15 марта акционерному обществу «Институт экономики и развития транспорта» исполняется 80 лет

Железнодорожный транспорт в России является одним из ключевых инфраструктурных инструментов, обеспечивающий социально-экономический рост государства, удобство и эффективность движения и, наконец, снабжение территории стратегическими ресурсами как гражданского, так и военного назначения.

Акционерное общество «Институт экономики и развития транспорта» - одно из старейших научно-исследовательских учреждений и предприятие в сфере проектирования и строительства железнодорожного транспорта.

Организация берет свое начало с деятельности Проектного бюро по технико-экономическим изысканиям на железнодорожном транспорте «Союзтранспроект», образованного Приказом Народного комиссара путей сообщения СССР от 15 марта 1940 года № 185/а. В задачи бюро входило изучение пропускной способности железных дорог, создание ремонтно-эксплуатационной базы парка подвижного состава. Затем в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 14 марта 1954 года и Приказом Министерства путей сообщения СССР от 30 октября 1954 года № 263/ЦЗ был создан Государственный институт технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта «Гипротранстэи».

Получив в свой актив квалифицированные кадры работников, переведенных из московских проектных организаций системы Министерства транспортного строительства и Министерства путей сообщения СССР, Гипротранстэи расширил область исследований. В период холодной войны институт выполнял предпроектные разработки прогнозов, генеральных схем и перспектив развития железнодорожного транспорта, развитие транспортных связей со странами-членами СЭВ через оказание методической и технической помощи.

Одним из первых крупных достижений института в период 1960 – 1970-хх гг. стало создание «Генеральной схемы электрификации железных дорог», по которой были разработаны технологии и методы перевода линий на электрическую тягу. Учитывая масштаб деятельности, отдельные виды работ проводились за счет средств научно-исследовательских организаций и ведомств, выделявшихся в рамках общего сотрудничества.

После распада СССР деятельность Гипротранстэи была переориентирована с учетом существовавших экономических реалий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года № 585 было учреждено открытое акционерное общество «Российские железные дороги», в состав которого на правах структурного подразделения-филиала был включен Гипротранстэи. Будучи в системе ОАО «РЖД», Гипротранстэи занимался обеспечением основных потребностей головной организации, физических и юридических лиц в технико-экономических изысканиях и проектно-изыскательских работах.

В 2011 г. в целях повышения эффективности работы Гипротранстэи был реорганизован в открытое акционерное общество «Институт экономики и развития транспорта» (ныне действующее АО «ИЭРТ»).

На сегодняшний день АО «ИЭРТ», сохраняя традиции и опыт научных специалистов, обладая солидной методологической базой, осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • разработка инвестиционных намерений и обоснований строительства, реконструкцию и развитие объектов железнодорожного транспорта;
  • прогнозирование основных технико-экономических параметров по количеству грузовой и пассажирской работы железнодорожной сети;
  • формирование предложений по развитию скоростного пассажирского движения;
  • определение потребности парка подвижного состава в реализации крупных инвестиционных проектов;
  • совершенствование транспортной логистики;
  • аналитика ценообразования и нормативов на железнодорожном транспорте;
  • анализ существующих международных транспортно-экономических связей.


История России в течение двух столетий показывает не только общую полезность железнодорожной сети, связавшей ранее труднодоступные регионы страны, но и ее ключевую значимость на фоне военных конфликтов, подчас определявшую судьбу государства. Сегодня железнодорожный транспорт является предметом исследований, нацеленных на повышение его эффективности через улучшение материально-технической базы, развития бизнеса, пропускной способности, качества и удобства движения, обеспечения гражданских нужд и выполнения задач оборонительно-стратегического характера. Опыт и достижения АО «ИЭРТ» в контексте современного состояния транспорта и тенденций экономического развития позволяют наметить перспективы развития железнодорожной инфраструктуры с целью выявления и использования ее потенциала для Российской Федерации.
Поделиться: