Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова

Развитие инженерной мысли в России XX века и опыт двух мировых войн дали толчок к возникновению новых видов летательных аппаратов и способов их применения, что впоследствии привело к выделению самостоятельных отраслей промышленности: авиации и космоса. В то же время авиация и космос исторически связаны друг с другом. Авиация – это колыбель развития ракетно-космической техники, база технологических решений, реализованных дореволюционными и советскими инженерами-конструкторами в двигателестроении, приборостроении и т.д.

В настоящее время отечественная авиация (гражданская, государственная и экспериментальная авиация, определенная статьей 20 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) – это совокупность направлений деятельности по созданию, регламентации и эксплуатации видов авиационной техники, объектов воздушной инфраструктуры. Дифференциация направлений деятельности создает условия для формирования научно-технической базы исследований. В истории отечественной авиации научно-техническая база была сформирована и продолжает формироваться до сих пор научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и коллективами авиационной промышленности.

Одним из старейших институтов в России, работающих в направлении авиадвигателестроения и аэрокосмических двигателей является федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова» (далее – ЦИАМ).

История ЦИАМ берет свое начало в период индустриализации в СССР. Институт был создан на базе винтомоторного отдела Центрального аэрогидродинамического института (ныне – федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского»), авиамоторного отдела НАМИ (ныне – федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ») и части конструкторского бюро завода № 24 им. М.В. Фрунзе (ныне – Производственный комплекс «Салют» акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация») решением Революционного военного совета СССР от 3 декабря 1930 года.

На институт были возложены задачи формирования опытного моторостроения и проведения фундаментальных научных исследований в области создания двигателей различных типов для самолетов (впоследствии и ракетных двигателей) и вертолетов.

Первая половина 1930-х гг. ознаменовалась поиском решений в ЦИАМ по повышению эффективности поршневых двигателей с целью развития высокой скорости и маневренности самолетов. Результатом этой работы стало создание и испытание в 1931 году (производство – 1932 год) поршневого двигателя с водным охлаждением МЗ4 (АМ-34) конструкции советского ученого и специалиста в области авиационных двигателей А.А. Микулина (1895 – 1985 гг.). Двигатель имел первоначальную мощность в 850 л.с., а его модификации (АМ-38, АН-42) – 2000 л.с. Примечательно, что модификация двигателя АМ-38 использовалась на легендарном низковысотном штурмовике Ил-2 – самом массовом самолете периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.), также известном, как «летающий танк». АМ-38 в дальнейшем оборудовался на все самолеты серии после 1942 года.

Послевоенный период 1940 – 1950-х гг. характеризовался расширением тематики исследований в ЦИАМ, развитием новых поколений двигателей – турбореактивных. После войны к работам над турбореактивными двигателями подключились различные двигателестроительные ОКБ и коллективы. Отечественные конструкторы авиадвигателей, получившие практический опыт в период от предвоенных до первых послевоенных лет, освоили реактивную технику и создали новые оригинальные конструкции турбореактивных двигателей, в том числе на основе изучения зарубежных разработок.

Первое и второе поколение двигателей характеризовались ростом разработок изделий со значительными конструктивными нововведениями. Стали применяться более совершенные системы охлаждения и компрессоры.

Примером практической реализации полученного опыта и его переосмысления явилась разработка и производство в 1950 году самого мощного на тот период времени турбореактивного двигателя АМ-3 (РД-3) конструкции А.А. Микулина. Новый двигатель эксплуатировался на двухмоторном бомбардировщике Ту-16, гражданском пассажирском самолете Ту-104 и стратегическом бомбардировщике М-4.

Третье поколение турбореактивных двигателей (1960 – 1970-е гг.), созданных при участии ЦИАМ, характеризовалось созданием двухконтурных двигателей с малой или утерянной степенью двухконтурности для гражданских и военных самолетов. Активно применялись жаропрочные сплавы и титан. Создание турбореактивного двигателя НК-12 советского конструктора авиационных и ракетных двигателей Н.К. Кузнецова (1911 – 1995 гг.) и Р-11Ф-300 С.К. Туманского (1901 – 1973 гг.), включая их модификации, стало выдающимся достижением отечественной авиационной мысли. Двигатели НК-12 (точнее их модификации) применяются на транспортном самолете Ан-22 «Антей» и противолодочном самолете Ту-142. Двигатель Р-11Ф-300 эксплуатировался на советских истребителях МиГ-21, Су-15, Як-25 и Як-28.

Четвертое поколение турбореактивных двигателей (1970 – 1980-е гг.) характеризовалось их интенсивным развитием и конструктивным разнообразием. Повысились требования к надежности, ресурсу, эксплуатации. В изделиях стали широко применяться электронно-цифровые системы для взаимодействия с навигационным оборудованием самолетов. Наиболее яркими разработками данного периода являлись: двигатель РД-33 (в т.ч. модификации) советских конструкторов авиационных двигателей С.П. Изотова (1917 – 1983 гг.) и В.В. Старовойтенкова (используются на истребителях МиГ-29 и МиГ-35) и АЛ-31Ф А.М. Люльки (1908 – 1984 гг.) (используются на самолетах Су-27).

Двигатели пятого поколения (1990 – 2010 гг.) создавались для военных сверхзвуковых маневренных самолетов. Для увеличения маневренности самолета на ряде двигателей применялись сопла с поворотом вектора реактивной струи в вертикальной плоскости. ЦИАМ участвует в научном сопровождении и развитии семейства перспективных турбовентиляторных двигателей ПД-14, использующихся на пассажирских самолетах МС-21.

На сегодняшний день ЦИАМ – это одно из ведущих научно-исследовательских предприятий в авиационной промышленности, обладающее крупнейшим научно-производственным комплексом по испытаниям двигателей в Европе. Помимо производственной составляющей ЦИАМ – это просветительский центр, профессиональная база исследователей, квалифицированных кадров, представителей научных школ.

Согласно руководящим документам ЦИАМ осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • проводит фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в области газовой динамики, теплофизики, механики деформируемого твердого тела для летательных аппаратов всех типов;
  • обеспечивает конструкторско-технологические разработки и испытание опытных образцов техники;
  • разработка прогноза и основных направлений развития авиационных двигателей с учетом достижений мировой авиационной науки и техники;
  • обеспечивает сертификацию, квалификацию и экспертизу авиационных двигателей и материалов;
  • занимается проектированием стендового оборудования и средств измерений;
  • ведет образовательную деятельность.

Деятельность федерального государственного унитарного предприятия «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова» направлена на реализацию нужд гражданских и оборонных отраслей промышленности и имеет важное значение для истории России в целом. Взаимодействие ЦИАМ с РГАНТД позволяет сохранять и приумножать научно-техническое наследие поколений специалистов, создавших и продолжающих создавать уникальные образцы авиационной техники. Результатом длительного плодотворного сотрудничества стало формирование объемного архивного фонда, имеющего в составе управленческую, научно-исследовательскую и конструкторскую документацию объемом более 9000 единиц хранения, по истории предприятия и инженерной мысли.

При подготовке информационного сообщения были использованы: архивные справочники, ведущиеся в РГАНТД (описи дел, переданных на хранение в Архив; путеводитель по фондам (2-е изд., 2014 г.) и средства массовой информации (официальный сайт ФГУП ЦИАМ).

Поделиться: