Первый лунный грунт

Лунные породы, доставленные АМС «Луна-16». РГАНТД. Ф. 24. Оп. 1 НД. Д. 71. Л. 21
Лунные породы, доставленные АМС «Луна-16». РГАНТД. Ф. 24. Оп. 1 НД. Д. 71. Л. 21

Лунный грунт «прибыл» на Землю на автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-16» 24 сентября 1970 г. АМС «Луна-16» представляла собой ракету класса «Луна-Земля» с возвращаемым аппаратом и посадочной ступенью с устройством для автоматического бурения лунной почвы и загрузки ампулы с образцами грунта в возвращаемый аппарат. Общий вес станции с учетом фактического расхода топлива на проведение коррекции и получение необходимого тормозного импульса для перевода станции на орбиту спутника Луны составлял 4252,38 кг. Опознавательным знаком АМС являлся вымпел с указанием принадлежности к СССР, марки станции и месяца старта (12 сентября 1970 г.). АМС «Луна-16» был разработан в НПО им. Лавочкина. На космическом аппарате предусматривалось проведение телеметрических измерений по следующим разделам программы: контроль работы систем управления и ориентации, двигательной установки, радиокомплекса, грунтозаборного устройства, системы терморегулирования, системы энергосбережения, иных систем, приборов и конструкций космического аппарата. На всем протяжении полета движение аппарата и параметры его траектории регулярно контролировались Центром дальней космической связи. Передача информации велась в режиме непосредственной передачи. Продолжительность каждого сеанса связи составляла от 3 минут до полутора часов. Всего было проведено 47 сеансов связи общей продолжительностью 16 часов 55 минут. Основная цель запуска станции «Луна-16» - осуществление мягкой посадки на поверхности естественного спутника Земли, взятие образцов лунных пород и доставка его на Землю. АМС вышла на расчетную селеноцентрическую круговую орбиту 16 сентября 1970 г. Согласно программе полета, было проведено две коррекции параметров движения станции с целью выведения ее в заданное время в определенную точку окололунного пространства. Данные для проведения коррекций рассчитывались координационно-вычислительным центром на основании обработки результатов траекторных измерений движения АМС и передачи их на борт станции в виде специальных кодограмм во время сеансов связи. При подлете к Луне станцией осуществлен маневр по уменьшению скорости. 20 сентября 1970 г. автоматическая космическая станция «Луна-16» совершила мягкую посадку на поверхность Луны в заданном районе. Факт посадки зарегистрирован Федерацией авиационного спорта СССР на основании результатов обработки телеметрической и траекторной информации, произведенной в координационно-вычислительном центре. После посадки и получения информации о состоянии бортовых систем и станции в целом на борт передана команда на ввод в действие грунтозаборного устройства. Контроль за бурением осуществлялся с Земли. После окончания работ бур с лунной породой подвели к приемному окну герметичного контейнера возвращаемого аппарата и загрузили в него, а приемное окно контейнера герметично закрыли крышкой. На борт ракеты была передана команда для подготовки старта с Луны к Земле. 21 сентября 1970 г. аппарат взлетел с поверхности Луны. Время перелета – 3 суток. 24 сентября 1970 г. возвращаемый аппарат вошел в атмосферу Земли и приземлился в районе города Джезказган (Казахстан). Обнаружение и поиск возвращаемого аппарата осуществлялся с помощью радиолокационных и радиопеленгационных средств. 25 сентября 1970 г. из гермоконтейнера извлекли лунные породы и произвели их взвешивание. Вес доставленного с Луны грунта составил 101 г. После получения образцов лунного грунта к его всестороннему анализу приступили ученые различных специальностей. Исследовался его химический состав, физические, механические характеристики и другие свойства. Отличительной особенностью «Луны-16» являлось то, что она функционировала в период лунной ночи, работать приходилось при температуре ниже -100°С. Работа в условиях лунной ночи была одной из сторон программы полета и имела испытательный характер. 

Полетное задание станцией «Лена-16» было выполнено полностью: 

  • доказана практическая возможность достижения второй космической скорости, необходимой для полётов к Луне и планетам;
  • опробованы три типа траектории полета (пролетная, попадающая и облетная);
  • решены принципиальные задачи по автоматическому управлению полетом АМС, ее ориентации и стабилизации, проведению коррекции траектории;
  • осуществлена посадка не с траектории прямого подлета, а с селеноцентрической орбиты, что повышает ее точность.

Более 300 фотографий по представленной теме находится на хранении в РГАНТД: автоматическая лунная станция «Луна-16», ее устройство и общий вид, схемы посадки, передачи образцов лунного грунта, специалисты координационно-вычислительного центра, осуществляющие руководство полетом, наземная отработка посадки возвращаемого аппарата, карта Луны с обозначением мест взятия проб лунного грунта автоматической станцией, вымпел, доставленный на Луну АМС, государственный знак СССР, побывавший на Луне и возвращенный на Землю станцией «Луна-16», др. Конструкторская документация по двигательным установкам, предназначенным для исследования Луны и окололунного пространства, одноразовому двигателю автоматической станции «Луна-16», предназначенного для старта. Кинофильмы, снятые к доставке образца лунного грунта на Землю. Интервью академика А.А. Благонравова об исследованиях Луны с помощью космических аппаратов, в том числе «Луна-16». Экспресс-отчет Научно-исследовательского института тепловых процессов о предварительных результатах исследования физических свойств лунного грунта, доставленного на Землю автоматической межпланетной станцией «Луна-16» и многое другое.

Поделиться: