Личные фонды

Шапиро Анатолий Семенович
Ф. 210, 271 ед. хр., 1898–2004 гг.

Документы личного фонда; именные указатели.

Шапиро Анатолий Семенович (р. 1924) – инженер-механик, специалист по расчетам и конструированию лопастных машин, доктор технических наук, лауреат премии Совета Министров СССР, участник Великой Отечественной войны. Окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) им. Н.Э. Баумана (1951). Работал в конструкторском бюро химического машиностроения (КБ Химмаш) на различных должностях: инженером-конструктором, испытателем, начальником расчетно-теоретического сектора (1951–1990). В дальнейшем принимал участие в работе временных творческих коллективов по созданию аэрогидродинамических систем и установок в ряде организаций, где руководил группами расчетчиков и конструкторов. Автор 4 монографий, 95 изобретений, более 100 статей в научно-технических журналах.

Документы служебной, научной и творческой деятельности: перечни научных трудов, изобретений и научно-технических отчетов; справки о депонировании рукописей, проспекты монографий; рабочие варианты монографий, малотиражное издание, посвященное классификации насосов; рабочие материалы к научно-техническим отчетам, доклады, расчеты, записки по насосам, созданные Шапиро А.С. в КБ Химмаш; документы о разработке специальных насосов для нефтегазовых и других газожидкостных смесей и др.; документы по работе над кандидатской и докторской диссертациями; лекции по насосам и рабочие материалы к ним; документы о научном руководстве подготовкой кандидатских диссертаций, оппонировании; рецензии разных авторов на научные публикации Шапиро А.С.; заявки на финансирование научных исследований; воспоминания о Главных конструкторах – Королеве С.П., Исаеве А.М.; документы о научной деятельности в студенческие годы; документы об участии в работе конференций, симпозиумов, семинаров, заседаний научного совета КБ Химмаш; рабочие тетради и блокноты, заметки; коллективные стихи на производственные темы (1948–2004).

Документы к биографии: автобиографии, личные листки по учету кадров, анкета; справка о ранении; документы об окончании МВТУ им. Н.Э. Баумана; документы о работе над кандидатской диссертацией (программы экзаменов кандидатского минимума, справка, предварительный отзыв о диссертации и др.); документы о службе Шапиро А.С. в армии в годы Великой Отечественной войны, кадровые приказы начальника КБ Химмаш; характеристики, рекомендации для вступления в КПСС, ходатайства, перечни научных трудов и изобретений; почетные грамоты, дипломы, удостоверения к наградам, благодарности; юбилейно-поздравительные документы; стихи; пригласительные билеты
и приглашения (в т.ч. на мероприятия ветеранов Великой Отечественной войны); документы о встречах выпускников МВТУ им. Н.Э. Баумана; имущественно-хозяйственные документы и др. (1944–2002).

Документы о фондообразователе: газетные заметки с упоминанием Шапиро А.С. (1978, 1982).

Переписка: письма к Шапиро А.С., в т.ч. поздравления от президентов России Ельцина Б.Н. и Путина В.В. с Днем Победы; письмо Шапиро А.С. отцу (1950 – 2001).

Документы других лиц: свидетельство о браке родителей Шапиро А.С. – Шапиро С.Х. и Крымовой Н.Н. (1973); рисунки-карикатуры сына – Шапиро С.А. – на тему «Перестройка в СССР» (1989), портретное изображение Шапиро А.С. неизвестным автором (1956 – 1989).

Фотодокументы: родители Шапиро А.С. (1898–1970); сын Александр и внучка Ксения (1985 – 1986); Шапиро А.С. на учениях под г. Красный Луч (Донбасс, Южный фронт); Шапиро А.С. в действующей армии и в госпитале, после ранения; портретные снимки; групповые снимки с коллегами и друзьями в рабочей обстановке, в туристическом походе, на отдыхе; с ветеранами Великой Отечественной войны – сотрудниками КБ Химмаш; с Цетлиным Ф.В. на встрече однокурсников (1943 – 1997).

Шерстянников Валентин Алексеевич
Ф. 318, 6 ед. хр., 1961 – 2006 гг.

Документы личного фонда; именной указатель.

Шерстянников Валентин Алексеевич (1924 – 2013) – специалист в области авиационных и ракетных двигателей, заместитель начальника Главного управления

по науке, доктор технических наук, лауреат Премии имени Н.Е. Жуковского, академик Германской Академии наук им. А. Гумбольдта. Окончил Московский авиационный институт (1949) и поступил на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Его первые научные работы были проведены в области газовых турбин под руководством профессора Абианца В.Х. Впоследствии стал заниматься проблемами ракетно-космической техники. Провел большой комплекс работ, связанных с исследованием динамических характеристик насосов и турбин и вибрационно-пульсационного состояния турбонасосных агрегатов. Предложил рекомендации, обеспечивающие повышение устойчивости работы камеры сгорания первого лунного жидкостного ракетного двигателя. В 1960-е – 1970-е гг. возглавлял Государственные комиссии по наземной отработке и приему в эксплуатацию двигателей. В 1983 году был переведен в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя начальника Главного управления по науке. Совместно с научно-исследовательскими институтами и опытно-конструкторскими бюро активно занимался организацией научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Автор более 100 научных работ и изобретений. Занимался научно-популяризаторской деятельностью в области истории отечественной космонавтики.

Документы творческой и научной деятельности: сборник «Статьи и доклады на международных конгрессах и в изданиях АН СССР» (в т.ч. в соавторстве с Калининым В.М.), авторская верстка с правкой и книга «Двигатели, опередившие время» (1961 – 2006).

Документы к биографии: поздравительные адреса и поздравительные открытки к 60- и 70-летию от 10-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР, Научно-производственного объединения «Энергомаш» (КБЭМ), Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), Научно-производственного объединения «Энергия» и др. (1984, 1994).

Шухов Владимир Григорьевич
Ф. 166, 61 ед. хр., 1891 – 1937 гг.

Документы личного фонда.

Шухов Владимир Григорьевич (1853 – 1939) – инженер-механик, изобретатель, архитектор, ученый, почетный член Политехнического общества (1903), почетный член АН СССР (1929), Герой Труда (1928), лауреат Ленинской премии (1929), заслуженный деятель науки и техники (1929). Окончил Императорское Московское техническое училище (в настоящее время – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана) с золотой медалью (1876) и вместе с группой профессоров был командирован на Филадельфийскую Всемирную выставку, где в течение года знакомился с развивающейся промышленностью Америки. После возвращения в Россию начал работать в Петербурге начальником чертежного бюро Варшавско-Венской железной дороги. Затем стал руководителем отделения строительной технической конторы Бари А.В. в Баку (1878), где решал комплекс сложных научно-технических проблем нефтяной промышленности. После переезда конторы Бари А.В. из Петербурга в Москву Шухов В.Г. стал ее главным инженером и создал проектно-конструкторское бюро и монтажную группу по сборке металлических конструкций (1880). С начала 1890-х гг. развернулась исключительная по своему новаторству деятельность Шухова В.Г. в сфере индустриальной архитектуры. Впоследствии он был признан не только «величайшим инженером мира», но и выдающимся «художником в конструкциях» (при этом параллельно продолжалась его плодотворная работа в качестве инженера-механика, гидротехника, технолога и т.д.). Впервые в мире на рубеже XIX – XX вв. он спроектировал и внедрил инженерные сооружения, опережающие свое время на несколько десятилетий, среди них: гиперболоидные металлические башни, авиационные ангары, танкеры, металлические резервуары для нефти и другое оборудование для нефтяной промышленности; свободно висящие металлические перекрытия, доменные и мартеновские печи, железнодорожные мосты и др. Разработал теорию арочных покрытий с использованием сетчатых поверхностей, обеспечивающих равномерное распределение усилий при наименьшем весе всего сооружения. Выявив высокую конструктивную ценность однополостного гиперболоида для промышленной архитектуры, детально разработал конструкцию гиперболоидной башни, установил принципы ее расчета и способ монтажа. Спроектировал и построил первые в России нефтепроводы с подогревом нефти, радиобашню в Москве на Шаболовке, «паровые котлы Шухова», участвовал в проектировании и постройке крупнейших объектов по плану Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), разработал арочные покрытия московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж и др. В Первую мировую войну изобрел конструкции нескольких серий плавучих мин, ворота для сухих доков (батопорты), платформы под тяжелые артиллерийские орудия. С 1919 года являлся членом состава правления завода «Парострой» (бывшего завода Бари А.В.) и главным инженером завода. В 1878 – 1939 гг. на территориях Российской Империи и СССР по его проектам было построено более 1600 км трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов; более 10000 стальных цилиндрических резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов; более 100 стальных цилиндрических газгольдеров; более 90 речных танкеров (нефтеналивных барж); более 8000 паровых котлов; более 500 стальных мостов; более 200 стальных сетчатых гиперболоидных башен; более 100 конструкций промышленных и железнодорожных зданий; более 100 перекрытий общественных и гражданских зданий.

Документы творческой и служебной деятельности: проектная документация заводов и фабрик (Балаклейского сахарного завода графов Бобринских, машинного отделения Грушевского сахарного завода, фабрики Ю.С. Нечаева-Мальцева, заводов в Москве и Подольске Московского товарищества «В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамилин», Белорецких заводов, Верхне-Исетского завода «Красная кровля», завода им. Карла Либкнехта в г. Нижнеднепровске и аппаратов доменного цеха Магнитостроя); электростанций (ГЭС «Электропередача» и подстанции к заводу № 45 по заказу МОГЭС); зданий мастерских (мастерские Русского (впоследствии Центрального) электрического общества в Москве, механической мастерской «Динамо»); резервуаров различного назначения; газгольдеров, их конструкций и помещений для них; сетчатых гиперболоидных водонапорных башен (для акционерного общества (завода) «Берсол» в г. Самаре, для городского водопровода г. Иваново-Вознесенское, для Орехово-Зуевского коммунального хозяйства, по заказу Бакинского городского совета (Баксовета), для Управления коммунального хозяйства в г. Евпатория, для треста «Техноткань», по заказу «Грознефть», по заказу Грозненского водсовета, по заказу катушечно-челночного треста, по заказу Закавказского хлопкового комитета, для Мервского горисполкома, по заказу Северной железной дороги для станции Вологда, для Ковровского комбината и др.); радиобашни системы Шухова для беспроволочного телеграфа в Москве (фундамент и верхнее кольцо второй секции); мачты системы Шухова по заказу Нижегородской ГРЭС для перехода линии электропередачи чрез р. Оку; различных мачт; мостов (разгрузочного подвижного моста с двумя вращающимися кранами общества «Полиг» в г. Богородске, кессонных ножей для мостов через р. Обь, Пышму, Березину, Ишим, Томь, мостов через р. Друть, Ингур, Сыр-Барыш, Чухукх, Кривой Буз, Днепр, Волгу у г. Костромы); морской наливной паровой шхуны и железной товарной баржи; конструкций промышленных зданий (литейной, кузнечной, кочегарной), паровозосборного сарая для Русского паровозостроительного и механического общества; стропил английской системы для кузни; деталей колонн, кессонов, соединения деревянных стропил, рамных стальных конструкций, треугольных стальных ферм покрытий зданий; котельной Теплотехнического института в Москве, трехстворчатого ангара, стропильной фермы паровозного сарая на станции Сызрань Московско-Казанской железной дороги, арочных сетчатых покрытий для неустановленных зданий); трехкамерного кессонного шлюза; поворотного железнодорожного круга системы Селлерса; столов к дыропробивным прессам; подъемного железнодорожного крана; понтона для землечерпалки (1891 – 1937, б/д).