Авиаконструктор Семён Алексеевич Лавочкин

С.А. Лавочкин объясняет конструкции самолета. РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.123. Л.1
С.А. Лавочкин объясняет конструкции самолета. РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.123. Л.1

11 сентября 2020 года исполняется 120 лет со дня рождения знаменитого советского конструктора самолётов марки «Ла». Основные вехи биографии Семёна Алексеевича Лавочкина (имя при рождении - Симон Альтерович Магазинер): 1917 год – окончание Курской мужской гимназии с золотой медалью. 1918-1920 гг. – служба в частях Рабоче-крестьянской Красной армии. 1920-1927 гг. – учеба в Московском высшем техническом училище (в настоящее время - МВТУ имени Н. Э. Баумана). 1929 год – работа в Конструкторском бюро под руководством французского авиаконструктора, специалиста по гидросамолётам Поля Ришара. 1930 год – работа в Бюро Новых конструкций под руководством Анри Лавиля, участие в разработке тяжёлого истребителя ДИ-4. 1938-1939 гг. – переход на административную должность в Главное управление авиационной промышленности по рекомендации своего учителя А.Н. Туполева. 1939-1940 гг. – работа в качестве одного из главных конструкторов по самолётостроению на авиазаводе № 301, участие совместно с В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым в создании нового истребителя ЛаГГ-3, получившего прозвище «рояль» из-за покрытия лаком вишнёвого цвета. С 1940 года запущен в массовое производство. 1941-1945 гг. – модернизация ЛаГГ-3 (66 серий самолёта), разработка новых истребителей Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, Ла-ВРД. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено порядка 22,5 тысячи истребителей конструкции Лавочкина.

С 1945 года до конца своей конструкторской деятельности – начальник в ОКБ-301, с 1956 года – Генеральный конструктор. Возглавлял работу над созданием серийных и опытных реактивных самолетов, опытных и экспериментальных истребителей, серийных и опытных поршневых самолетов, истребителей-перехватчиков, беспилотного самолета-мишени, ракет класса «земля-воздух» для системы противовоздушной обороны страны, сверхзвуковой стратегической крылатой ракеты «Буря», наземных зенитных управляемых ракет, ракет класса «воздух-воздух» и др.

Дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956), награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова I степени, Суворова II степени, медалью «За боевые заслуги». Трижды лауреат Сталинской премии первой степени (1941, 1946, 1948) за разработку новой конструкции самолета «ЛаГГ-3», модификацию самолета «Ла-5», создание новых типов боевых самолетов соответственно. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946) за создание нового вида самолета «Ла-7».

После смерти Семена Алексеевича в 1960 году по решению советского правительства ОКБ-301 было переименовано в «Машиностроительный завод имени С. А. Лавочкина» (впоследствии – НПО им. С.А. Лавочкина, АО «Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина») Фонд ЛИИ им. М.М. Громова в РГАНТД (Ф. 160) содержит научно-исследовательскую документацию по исследованиям и испытаниям авиационной техники, самолетному оборудованию и силовым установкам, пилотированию, характеристик летательных аппаратов в области аэродинамики, прочности, устойчивости, управляемости и маневренности, в том числе самолетов и ракет, разработанных под руководством Генерального конструктора Лавочкина. «НПО им. С.А. Лавочкина» - источник комплектования РГАНТД. В состав конструкторской документации (1961-1976) вошли чертежи разрабатываемых изделий, технические условия, технические описания, спецификации, схемы, технологические планы, протоколы и программы по проведению испытаний модификаций автоматических межпланетных станций (АМС) для доставки на поверхность Венеры спускаемого аппарата с научным оборудованием, изучения ее атмосферы и грунта, также околопланетного и межпланетного пространства; модификаций АМС для доставки космических аппаратов на поверхность Луны, ее фотосъемки и изучения грунта; первых лунных спутников для исследования окололунного пространства и глобальных характеристик Луны. На фотодокументах (1966-1976) запечатлены общие виды изделий и отдельных блоков космических аппаратов (КА) серий «Луна», «Венера», «Марс-1», «Прогноз». Схемы размещения научной аппаратуры на КА, полетов КА к планетам, посадки и радиосвязи КА, а также спускаемые аппараты объектов, схемы их работы, движения луноходов на поверхности Луны и др. Кинодокументы (1966-1976) содержат съемки процесса создания, испытаний и получения результатов полетов АМС.

Поделиться: