Самолёт-бомбардировщик ТБ-3

Схема оборудования самолетов АНТ-6/ТБ-3 и АНТ-25. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 4. Д. 136
Схема оборудования самолетов АНТ-6/ТБ-3 и АНТ-25. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 4. Д. 136

В ноябре 1925 года в Советском Союзе успешно начались полеты первых сконструированных в стране тяжелых бомбардировщиков. Руководство СССР поставило перед конструкторами Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) задачу развивать данное направление, создавать еще более тяжелые машины, разрабатывать новые самолеты. Одним из организаторов работы ЦАГИ являлся Андрей Николаевич Туполев, под началом которого была создана такая знаковая для советской авиации модель, как АНТ-6 (после государственных испытаний запущен в производство как ТБ-3). Конструкторская группа Владимира Петлякова (руководитель – А.Н. Туполев) получила задание спроектировать первый в мире четырехмоторный моноплан с двигателями на передней кромке крыла. Был разработан фюзеляж трапециевидной формы с параллельными верхней и нижней поверхностями, боковыми стенками, сходившимися книзу. Верхняя поверхность имела выпуклость. Три части фюзеляжа были распределены следующим образом: передняя в носовом отсеке предназначалась для экипажа, в состав которого входили командир, второй пилот, стрелок, оператор бомбометания; средняя, где размещались еще два стрелка по обе стороны; хвостовая. К концу каждого крыла после двигателей находились пушечные турели, которые можно было убрать. Топливные баки располагались в каждой из плоскостей, объем баков – 1950 л. Первый опытный образец имел двигатель фирмы «Curtiss» мощностью 600 л.с. при размахе крыльев 39,5 м. На тот момент времени это был один из самых больших самолетов в мире. 22 декабря 1930 года с подмосковного аэродрома в Монино под управлением опытнейшего пилота Михаила Громова бомбардировщик ТБ-3 впервые поднялся в воздух. Во время испытания произошло непредвиденное обстоятельство: при взлете Громов дал полную нагрузку на все четыре двигателя и обеими руками взялся за штурвальную колонку. После отрыва самолета от земли моторы начали терять мощность. Благодаря лётчику, догадавшемуся, что проблема в вибрации рычагов сектора газа и вовремя среагировавшему на возникшую трудность, полёт прошел успешно. Впоследствии данная техническая неполадка была устранена. В 30-е годы двигатель на самолете заменили на моторы конструкции Микулины мощностью до 730 л.с. С этими двигателями ТБ-3 был запущен в серию на 22-ом московском заводе, где с 1932 по 1938 год было выпущено порядка 760 машин. После 1932 года самолеты выпускали на Таганрогском и Воронежском авиазаводах. Следующие годы группа Петлякова занималась усовершенствованием самолета и его облегчением, что продолжалось почти десять лет. После завершения государственных приемочных испытаний бомбардировщик поступил на вооружение авиачастей Военно-воздушных сил СССР. Во время воздушного парада на Красной площади в 1932 году в строю прошло девять тяжелых самолетов. Получил мировое признание за формы и габариты, не имеющие аналогов в мире, намного опережал все западные образцы на тот момент времени.

На самолетах ТБ-3 были совершены несколько дружественных визитов в зарубежные страны, для чего их перекрасили в белый цвет, символизирующий добрую волю и мирные намерения. В середине 30-х годов часть самолетов была переведена в состав гражданской авиации. Использовались они и в качестве пассажирских, и в качестве грузовых, в том числе в условиях Крайнего Севера. Именно эти машины готовились к первому в истории полету к Северному полюсу. В марте 1937 года группа из пяти самолетов, включая четыре АНТ-6, стартует из Москвы в сторону острова Рудольфа. 21 мая 1937 года летчик Михаил Водопьянов пролетает над Северным полюсом и садится на выбранной площадке на льду. Это событие стало грандиозным успехом советской авиации. Один из самолетов – участников экспедиции к Северному полюсу – привлекался и к последней довоенной полярной экспедиции в 1941 году. ТБ-3 участвовал, в том числе, в учениях по выброске десанта в 1937 года, в боях периода советско-японского конфликта в 1938 году, в финской компании 1939 года – преимущественно в качестве транспортного самолета, в годы Великой отечественной войны – в истребительной авиации. На самолете установлено несколько мировых рекордов по поднятию на высоту с грузом. Ввод в эксплуатацию тяжелого бомбардировщика ТБ-3 означал, что Советский Союз способен устанавливать мировые стандарты в мировой авиации и конкурировать на мировой арене.

Поделиться: