«А будущее представлялось грандиозным!»

Тихонравов М.К. РГАНТД. Ф.348. Оп.3. Д.144. Л.1
Тихонравов М.К. РГАНТД. Ф.348. Оп.3. Д.144. Л.1

29 июля исполняется 120 лет со дня рождения Михаила Клавдиевича Тихонравова – доктора технических наук, профессора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, члена-корреспондента Международной академии астронавтики.

Дорога к небу у будущего конструктора началась в детстве, когда на Петербургской неделе авиации он наблюдал первый в России демонстрационный полет на летательном аппарате. С момента поступления 20-летнего М.К.Тихонравова в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (в настоящее время - Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина) начинается его профессиональная карьера инженера, конструктора, ученого в области космической техники.

Во время учебы М.К.Тихонравов принимает участие в работе секции «Авиация и планеризм» в кружке по строительству планеров.

В 1923 году на Всесоюзных состязаниях планеристов представляет свое первое изобретение – планер «АВФ-1», в 1925 году его планер «АВФ-2» («Змей Горыныч») получает восторженные отзывы на международных выступлениях советских планеристов в Германии. До 1929 года разработанные им планеры «Жар-птица», «Гамаюн», Скиф», «Жар-птица-2» установили рекорды на всесоюзных состязаниях планеристов.

После получения образования МК.Тихонравов несколько лет работает на предприятиях авиационной промышленности, продолжая заниматься планеризмом и изучением полета птиц. Мало кто знает об этом увлечении Тихонравова, продолжавшемся более четверти века: на основе собираемых метрических данных он формулирует теории и делает выводы о связи их мышечного аппарата с аэродинамическими свойствами, которые находят свое отражение в ряде статей и публикаций конструктора.

Ракетной техникой Тихонравов увлекся после посещения «Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов», проходившей в Москве в 1927 году.

«К началу 30-х годов он убеждается в преимуществе использования ракетного двигателя на большие высоты, который должен помочь человеку «подняться в верхние слои атмосферы, выйти из нее…, а полеты ракеты в стратосферу нужно рассматривать как подготовку пути в межпланетное пространство».

РГАНТД. Ф.326. Оп.2. Д.96.

В 1932 году он начинает сотрудничать с Группой изучения реактивного движения (ГИРД) — научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией, занимавшейся разработкой ракет и двигателей к ним. Через год конструктор возглавит в ГИРД сектор жидкостных ракет с двигателем на гибридном топливе. Вспоминая работу в Группе изучения реактивного движения, Тихонравов пишет: «А будущее представлялось грандиозным. Нам тогда было ясно. Мы мечтали о космических кораблях.» (РГАНТ.Ф. 326. Оп. 2. Д. 76).

С 1938 года Михаил Тихонравов занимается разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы, в годы войны - устойчивостью полета реактивных снарядов для «Катюши», руководит проектированием ракетного истребителя-перехватчика.

В середине 1940-х годов М. К. Тихонравов создает группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой на высоту до 200 км. Группа начала деятельность в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), и дальнейшие ее достижения могут считаться достижениями единого коллектива высококлассных специалистов. Проект получил положительную оценку специалистов и руководства, у Тихонравова появилась возможность увидеть свою мечту, воплощенную «в металле». РГАНТД. Ф. 326. Оп. 2. Д. 76.

Позднее группа будет заниматься пакетной схемой по преодолению межконтинентальных дальностей, исследованием схем составных ракет, вопросами создания искусственного спутника Земли (ИСЗ). В 1954 году группой был выпущен отчет, включающий перспективный план исследования и освоения космического пространства в несколько этапов: автоматический беспилотный спутник; полет человека на ракете; пилотируемые пуски для освоения техники полета; запуск спутников с одним или двумя пилотами, рассчитанного на длительное пребывание на орбите; создание спутника-станции. Этот отчет Тихонравов назвал программой освоения космоса.

Вскоре Тихонравов со своими специалистами перешел в ОКБ к С.П. Королеву и возглавил отдел № 9, занимавшийся космической проблематикой, начиная с первых ИСЗ, а позже – сериями космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и межпланетными автоматическими станциями.

Практическая работа ученого сочеталась с педагогической деятельностью, просветительской работой в области истории, популяризации космонавтики и общечеловеческих ценностей. В последних своих выступлениях наряду с объяснениями стремлений человека в космос как естественных стремлений развивающейся цивилизации, отрицал «любое насилие над человеком и человечеством». РГАНТД. Ф.57. Оп. 5. Д. 279.

С воспоминаниями соратников, коллег, друзей, единомышленников, родственников о М.К. Тихонравове, его жизни и деятельности, можно ознакомится в читальном зале РГАНТД. Документы обширно представлены в личных фондах, коллекциях документов, созданных специалистами НИЦТД-РГАНТД в порядке инициативного документирования, фондах организаций. 
Поделиться: