Рассекречивание

Версия для печати

РГАНТД является архивом поливидового состава документов: наряду с НТД архив хранит документы на пленочных носителях, в том числе секретные кино- и фотодокументы. Рассекречивание проводится по всем видам документов.

Методической основой для проведения работ по рассекречиванию архивных документов служат «Закон РФ о государственной тайне», «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне», «Правила отнесения сведений, составляющих гостайну к различным степеням секретности», а также «Временный порядок рассекречивания и продления сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся в закрытых фондах государственных архивов и центров хранения документации».


Сведения о рассекреченных документах
из фондов РГАНТД
за 2010 г.

Ракетно-космическая отрасль и промышленность
оборонного комплекса

Московское научно-производственное объединение «Союз» (МНПО «Союз»)
Министерства авиационной промышленности СССР

(1942 г. – по наст. вр.)

Ф. 340, 766 ед. хр., 1942–1982.

Научно-техническая документация – 206 ед. хр., 1950, 1954 – 1974, 1976, 1982; авторский указатель.

Управленческая документация – 560 ед. хр., 1942–1982.

Рассекреченные в 2010 г.:
Научно-исследовательская документация – 1 ед. хр. (№ 201), 1982; из оп. 4н-с.

Инструментальный завод № 8 Треста «Оргавиапром» 6-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности был создан приказом Наркомавиапрома от 18.02.1942 г. на базе завода № 478. Постановлением ГКО СССР от 18 февраля 1943 г. и приказом Наркомавиапрома от 25 февраля 1943 г. он был преобразован в Государственный союзный опытный завод № 300 (с КБ). В 1947 г. завод был награжден орденом Ленина. Приказом Госкомитета Совета Министров СССР по авиатехнике от 30 декабря 1963 г. на базе завода № 300, ОКБ-500 и ОКБ-300 был организован объединенный опытный завод, с января 1964 г. называвшийся Государственным союзным объединенным опытным заводом № 300. Приказом Госкомитета Совета Министров ССР по авиатехнике от 1 августа 1964 г. при заводе было создано ОКБ-300 на базе его конструкторских групп с испытательной базой «Фаустово» и филиалов заводов №№ 1 и 2. Приказом МАП СССР от 30 апреля 1966 г. завод № 300 был с 1 января 1967 г. переименован в Московский машиностроительный завод «Союз». Приказом МАП СССР от 13 октября 1981 г. он был преобразован в Московское научно-производственное объединение «Союз».

В настоящее время – ОАО «Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» (ОАО «АМНТК «Союз»). 

Основные направления деятельности: опытные конструкторские и экспериментальные работы по авиационным двигателям, использованию энергии их выхлопных газов, серийному производству авиационных турбогенераторов.

Рассекреченная научно-исследовательская документация.
Техническое описание двигателя Р95-300 изделия 95.

 

Научно-исследовательский институт автоматических устройств (НИИАУ)
Министерства авиационной промышленности СССР

(1946 г. – по наст. вр.)

Ф. 5, 1435 ед. хр., 1950–1985.

Научно-техническая документация – 1404 ед. хр., 1950–1985; авторские указатели; автоматизированные каталоги.

Кинодокументы – 31 ед. хр., 1978; автоматизированные каталоги.

В Филиале РГАНТД (ф. Р-431) – 2329 ед. хр. (НД, КД, УД), 1935–1986 гг.

Рассекреченные в 2010 г.:

Научно-исследовательская документация – 116 ед. хр., 1953 – 1979; из оп. 1н-с.

Конструкторская документация – 57 ед. хр. за 1953 – 1975; из оп. 1к-сс.

Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантного снаряжения (НИЭИ ПДС) был создан постановлением Совета Министров СССР от 3 июня 1946 г. и приказом Министерства легкой промышленности СССР от 11 июля 1946 г. на базе конструкторского бюро завода № 9 Главшвейпрома Министерства легкой промышленности СССР. Переименован в Научно-исследовательский институт автоматических устройств (НИИАУ) приказом Министерства авиационной промышленности СССР от 30 апреля 1966 г.

В настоящее время – ФГУП «Научно-исследовательский институт парашютостроения» (ФГУП «НИИ парашютостроения»).

Основные направления деятельности: разработка и изготовление всех типов парашютных систем приземления и спасения аппаратов, в т.ч. для беспилотных аппаратов, ближнего и дальнего космоса.

Рассекреченная научно-исследовательская документация.
Разработка и создание систем спуска космических аппаратов на Луну, Венеру, Марс, парашютных систем для спуска и приземления метеорологических и научных ракет.

Рассекреченная конструкторская документация.
Чертежи, технические описания, технические условия, инструкции по монтажу, контролю и эксплуатации, решения на доработку изделий, программы, методики, инструкции, акты и отчеты по проведению испытаний парашютных систем для приземления высотных, метеорологических, научно-биологических, геофизических ракет, для посадки на поверхность Земли и других планет космических аппаратов с подопытными животными, пилотируемых космических кораблей; парашютных систем космических аппаратов, исследовавших Луну, Венеру и Марс.

 

Машиностроительный завод «Звезда»
Министерства авиационной промышленности СССР

(1952 г. – по наст. вр.)

Ф. 7, 4022 ед. хр., 1954–1993.

Научно-техническая документация – 3455 ед. хр., 1954–1977; авторские указатели; автоматизированные каталоги.

Фотодокументы – 567 ед. хр., 1960–1993; именные указатели; автоматизированные каталоги.

Рассекреченные в 2010 г.:
Научно-исследовательская документация – 2 ед. хр. (№№ 1, 3), 1959 – 1960; из оп. 5н-сс.

Опытно-конструкторское бюро завода № 918 было создано в 1952 г., в дальнейшем переименовано в Опытно-конструкторское бюро «Звезда» и преобразовано в Машиностроительный завод «Звезда» – головное предприятие в области исследования и создания индивидуальных систем жизнеобеспечения и аварийного спасения.

В настоящее время – ОАО «Научно-производственное предприятие «Звезда» (ОАО «НПП «Звезда»).

Основные направления деятельности: разработка индивидуальных систем жизнеобеспечения и спасения экипажей всех видов летательных аппаратов: высотного и защитного снаряжения, катапультируемых и амортизационных кресел; скафандров и средств передвижения в открытом космосе, средств профилактики последствий воздействия на человека длительной невесомости.

Рассекреченная научно-исследовательская документация.
Технические задания на разработку катапультируемых устройств для человека и животных, систем жизнеобеспечения для гермокабин (кондиционирования воздуха, ассенизации), скафандра. Отчет о результатах летных испытаний катапультируемого контейнера для животных космического корабля «Восток-1».

 

Научно-производственное объединение «Энергия»
им. академика С.П. Королева (НПО «Энергия» им. акад. С.П. Королева)

(1954 г. – по наст. вр.)

Ф. 6, 32197 ед. хр., 1956–1984.

Научно-техническая документация – 28718 ед. хр., 1957–1982; авторские указатели; автоматизированные каталоги.

Фотодокументы – 3331 ед. хр., 1957–1977; именные указатели; автоматизированные каталоги.

Кинодокументы – 145 ед. хр., 1974–1975; автоматизированные каталоги.

Рассекреченные в 2010 г.:
Научно-исследовательская документация – 1 ед. хр. (№ 76), 1963; из оп. 5н-с.

Опытно-конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1) с 14 августа 1954 г. стало самостоятельной организацией (выделено из НИИ-88). В 1966 г. преобразовано в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), а в мае 1974 г. – в Научно-производственное объединение «Энергия» (НПО «Энергия»). В 1991 г. ему было присвоено имя Главного конструктора советской ракетно-космической техники академика С.П. Королева (1906–1966). На предприятии работали основоположники ракетно-космической техники, академики С.П. Королев (1906–1966), В.П. Мишин (1917–2001), В.П. Глушко (1908–1986), Б.Е. Черток (р. 1912) и др.

В настоящее время – ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева» (ОАО РКК «Энергия» им. С.П. Королева).

Основные направления деятельности: разработка, изготовление, испытания, эксплуатация космических комплексов и систем, кораблей, ракет-носителей, их двигателей, узлов и деталей, устройств автоматики и управления, тренажеров для подготовки космонавтов, систем жизнеобеспечения.

Рассекреченная научно-исследовательская документация.
Технический отчет о результатах летных испытаний спускаемых аппаратов объектов 1К и 3КА (космических кораблей) по аэродинамике, баллистике и теплообмену.

 

Межведомственный научно-технический совет
по космическим исследованиям
(МНТС по КИ)
Академии наук СССР
(1959 г. – по наст. вр.)
Ф. 213, 850 ед. хр., 1956–1991.

Научно-исследовательская документация – 537 ед. хр., 1956–1991; авторские указатели.

Управленческая документация – 313 ед. хр., 1961 – 1988.

Рассекреченные в 2010 г.:
Научно-исследовательская документация – 3 ед.хр. (№№ 9, 13, 14), 1958, 1962; из оп. 1н-сс.

Совет был создан постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 декабря 1959 г. как совещательный орган, представляющий свои рекомендации в Президиум АН ССР и Комиссию Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, которые и осуществляли контроль за его работой. В связи с организацией Российской Академии наук и для формирования сети научных советов при ее Президиуме постановлением Президиума РАН от 11 февраля 1992 г. деятельность МНТС была приостановлена. Постановлением Президиума РАН от 30 июля 1992 г. был создан Совет РАН по космосу при Президиуме РАН, являющийся правопреемником МНТС.

В настоящее время – Совет Российской Академии наук по космосу при Президиуме Российской Академии наук.

Основные направления деятельности: научно-техническое руководство работами по исследованию космического пространства и верхних слоев атмосферы, по созданию космических летательных аппаратов различного назначения, подготовка перспективных планов по исследованию космического пространства, выработка рекомендаций по научным исследованиям в космосе, международное сотрудничество в отрасли.

Рассекреченная научно-исследовательская документация.
Доклад академика М.К. Тихонравова на конференции по исследованию верхних слоев атмосферы. Материалы предварительной проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту (объекта ОД-2).

 

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина
(ЦПК им. Ю.А. Гагарина)

(1961 г. – по наст. вр.)

Ф. 1, 40215 ед. хр., 1960–1993.

Научно-исследовательская документация – 2400 ед. хр., 1960–1984; авторские указатели; автоматизированные каталоги.

Управленческая документация – 321 ед. хр., 1961–1977;

Фотодокументы – 34823 ед. хр., 1961–1991; именные указатели; автоматизированные каталоги.

Кинодокументы – 342 ед. хр., 1960–1982; автоматизированные каталоги.

Фонодокументы – 2018 ед. хр., 1961–1993; именные указатели; автоматизированные каталоги.

Видеодокументы – 311 ед. хр., 1971–1981; автоматизированные каталоги.

Рассекреченные в 2010 г.:
Научно-исследовательская документация – 6 ед. хр. (№№ 3, 7, 18, 20, 21 из оп. 4н-сс и № 10 из оп. 11н-сс), 1960–1961, 1967.

Центр подготовки космонавтов был создан постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в январе 1960 г. Первоначально ЦПК находился в Москве на территории Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе, затем был переведен в Звездный городок. В 1968 г. ЦПК было присвоено имя Ю.А. Гагарина. ЦПК является научно-исследовательским учреждением и головной организацией по подготовке космонавтов к полетам на пилотируемых космических аппаратах всех типов и назначений.

В настоящее время – Российский государственный научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина).

Основные направления деятельности: отбор кандидатов в космонавты, подготовка космонавтов к полетам на всех типах пилотируемых космических аппаратов; создание, развитие и модификация системы технических средств (технической базы) подготовки космонавтов.

Рассекреченная научно-исследовательская документация.
Материалы по полету Ю.А. Гагарина на космическом корабле «Восток-3А»: полетная инструкция пилота, описание его работы при ручном управлении спуском с орбиты, отчет по результатам защиты пилота, отчет по длительным испытаниям систем кондиционирования воздуха и других штатных систем жизнеобеспечения в тепловом макете корабля. Программа тренировки экипажей космических кораблей «Союз А» и «Союз П» на технической позиции.

   


Сведения о рассекреченных документах РГАНТД
за 2007–2008 гг.

21. Промышленность

21.02. Электроэнергетика

Всесоюзный государственный научно-исследовательский
и проектно-конструкторский институт по промышленной энергетике
и рациональному использованию в промышленности топлива,
электрической и тепловой энергии
(ВНИПИэнергопром
)
Министерства энергетики и электрификации СССР

(1942 г. – по наст. вр.)

Ф. 303    411+++97 ед. хр., 1946, 1948 – 1957, 1959, 1961, 1963–1967,
1969, 1970, 1974–1977, 1982–1984; 1 оп.++2 рассекр.

Из них в 2006 – 2008 гг. рассекречены:
Проектная документация –  97 ед. хр., 1946, 1948 – 1957, 1959, 1961, 1963, 1965, 1967, 1969, 1970, 1974, 1976, 1977; 2 оп.

Государственный союзный трест по проектированию и изысканиям промышленных электростанций и тепловых сетей «Промэнергопроект» был создан приказом Народного комиссариата электростанций СССР от 16 ноября 1942 г. Приказом Министерства электростанций СССР от 13 апреля 1951 г. преобразован в Государственный союзный проектный институт по проектированию строительства промышленных теплоэлектроцентралей для энергоснабжения промышленных предприятий всех отраслей народного хозяйства «Промэнергопроект». В соответствии с приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 22 марта 1974 г. на его базе был создан Всесоюзный государственный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по промышленной энергетике и рациональному использованию в промышленности топлива, электрической и тепловой энергии (ВНИПИэнергопром).

Институт находился в ведении:

  • Народного комиссариата электростанций СССР (1942–1946);

  • Министерства электростанций СССР (1946–1953; 1954, 1957–1958);

  • Министерства электростанций и электропромышленности СССР (1953–1954);

  • Министерства строительства электростанций СССР (1954–1957, 1958–1962);

  • Министерства энергетики и электрификации СССР (1962–1963, 1965–1991);

  • Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР (1963–1965);

  • Министерства топлива и энергетики РФ (1992 – 1993).

Институт имел Белорусское, Северо-Западное, Сибирское, Среднеазиатское, Украинское и Уральское отделения.

В настоящее время – ОАО «Объединение «Всероссийский научно-исследовательский проектный институт энергетической промышленности» (ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром»), входящее в группу РАО «ЕЭС России».

Основные направления деятельности: разработка межотраслевых проблем промышленной энергетики и централизованного теплоснабжения народного хозяйства; проектирование систем и конструкций энерготехнологических установок промышленного назначения.

Проектные задания, технические проекты, пояснительные записки, фотосхемы, чертежи по проектированию: теплоэлектроцентралей – ТЭЦ № 2317 (Ворошиловградская обл.), Саратовская ТЭЦ, ТЭЦ завода № 243 (Румянцевская ТЭЦ, Пензенская обл.), ТЭЦ объекта 22 (Пермская обл.), Ижевская ТЭЦ, ТЭЦ завода № 180 (Удмуртская АССР), ТЭЦ Губахинского химического завода (Пермская обл.), Ново-Рязанская ТЭЦ; теплоэлектростанций – ЦЭС «Б» (Иультинская ЦЭС, Чукотский п-ов), РЭС «Б» (Хандыгская РЭС, Якутская АССР); теплоснабжения предприятий – тепловые сети паровозостроительного завода (г. Коломна), коррективы пароснабжения Колоксилинового завода и соединительной трассы, электроснабжение объекта № 256/319 (г. Новокузнецк), реконструкция тепловых сетей завода № 741 (Татарская АССР), комбинат № 16 (г. Ангарск), тепловые сети Сталинградского тракторного завода, теплоснабжение расширения завода № 91 (Сталинградская обл.); объектов МПВО – типовой рабочий проект командного пункта 2 категории в фундаментах дымовых железобетонных труб; мероприятий МПВО (ГО) – ТЭЦ «Г» (г. Магадан), Читинская ТЭЦ, Ново-Рязанская ТЭЦ; теплоснабжения городов – тепломагистрали, схемы теплофикации и теплоснабжения г. Владивостока, схема теплоснабжения с использованием геотермальных вод г. Грозный, схемы теплоснабжения г. Иваново, г. Ижевска, г. Калинина, схема теплофикации заводов и поселков от Казанской ТЭЦ № 2, схема теплофикации г. Казани, районные тепловые сети от Красноярской ТЭЦ, схема теплофикации и тепловые сети г. Рязани, теплофикация от ТЭЦ-2 и схема теплоснабжения г. Уфы; по общим вопросам теплофикации страны – мероприятия по увеличению использования тепловых отборов турбин на электростанциях, общая схема развития теплофикации крупных городов и промрайонов до 1970 г.

 

31.02.01. Авиационная промышленность.

Центральный ордена Ленина научно-исследовательский институт
авиационного моторостроения им. П.И. Баранова
(ЦИАМ им. П.И. Баранова)

Министерства авиационной промышленности СССР

(1930 – по наст. вр.)

Ф. 53, 9001 ед. хр., 1930 – 1984. 
(В Филиале РГАНТД (ф. Р-177) – 1533 ед. хр. (НД, УД), 1930–1980 гг.)

Научно-исследовательская документация – 8552 ед. хр., 1930 – 1984; 3 оп., авторские указатели, автоматизированные каталоги.

Конструкторская документация – 449 ед. хр., 1943 – 1970; 1 оп.; автоматизированные каталоги.

Из них в 2006–2008 гг. рассекречены:
Научно-исследовательская документация –   1653++++ 682 ед. хр., 1957 – 1964; 2 оп., авторские указатели (дсп).

Институт авиационных моторов (ИАМ) был создан решением Революционного военного совета СССР от 3 декабря 1930 г. на базе винтомоторного отдела ЦАГИ, авиационного отдела Автомобильного и автомоторного НИИ и КБ авиационного завода № 24 им. М.В. Фрунзе путем их слияния. Приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР от 29 июля 1932 г. он был переименован в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Имя П.И. Баранова (1892–1933), крупного руководителя ВВС и организатора отечественной авиационной промышленности, было присвоено институту в 1933 г. В 1945 г. институт был награжден орденом Ленина, а в 1982 г. – орденом Октябрьской Революции.

Институт находился в ведении:

  • Народного комиссариата по военным и морским делам СССР (1930–1931);

  • ВСНХ СССР (1931–1932);

  • Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР (1932–1936);

  • Народного комиссариата оборонной промышленности СССР (1936–1939);

  • Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (1939–1946);

  • Министерства авиационной промышленности СССР (1946–1953, 1953–1957, 1965–1981);

  • Министерства оборонной промышленности СССР (1953);

  • Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике (1957–1963);

  • Государственного комитета по авиационной технике СССР (1963–1965).

Выделились в самостоятельные организации: НИИД (НИЛД – Научно-исследовательская лаборатория двигателей) – образован на базе отдела нефтяных двигателей; испытательный комплекс (филиал ЦИАМ), реорганизованный в 1992 г. в Научно-испытательный центр института (НИЦ ЦИАМ).

В настоящее время – ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова» (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»).

Основные направления деятельности: конструирование, постройка,
доводка и внедрение в производство новых типов авиамоторов и их агрегатов, исследование альтернативных источников энергии для реактивных двигателей.

 Научно-исследовательская документация.
Отчеты по НИР (заключительные и этапные), расчеты, методики, отчеты по опытно-конструкторским разработкам в виде пояснительных записок (со сведениями о создании экспериментального оборудования для проведения научно-исследовательских работ) по разработке и изучению двигателей и их макетов для ракет, самолетов, вертолетов, машин на воздушной подушке (авиационно-ракетных, винтовых, воздушно-реактивных, газотурбинных, жидкостных реактивных, краткоресурсных реактивных, прямоточных воздушно-реактивных, турбопрямоточных, ракетно-прямоточных, турбовинтовых, турбореактивных, твердотопливных ракетных, ядерных ракетных, электродуговых, ионных, плазменных, комбинированных и др.), их агрегатов и деталей. Разработка и исследования физико-химических и эксплуатационных свойств топлив (твердых, жидких, газообразных и смешанного агрегатного состояния), их компонентов, добавок, присадок, масел, смазок, окислителей, продуктов сгорания. Исследования реакторов и ускорителей. Акустические исследования. Разработка и исследования траекторий космических аппаратов. Отчеты и пояснительные записки по опытно-конструкторским работам по созданию экспериментального оборудования для проведения научно-исследовательских работ. Разработка и усовершенствование методов и аппаратуры для измерений и регистрации параметров изделий. Отчеты по модернизации стендов института и другого испытательного оборудования, по испытаниям изделий и агрегатов на стендах и в летных условиях. Отчеты об оказании технической помощи ОКБ и НИИ отрасли. Отчеты о научных исследованиях в отрасли и разработках иностранных фирм ((«Де Хэвилленд», «Дженерал Электрик», «Пратт-Уитни», «Роллс-Ройс», «Ультра Электроникс» и др.). Отчеты о международных выставках авиационной техники.

 

31.02.05. Радиопромышленность

Научно-исследовательский институт
дальней радиосвязи с опытным заводом (НИИДАР)

Министерства радиопромышленности СССР

(1936 – по наст. вр.)

Ф. 158, 299 ед. хр., уд, 2 оп.   1941–1972

Научно-исследовательская документация – ед. хр.,

Управленческая документация – 299 ед. хр., 1941 – 1972; 2 оп.

Из них в 2006 – 2008 гг. рассекречены:

Научно-исследовательская документация – 200 ед. хр., 1939 – 1965; 1 оп.

Предшественник института — завод № 37 им. С. Орджоникидзе Наркомата танковой промышленности был образован в 1936 г. В 1946 г. на заводе было создано ОКБ. В конце 1959 г. на базе ОКБ завода № 37 был создан филиал ЦНИИ-108. В 1960 г. ЦНИИ-108 и опытный завод были преобразованы в Научно-исследовательский институт с опытным заводом. В 1966 г. он был переименован в Научно-исследовательский радиотехнический институт (НИРТИ) с опытным заводом, а в 1972 г. – в Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи (НИИДАР) с опытным заводом.

Институт находился в ведении:

  • Народного комиссариата танковой промышленности СССР (1941–1945);

  • Народного комиссариата транспортного машиностроения СССР (1945–1946);

  • Министерства транспортного машиностроения СССР (1946–1949);

  • Министерства промышленности средств связи СССР (1949–1953);

  • Министерства электростанций и электропромышленности СССР (1953–1954);

  • Министерства радиотехнической промышленности СССР (1954–1957);

  • Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике (1957–1963);

  • Государственного комитета по радиоэлектронике СССР (1963–1965);

  • Министерства радиопромышленности СССР (1965–1972).

В настоящее время – ОАО «Научно-производственный комплекс «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи» (ОАО «НПК «НИИДАР»).

Основные направления деятельности: разработка и производство радиолокационных станций дальнего обнаружения.

Научно-исследовательская документация.
Разработка и испытания радиолокационной аппаратуры для дальнего обнаружения и целеуказания военных самолетов и баллистических ракет. Разработка стационарных радиотехнических комплексов и радиолокационных станций для систем противоракетной и противокосмической обороны. Повышение помехозащищенности систем дальнего обнаружения.

 

Научно-исследовательский электромеханический институт
(НИЭМИ)
Первого Главного управления Министерства
радиопромышленности СССР

(1942 – по наст. вр.)

Ф. 296, 264 ед. хр., 1946 – 1973; 2 оп., именные (авторские) указатели

Из них в 2006 – 2008 гг. рассекречены:

Научно-исследовательская документация – 94 ед.хр., 1953, 1955, 1958, 1961–1973; 1 оп. +++++ 170 ед.хр., 1946–1960; 1 оп., именные (авторские) указатели.

Научно-исследовательский электромеханический институт был образован в соответствии с Постановлением Госкомитета обороны СССР от 10 февраля 1942 г. как завод № 465. Постановлением Госкомитета обороны СССР от 10 июня 1945 г. он был переименован в Центральное конструкторское бюро № 20 (ЦКБ-20). В июне 1946 г. приказом Министерства вооружения СССР оно было преобразовано в Научно-исследовательский институт № 20 (НИИ-20). Приказом Министерства радиопромышленности от 24 марта 1966 г. он был переименован в Научно-исследовательский электромеханический институт (НИЭМИ). Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 15 апреля 2002 г. Государственное предприятие «НИЭМИ» было преобразовано в Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский электромеханический институт» (ОАО «НИЭМИ»).

Институт находился в ведении:

  • Наркомата электропромышленности СССР (1942–1945);

  • Министерства вооружения СССР (1945–1957);

  • Четвертого главного управления Министерства оборонной промышленности СССР (1957);

  • Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике (1957–1959);

  • Первого главного управления Госкомитета СССР по радиоэлектронике (1959–1966);

  • Первого главного управления Министерства радиопромышленности СССР (1966–1974);

  • Второго главного управления Министерства радиопромышленности СССР (1974–1991);

  • Департамента радиопромышленности Министерства промышленности РФ (1991–1992);

  • Государственного комитета по оборонным отраслям промышленности (1992–1995) 

В настоящее время – ОАО «Научно-исследовательский электромеханический институт» (ОАО «НИЭМИ»).

Основные направления деятельности: разработка и производство специальной техники для вооружения ПВО Сухопутных войск.

Научно-исследовательская документация.
Отчеты по исследовательским работам (предварительные, промежуточные, этапные, заключительные), отчеты по темам, технические и лабораторные отчеты, акт комиссии по проведению приемных испытаний НИР, краткие результаты НИР, методические указания по организации и проведению исполнителями НИР, краткие описания, методика испытаний, материалы предварительных исследований, диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора технических наук по следующим темам: разработка, усовершенствование и испытания радиолокационной аппаратуры (систем радиолокационного опознавания самолетов и кораблей, радиолокационных станций для обнаружения сверхдальних и сверхскоростных целей, радиолокационных станций орудийной наводки артиллерийских радиолокаторов, антенно-фидерных систем, многоканальных импульсных радиолокаторов и др.), методов радиолокации и обработки радиолокационной информации; управление (в т.ч. автоматическое) зенитными установками, пушками, ракетами и другими средствами ПВО; разработка источников сигналов высокой и сверхвысокой частоты; исследование сплавов, жидких диэлектриков и других материалов, применяемых в радиолокационной аппаратуре и устройствах СВЧ; борьба с прицельными и пассивными помехами; применение электронно-вычислительной техники в средствах ПВО; исследование надежности ракетно-артиллерийского вооружения сухопутных войск; стандартизация и унификация изделий военной техники.

 

6. Транспорт и связь.

6.4. Связь.

Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС)
Министерства связи СССР

(1929 – по наст. пр.)

Ф. 40, 515 ед. хр., 1953, 1957, 1960 – 1989.
(В Филиале РГАНТД (ф. Р-127) – 2694 ед. хр. (НД, УД), 1924–1972 гг.)

Научно-исследовательская документация – 274 ед. хр., 1960, 1961, 1963–1966, 1969 – 1988; 2 оп.

Управленческая документация – 241 ед. хр., 1953, 1957, 1960 – 1985; 2 оп.

Из них в 2006 – 2008 гг. рассекречены:

Научно-исследовательская документация – 39 ед. хр., 1960, 1961, 1963–1966, 1969–1972; 1 оп. (дсп).

Управленческая документация – 75 ед. хр., 1953, 1957, 1960–1972; 1 оп. (дсп).

Научно-исследовательский институт связи (НИИС) был создан постановлением СНК СССР от 6 августа 1929 г. на базе Центральной лаборатории связи. Приказом Наркомата связи СССР от 16 мая 1940 г. он был переименован в Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС).

Институт находился в ведении:

  • Народного комиссариата почт и телеграфов СССР (1929–1932);

  • Народного комиссариата связи СССР (1932–1946);

  • Министерства связи СССР (1946–1991).

Институт имел Киевский и Ленинградский филиалы.

В настоящее время – ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» (ФГУП ЦНИИС).

Основные направления деятельности: реконструкция и развитие технических средств проводной связи; научно-исследовательские и экспериментальные работы в области проводной, почтовой связи и экономики связи; создание Единой автоматизированной системы связи; защита подземных сооружений связи от коррозии.

Научно-исследовательская документация.
Теоретические и практические разработки для различных систем связи и передачи данных (в т.ч. «Утес-Б», «Нева», «Сектор» и «Победит») и комплексного проекта Единой автоматизированной системы связи (ЕАСС). Анализ состояния систем связи СССР на 1960 г. и пути их усовершенствования. Разработка схемы автоматизации телефонной связи; разработка аппаратуры и правил по защите систем связи от перехвата и влияния электромагнитных полей. Исследование воздействия ядерных взрывов на военную проводную связь. Организация на сети линейных и групповых трактов, каналов и соединительных линий и системы коррекции каналов и трактов при резервировании. Технические методы документирования закрытых переговоров. Разработка оптических линий связи, в т.ч. с применением лазеров. Разработка программы формирования телеграфных каналов. Построение общегосударственной системы передачи данных.

Управленческая документация.
Приказы директора института по основной деятельности; годовые тематические планы научно-исследовательских работ института; двухлетний и пятилетний планы важнейших научно-исследовательских работ; корректировки годовых планов научно-исследовательских работ; годовые тематические планы по отдельным темам; пятилетний план внедрения разработок института и его Киевского и Ленинградского отделений; годовые отчеты о выполнении тематических планов института, в т.ч. по темам, финансируемым по госбюджету и наряд-заказам; годовые отчеты о выполнении работ в области военной техники, в т.ч. по решениям Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, по решениям ВПК (тема «Единая автоматизированная система связи» – «ЕАСС»), по постановлениям Совета Министров СССР, по договорам с заказчиками.

© РГАНТД, 2002–2016
Использование материалов сайта РГАНТД допускается только после письменного согласия администрации сайта.
При использовании материалов сайта указание источника (РГАНТД) и гиперссылки на http://rgantd.ru обязательно!

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Сайт ВНИИДАД Сайт 'Вестник архивиста' Официальный портал РОИА Официальный сайт Роскосмоса