Ил-86

Подготовительные материалы о самолётах Ил. РГАНТД. Ф.356. Оп.2. Д.268. Л.12
Подготовительные материалы о самолётах Ил. РГАНТД. Ф.356. Оп.2. Д.268. Л.12

26 декабря 1980 года рейсом Москва - Ташкент открылась регулярная эксплуатация нового четырёхдвигательного широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил-86 на воздушных линиях страны. Разработчик – ОКБ Ильюшина под руководством Генерального конструктора Г.В. Новожилова. Цель создания – соответствие наземной материально-технической инфраструктуре «Аэрофлота», загруженности взлетно-посадочных полос, повышение экономической эффективности полетов. Задача – эксплуатация на магистральных авиалиниях средней протяженности с большим потоком пассажиров. Главные конструктивные особенности: 

  1. низкоплан со стреловидным крылом с четырьмя двигателями НК-86 с умеренной степенью двухконтурности на пилонах под крылом; 
  2. аэродинамические свойства обусловлены сочетанием крыла стреловидностью 35° с фюзеляжем увеличенного диаметра; 
  3. взлетно-посадочная механизация состоит из подкрылков и трех щелевых закрылков с фиксированным дефлектором и отклоняемым хвостовым элементом без раздвижки звеньев;
  4. многократное резервирование основных функциональных систем; 
  5. использование в гидросистеме негорючих жидкостей;
  6. применение топливной системы с магистралями внутри баков; 
  7. экономичная электроимпульсная противообледенительная система, удаляющая лед путем создания импульсной упругой деформации и обшивке подкрылков и носков хвостового оперения;
  8. комплексная система обеспечения взрывопожарной безопасности. 

Основные данные самолета: 

  • длина – 60,2 м; 
  • высота – 15,5 м; 
  • размах крыла – 48, й м; 
  • максимальная взлетная масса – 206 т; 
  • максимальная коммерческая загрузка – 42 т; 
  • крейсерская скорость – 900 км/ч; - высота полета – 9-11 км; 
  • крейсерская скорость – 900 км/ч; - высота полета – 9-11 км; 
  • дальность полета с максимальной загрузкой – 3000 км; 
  • количество пассажиров – 350; 
  • количество салонов – 3; 
  • ширина салонов – более 6 м; 
  • количество кресел в ряду – 9; 
  • количество бортпроводников – 12. 

Первый полет – 22 декабря 1976 года с экипажем, возглавляемым летчиком-испытателем Э.И. Кузнецовым. Окончание заводских испытаний – 22 сентября 1978 года. Мировые рекорды – 18 (в том числе, по увеличению максимальной взлетной массы, развитию средней скорости с коммерческим грузом) в 1981 году экипаж под руководством летчика-испытателя Г. Н. Волохова. Количество выпущенных единиц аэробуса – 106. Высокий уровень комфорта в лайнере авиакомпания «Аэрофлот» анонсировала в своих флаерах: «Хотя «климат» в салонах Ил-86 регулируется автоматически, при желании Вы можете воспользоваться миниатюрным кондиционером. Во всех салонах самолета пассажирам легко ориентироваться благодаря специальным указателям. Для хранения ручной клади и верхней одежды предназначены закрывающиеся шкафчики и гардеробы. В Ил-86 оборудованы удобные кухни-буфеты. Специальные лифты поднимут в салоны горячую пищу и прохладительные напитки, внимательные стюардессы предложат разнообразные аппетитные закуски. Конструкцией аэробуса предусмотрена возможность использования новой системы обслуживания пассажиров «багаж при себе». Войдя в самолет, пассажиры оставляют свои вещи (кроме ручной клади) в специальных секциях на первом этаже – нижней палубе авиалайнера. Номер каждой секции соответствует номеру места пассажира. Мягкое освещение, спокойные тона интерьеров, кондиционированный воздух, хорошая звуковая изоляция располагают к приятному отдыху во время полета. Для каждого пассажира создатели аэробуса предусмотрели максимум удобств. В уютных креслах, специально разработанных для этого самолета, вмонтированы небольшие пульты. Нажатием кнопки можно включить индивидуальное освещение, наушники для прослушивания одной из музыкальных программ или звукового сопровождения кинофильмов, которые демонстрируются в каждом салоне». (РГАНТД. Ф. 356. Оп.2. Д. 268) Окончание эксплуатации самолёта – 2011 год. В фондах РГАНТД хранится научно-исследовательская документация, в том числе о разработке и внедрении перспективных авиадвигателей для аэробуса Ил-86, отчеты о проведении испытаний отдельных компонентов лайнера, комплексном применении средств дальней навигации самолета, акты по результатам летно-эксплуатационной проверки методики контроля работоспособности САУ-1Т-2-86 по данным обработки записи МСРП-256 на самолетах Ил-86 и др.

Поделиться: