Венера-7

АМС «Венера-7» на подставке в монтажно-испытательном корпусе. РГАНТД. Арх. № 1-2393
АМС «Венера-7» на подставке в монтажно-испытательном корпусе. РГАНТД. Арх. № 1-2393

17 августа 1970 года спортивный комиссар Федерации авиационного спорта СССР (ФАС СССР – член Международной авиационной Федерации) Борисенко Иван Григорьевич составил акт о старте межпланетной автоматической станции (АМС) «Венера-7». Отрыв ракеты от стартового комплекса космодрома Байконур произошел в 5 часов 38 минут по гринвичскому времени. Мягкая посадка АМС на планету Венера и передача научной информации с ее поверхности считается научно-техническим приоритетным мировым достижением, зафиксированным ФАС СССР в деле о научно-технических достижениях и рекордах. Беспилотный космический аппарат с ракетным двигателем, работающим на жидком топливе, состоящий из орбитального отсека и спускаемого аппарата, совершил посадку на поверхность планеты 15 декабря 1970 года с целью проведения научных исследований при спуске в атмосфере и на поверхности Венеры, где активно функционировал 22 минуты 58 секунд. Вес автоматической межпланетной станции «Венера-7» составлял 1180 кг. Орбитальный отсек станции представлял собой герметичный корпус цилиндрической формы, в котором размещались приборы радиокомплекса, системы астроориентации, управления, терморегулирования, химические источники тока и научная аппаратура, которая обеспечивала регистрацию космических частиц и позволяла оценить радиационную обстановку на трассе перелета Земля-Венера. В отсеке были установлены корректирующие двигательные установки, оптические приборы, раскрывающиеся панели солнечных батарей и параболическая антенна. К верхнему днищу орбитального отсека крепился спускаемый аппарат. Спускаемый аппарат «Венеры-7» (СА) отличался от предыдущих АМС, так как был предназначен не только для зондирования атмосферы Венеры, но и для обеспечения работы аппаратуры в условиях высоких внешних давлений. Спускаемый аппарат имел форму, близкую к шару, в диаметре составлял 1 м, а вес – 494 кг. В нем размещались радиопередатчики, телеметрическая и измерительная аппаратура, источники питания, программно-временное устройство, блоки автоматики и системы терморегулирования, парашютная система, демпфер для уменьшения колебаний аппарата при входе в атмосферу, специальная аппаратура для измерения температуры в диапазоне от 25 до 540 градусов по Цельсию и давления от 0,5 до 150 атмосфер. Купол парашюта был изготовлен из термостойкой ткани, рассчитанной на работу при температурах до 530 градусов по Цельсию. Внешняя поверхность спускаемого аппарата покрывалась специальным теплозащитным материалом. Радиоуправление и прием данных с борта АМС производилось с помощью наземного командно-измерительного комплекса (НКИК). НКИК включал в себя аппаратуру для передачи на борт радиокоманд, приема телеметрической информации с борта станции и выполнения траекторных измерений. С измерительных пунктов результаты измерений передавались по линиям связи в координационно-вычислительный центр и подвергались обработке на электронно-вычислительных машинах. Основными задачами запуска АМС являлись совершение мягкой посадки на планету, изучение ее атмосферы и определение типа поверхностных пород, проведение измерений непосредственно на поверхности Венеры, изучение интенсивности космических лучей, измерение максимального ускорения на участке торможения СА. Мягкая посадка на поверхность Венеры была выполнена, но по причине отказа телеметрического коммутатора спускаемого аппарата при входе в атмосферу не все запланированные измерения были проведены. По результатам измерений, проведённых на СА, были рассчитаны значения давления и температуры на поверхности планеты Венеры. Полученные от станции данные были бесценны. Учитывая их, создавались все последующие станции серии «Венера», которые успешно совершали мягкие посадки на планете и осуществляли исследования на ее поверхности в 70-е и первой половине 80-х годов. Разработкой «Венеры-7» занимался Машиностроительный завод имени С. А. Лавочкина (впоследствии - Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина), специализирующийся на разработке и создании межпланетных станций, автоматических космических аппаратов, космических комплексов связи и дистанционного зондирования Земли, обеспечении баллистико-навигационных расчетов и управлением полетами космических аппаратов. По кинодокументам, находящимся на хранении в РГАНТД, можно ознакомиться с процессом создания, испытания и результатами полетов автоматических межпланетных станций «Венера-4», «Венера-5», «Венера-6» (предшественницами «Венеры-7»), «Венера-7», «Венера-8», «Марс», «Прогноз», «Луна-9». Из конструкторской документации почерпнуть сведения по проектированию модификаций автоматических межпланетных станций (АМС) типа «3МВ» для доставки на поверхность Венеры спускаемого аппарата с научным оборудованием, изучения ее атмосферы и грунта, также околопланетного и межпланетного пространства и др. По фотодокументам получить представление об изделиях, разрабатываемых НПО имени С. А. Лавочкина: «Луна-9», «Луна-10», «Луна-16», «Луна-17», «Луна-19», «Луна-20», «Луна-21», «Луна-24», «Венера-4» - «Венера-12», «Марс-1» - «Марс-3», «Прогноз», «Прогноз-М». Схемы размещения научной аппаратуры на космических аппаратах (КА). Схемы полетов КА к планетам. Схемы посадки и радиосвязи космических аппаратов. Спускаемые аппараты объектов, схемы их работы и движения. Научно-техническая документация. При подготовке публикации использовались материалы «Дела о научно-технических достижениях и рекордах, установленных автоматической межпланетной станцией «Венера-7». РГАНТД. Ф.24 Оп.1. Д. 69.

Поделиться: