Истребитель Су-7

Су-7.  РГАНТД. Ф.348. Оп.3. Д.241. Л.7
Су-7. РГАНТД. Ф.348. Оп.3. Д.241. Л.7

В мае 1953 г. для конструкторского бюро (ОКБ), где Главным конструктором был Павел Осипович Сухой, начался этап деятельности по разработке нового истребителя со стреловидным крылом и двигателем конструкции А. М. Люльки с тягой на форсаже 10 000 кгс. В самолёте должно было находиться три пушки калибром 30 мм, максимальная скорость должна развиваться до 1800 км/ч, потолок - 19 000 м., то есть по уровню характеристик он должен был стать прорывом в достижении максимальной скорости.

Базой для нового истребителя послужил проект Су-17 (Р), подготовленный еще в 1948 году. За два года коллектив ОКБ создает самолет, на котором впервые в Советском Союзе была внедрена система необратимого бустерного управления без перехода на «ручное» с организацией искусственной загрузки ручки летчика, система автоматического регулирования воздухозаборников, на нем использовался целиком подвижный стабилизатор, что в комплексе с другими мероприятиями позволило преодолеть звуковой барьер и выйти на скорости полета, превышающую двойную скорость звука.

Су-7 – одноместный фронтовой реактивный истребитель с турбореактивным двигателем АЛ-7Ф, первый сверхзвуковой самолет ОКБ, прототип которого летчик-испытатель А. Г. Кочетков 7 сентября 1955 г. первый раз поднял в воздух.

Во время воздушного парада в Тушино 24 июня 1955 г. Су-7 впервые продемонстрировали публике в воздухе. Вскоре вышло постановление Правительства, согласно которому Су-7 запустили в малую серию на заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Для выпуска самолета на заводе потребовалось освоить десятки новых технологических процессов, реконструировать большинство производственных цехов и участков, разработать комплекс технических мероприятий и ряд специального оборудования. В числе новых технологий стало химическое фрезерование, для которого пришлось в кратчайшие сроки изготовить десятки больших ванн под растворы щелочей и кислот, средства механизации и транспортировки деталей. Большая насыщенность бортовыми системами, электрическими и трубопроводными коммуникациями предъявляли повышенные требования к точности взаимного расположения элементов каркаса и геометрических обводов агрегатов, в частности, крыла и оперения.

В производстве Су-7 завод выступал как самостоятельное серийное предприятие, полностью обеспечивавшее конструкторско-технологическую доводку самолета. В сентябре 1956 г. начались государственные испытания новой машины, которые, с перерывами на доработки, продолжались более двух лет и закончились в декабре 1958 г.

По окончании испытаний 9-ю серию Су-7 рекомендовали к внедрению. До 1961 года было собрано 133 истребителя. В ходе войсковых испытаний самолета выявился ряд недостатков, которые требовали устранения. Несмотря на проводимые к нужному уровню надежности и ресурса доработки, дальнейшего развития в эксплуатации машина не получила, на вооружение принята не была. Истребителями Су-7 были оснащены два полка на Дальнем Востоке, а использовались самолеты до середины 1960-х гг.

Лётные характеристики:

  • максимальная скорость – 2120 км/ч;
  • крейсерская скорость – 786 км/ч;
  • практическая дальность без полностью залитых баков – 1130 км;
  • скороподъёмность – 9600 м/мин;
  • длина разбега – 1350 м;
  • длина пробега – 900 м.

Технические характеристики:

  • экипаж – один пилот;
  • длина – 16,607 м;
  • размах крыла – 9,31 м;
  • высота – 4,157 м;
  • максимальная взлётная масса – 13 043 кг.

Усовершенствованная модификация Су-7 – истребитель-бомбардировщик Су-7Б был принят на вооружение, экспортировался в 9 стран мира.

Поделиться: