, доменные и мартеновские печи, железнодорожные мосты и др. Разработал теорию арочных покрытий с использованием сетчатых поверхностей, обеспечивающих равномерное распределение усилий при наименьшем весе всего сооружения. Выявив высокую конструктивную ценность однополостного гиперболоида для промышленной архитектуры, детально разработал конструкцию гиперболоидной башни, установил принципы ее расчета и способ монтажа. Спроектировал и построил первые в России нефтепроводы с подогревом нефти, радиобашню в Москве на Шаболовке, «паровые котлы Шухова», участвовал в проектировании и постройке крупнейших объектов по плану Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), разработал арочные покрытия московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж и др. В Первую мировую войну изобрел конструкции нескольких серий плавучих мин, ворота для сухих доков (батопорты), платформы под тяжелые артиллерийские орудия. С 1919 года являлся членом состава правления завода «Парострой» (бывшего завода Бари А.В.) и главным инженером завода. В 1878 – 1939 гг. на территориях Российской Империи и СССР по его проектам было построено более 1600 км трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов; более 10000 стальных цилиндрических резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов; более 100 стальных цилиндрических газгольдеров; более 90 речных танкеров (нефтеналивных барж); более 8000 паровых котлов; более 500 стальных мостов; более 200 стальных сетчатых гиперболоидных башен; более 100 конструкций промышленных и железнодорожных зданий; более 100 перекрытий общественных и гражданских зданий.

Документы творческой и служебной деятельности: проектная документация заводов и фабрик (Балаклейского сахарного завода графов Бобринских, машинного отделения Грушевского сахарного завода, фабрики Ю.С. Нечаева-Мальцева, заводов в Москве и Подольске Московского товарищества «В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамилин», Белорецких заводов, Верхне-Исетского завода «Красная кровля», завода им. Карла Либкнехта в г. Нижнеднепровске и аппаратов доменного цеха Магнитостроя); электростанций (ГЭС «Электропередача» и подстанции к заводу № 45 по заказу МОГЭС); зданий мастерских (мастерские Русского (впоследствии Центрального) электрического общества в Москве, механической мастерской «Динамо»); резервуаров различного назначения; газгольдеров, их конструкций и помещений для них; сетчатых гиперболоидных водонапорных башен (для акционерного общества (завода) «Берсол» в г. Самаре, для городского водопровода г. Иваново-Вознесенское, для Орехово-Зуевского коммунального хозяйства, по заказу Бакинского городского совета (Баксовета), для Управления коммунального хозяйства в г. Евпатория, для треста «Техноткань», по заказу «Грознефть», по заказу Грозненского водсовета, по заказу катушечно-челночного треста, по заказу Закавказского хлопкового комитета, для Мервского горисполкома, по заказу Северной железной дороги для станции Вологда, для Ковровского комбината и др.); радиобашни системы Шухова для беспроволочного телеграфа в Москве (фундамент и верхнее кольцо второй секции); мачты системы Шухова по заказу Нижегородской ГРЭС для перехода линии электропередачи чрез р. Оку; различных мачт; мостов (разгрузочного подвижного моста с двумя вращающимися кранами общества «Полиг» в г. Богородске, кессонных ножей для мостов через р. Обь, Пышму, Березину, Ишим, Томь, мостов через р. Друть, Ингур, Сыр-Барыш, Чухукх, Кривой Буз, Днепр, Волгу у г. Костромы); морской наливной паровой шхуны и железной товарной баржи; конструкций промышленных зданий (литейной, кузнечной, кочегарной), паровозосборного сарая для Русского паровозостроительного и механического общества; стропил английской системы для кузни; деталей колонн, кессонов, соединения деревянных стропил, рамных стальных конструкций, треугольных стальных ферм покрытий зданий; котельной Теплотехнического института в Москве, трехстворчатого ангара, стропильной фермы паровозного сарая на станции Сызрань Московско-Казанской железной дороги, арочных сетчатых покрытий для неустановленных зданий); трехкамерного кессонного шлюза; поворотного железнодорожного круга системы Селлерса; столов к дыропробивным прессам; подъемного железнодорожного крана; понтона для землечерпалки (1891 – 1937, б/д).

Щегляев Андрей Владимирович
Ф. 168, 28 ед. хр., 1933 – 1978 гг.

Документы личного фонда.

Щегляев Андрей Владимирович (1902 – 1970) – инженер, механик и ученый-теплоэнергетик, специалист в области теории, проектирования и эксплуатации паровых турбин, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР (1953), дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1952). Работал во Всесоюзном теплотехническом институте (ВТИ, 1924 – 1970). Окончил механический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ) им. Н.Э. Баумана по специальности «Инженер-механик» (1926), после чего продолжал работать во ВТИ, совмещая работу с педагогической деятельностью в МВТУ им. Н.Э. Баумана, а с 1930 года – в Московском энергетическом институте (МЭИ). Работал на кафедре сопротивления материалов МЭИ (1930 – 1933), на кафедре паротурбинных установок (с 1943 года – кафедра тепловых двигателей, с 1950 года – кафедра паровых и газовых турбин) и стал ее заведующим (1938). Под его руководством кафедра выросла в крупный учебный и научный центр. Один из основателей и первый декан (1943 – 1955) энергомашиностроительного факультета МЭИ. Инженерная и научная деятельность Щегляева А.В. была связана с развитием и совершенствованием новых тепловых электростанций СССР, созданием современных мощных турбинных установок на сверхкритические параметры пара, повышением надежности и экономичности турбин. Проводил работы в лаборатории регулирования МЭИ, определившие облик современных гидродинамических систем регулирования паровых турбин. Его работы в области аэродинамики и надежности турбин, проводимые в проблемной лаборатории турбомашин МЭИ, позволили существенно улучшить характеристики отечественных турбоагрегатов и повысить их экономичность, сыграли большую роль в создании и освоении нового энергетического оборудования. Щегляев А.В. создал научную школу турбинистов. Автор более 100 работ по вопросам теории и проектирования турбинного оборудования тепловых электростанций, в т.ч. учебника «Паровые турбины». Муж детской поэтессы и писательницы Барто А.Л.

Документы научной и творческой деятельности: рукописи монографий «Некоторые вопросы эксплуатации паровых турбин», «Паровые турбины»; обзорный доклад: «Развитие паровых турбин в СССР» и его аннотации на русском, французском, английском языках; статьи «Развитие производства и потребления электроэнергии в мире за последние годы», «Тенденции развития мировой электроэнергии» и др.; блокнот с расчетами мощностей паровых турбин; перечень научных работ за 1929 – 1968 гг. (1947 – 1968).

Документы служебной деятельности: предварительное заключение по расследованию причин аварии энергоблока № 1 Новочеркасской ГРЭС; особое мнение по эскизным проектам турбин для атомных электростанций, разработанных Харьковским турбинным заводом; отчет о поездке в ГДР (1967 – 1969).

Документы к биографии: автобиография, ходатайства о выдвижении в действительные члены АН СССР и о присвоении звания «Заслуженный деятель науки и техники СССР» и др. (1953 – 1970).

Переписка: письма Щегляеву А.В. от главного конструктора паровых турбин Шубенко Л.А. и от генерального директора народного предприятия «Берманн-Борзиг» (ГДР) (1953, 1967).

Документы других лиц: воспоминания учеников о научной и организаторской деятельности Щегляева А.В.; некролог, документы об увековечении памяти Щегляева А.В. (1970, 1978, б/д).

Фотодокументы: Щегляев А.В. на работе, в кругу семьи, с женой – Барто А.Л.; любительские фотоэтюды (1933 – 1949).

Элькинд Юлий Маркович
Ф. 392, 34 ед. хр., 1909 – 2007 гг.

Документы личного фонда; именной указатель.

Элькинд Юлий Маркович (1907 – 1993) – специалист в области электроэнергетики, основоположник работ по созданию средств и систем диагностики мощных синхронных гидрогенераторов, заведующий лабораторией Всесоюзного научно-исследовательского института электроэнергетики (ВНИИЭ), доктор технических наук, профессор, отец Элькинда Эдуарда Юльевича (р. 1931) – специалиста в области медицинского приборостроения, кандидата технических наук, старшего научного сотрудника Всесоюзного научно-исследовательского института медицинского приборостроения (ВНИИМП), Ф. 393. Окончил электрохимический техникум в г. Тифлисе (1924) и Московский энергетический институт (1930). До начала Великой Отечественной войны работал на различных должностях в Энергострое, Теплоэнергопроекте и в ОРГРЭС. 

В 1941 – 1944 гг. был главным инженером Центральной электротехнической лаборатории Узбекэнерго, завода «Энергоприбор». Занимался исследованием и совершенствованием методов и средств измерительной техники для электроэнергетики. В 1944 году был переведен в только что организованную Центральную научно-исследовательскую электротехническую лабораторию (ЦНИЭЛ), где как заместитель главного инженера принимал активное участие в организации и определении основных направлений и методов проведения научно-исследовательских работ. В ЦНИЭЛ, реорганизованной в 1952 году
во ВНИИЭ, работал до конца жизни заведующим лабораторией. Руководил разработкой и внедрением методологии исследования механических характеристик электрических машин, созданием комплекса средств для экспериментальных исследований; разработкой методов, средств и систем технической диагностики синхронных генераторов. Создал во ВНИИЭ школу исследователей электромеханических процессов и диагностики электрических машин. Был заместителем председателя Комитета по эксплуатационной прочности и вибрациям электрических машин, председателем Комиссии по разработке норм на вибрацию крупных синхронных генераторов, членом Экспертного совета по осциллографам при Министерстве приборостроения. Автор свыше 100 печатных работ,
в т.ч. книг и брошюр.

Документы научной деятельности: кандидатская и докторская диссертации, авторефераты и другие материалы к защите кандидатской и докторской диссертаций, планы лекций, доклад; издания книг и брошюр по проблемам электроэнергетики, выпущенные под редакцией Элькинда Ю.М. (1948 – 1969).

Документы к биографии: предметная книжка, удостоверения, военный билет и др.; юбилейные статьи, приказы, поздравительные адреса, телеграммы, памятные медали в связи с 75-летием Элькинда Ю.М. и 40-летием ВНИИЭ и др. (1927 – 2007).

Переписка: переписка Элькинда Ю.М. с членами семьи и аспирантами (1931 – 1967).

Документы других лиц, отложившиеся в фонде: автореферат соискателя ученой степени кандидата технических наук Карташкина Б.А., материалы лекции Ощепкова П.К. (1964, 1967).

Фотодокументы: фотографии Элькинда Ю.М. и его родственников (1909 – 1991).