Первый гражданский человек в космосе

Лётчик-космонавт СССР К.П. Феоктистов. РГАНТД. Арх.№ 1-1235цв
Лётчик-космонавт СССР К.П. Феоктистов. РГАНТД. Арх.№ 1-1235цв

Константин Петрович Феоктистов – первый в мире инженер-конструктор, совершивший полет в космос. Член первого в мире космического экипажа, участник первого космического полета без скафандров. Летчик-космонавт СССР, порядковый номер по отечественной/мировой классификации - 8/12 (соответственно), Герой Советского Союза, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Константин Петрович родился в г. Воронеже 7 февраля 1926 года. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана по специальности «Инженер-механик». С 1949 по 1951 год работал инженером, старшим инженером, начальником группы в СКБ-385 (г. Златоуст), разрабатывавшем ядерное оружие для подводных лодок. С 1951 по 1957 год являлся аспирантом, младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником НИИ-4. В 1940-е - 1950-е годы НИИ-4 занимался баллистическим обеспечением пусков всех создававшихся ракет средней дальности и межконтинентальных баллистических ракет. В 1957 году начал осуществлять деятельность в ОКБ-1 (одном из ведущих предприятий космической промышленности СССР), главным конструктором которого был С.П. Королёв. До 1962 года занимал должности начальника группы, начальника сектора, и.о. заместителя начальника отдела и начальник сектора, до 1974 года - заместителя начальника комплекса и начальника отдела, заместителя руководителя комплекса, научного руководителя тематического направления и заместителя главного конструктора ОКБ-1/ИЦКБЭМ. С 1974 по 1977 год — заместитель главного конструктора НПО «Энергия». В 1977-1987 годы — инструктор-космонавт-испытатель. С 1987 года по 1990 год занимал должность заместителя главного конструктора НПО «Энергия». К.П. Феоктистов - активный участник работ по созданию и летным испытаниям первых пилотируемых космических кораблей-спутников (КК) «Восток», «Восход», «Союз», орбитальных пилотируемых станций «Салют», по созданию станции «Мир», проектным разработкам первых КК для пилотируемых полетов к Луне, экспедиции на Марс, постоянных орбитальных станций с крупноразмерными модулями массой порядка 100 тонн, орбитальных систем энергоснабжения — солнечных электростанций космического базирования, многоразового многоцелевого космического корабля с экипажем до 8 человек и системой вертикальной посадки на жидкостных реактивных двигателях. 12 октября 1964 года на трехместном космическом корабле «Восход» вместе с В.М. Комаровым (командиром) и Б.Б. Егоровым (врачом) совершил космический полет в качестве научного сотрудника. Полет «Восхода-1» стал для инженера-конструктора первым и единственным. Советский КК «Восход», в разработке которого К.П. Феоктистов принимал непосредственное участие», фактически являлся летающей лабораторией со штатом научных сотрудников, на котором была реализована возможность проведения комплексных технических, медицинских и биологических исследований. Космонавты работали по индивидуальным программам, отдыхали по очереди. В обязанности Феоктистова входило проведение визуальных наблюдений, в том числе за облаками: определение их яркости, контрастности, фиксация прозрачности при различных углах освещенности, фотографирование, киносъемка горизонта и ореола атмосферы Земли, экспериментов с жидкостью в условиях невесомости, измерение яркости звезд, контроль за работой бортовых систем корабля, определение работоспособности по специальным тестовым таблицам. Во время выведения связь с экипажем поддерживал Юрий Гагарин. Длительность полета составила немногим более суток. 13 октября 1964 года С.П. Королев доложил Первому секретарю ЦК КПСС Председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву об успешном завершении полета. После приземления все ждали поздравления Хрущева, как это было принято ранее, но его не последовало. 14 октября стало известно об отстранении главы государства от должности. Торжественное приветствие космонавтов состоялось только 19 февраля 1964 года в Москве. Этот полет называли самым рискованным после 1961 года по причине беспрецедентно короткого срока проектирования нового корабля и подготовки экипажа. Перед конструкторами стояла задача превратить одноместный «Восток» в корабль с несколькими космонавтами и опередить Соединенные Штаты Америки в совершении первого многоместного полета. Именно Константин Феоктистов внес наибольший вклад в переработку «Востока» в «Восход», и построенный КК ему пришлось проверять на надежность лично. Кандидат технических наук (1955), доктор технических наук (1967), профессор (1969). Автор более 150 научных трудов и статей, более 20 изобретений. Награжден множеством орденов и медалей. Именем К.П. Феоктистова назван кратер на обратной стороне Луны. Фотокаталог РГАНТД включает в себя более 1200 единиц хранения, освещающих жизнь и деятельность Константина Петровича Феоктистова. В личных фондах, переданных на хранение в архив, находятся документы творческой деятельности, воспоминания, тексты выступлений и докладов на конференциях и съездах, статьи по применению космических исследований, посвященных подготовке к полету и полету на КК «Восход-1». Фото- и кинодокументы от Главной редакции научно-популярных и учебных программ Центрального телевидения, Главной редакции фотоинформации Агентства печати «Новости», Центральной студии документальных фильмов. Фонозаписи с сеансами связи с экипажем космического корабля «Восход» - космонавтами Комаровым В.М., Феоктистовым К.П., Егоровым Б.Б.(«Рубины»), пресс-конференциями экипажа «Восхода», интервью космонавта Феоктистова К.П. корреспонденту Гостелерадио СССР и др. В заметке использовались материалы из фондов РГАНТД, книг «Космонавтика СССР» (гл. ред. Ю.А. Мозжорин, М.: Машиностроение, Планета, 1986) и «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди» (под ред. Ю.М. Батурина, М.: «РТСофт», 2005). Справочно-информационный фонд РГАНТД.

Поделиться: