Памятные даты в истории науки и техники в 2014 году

Версия для печати

I    |    II    |    III    |    IV    |    V    |    VI    |    VII    |    VIII    |    IX    |     X   |    XI    |    XII

Январь

1 января 1934 Постановление ЦИК СССР об образовании Академии архитектуры СССР – высшего научного учреждения в области архитектуры. В составе Академии было 6 НИИ: Градостроительства и планировки населенных мест, Архитектуры жилища, Архитектуры общественных и промышленных сооружений. Строительной техники, Архитектуры колхозного и сельского строительства, Музей архитектуры. В 1956 г. Академия архитектуры СССР была преобразована в Академию строительства и архитектуры СССР.
2 января 1951 Запуск АМС «Луна-1», разработанной в ОКБ-1. Цель запуска – попадание в Луну. Вследствие ошибки в баллистических расчетах АМС прошла мимо Луны и стала первым искусственным спутником Солнца. Получен ряд научных результатов: зарегистрирован радиационный пояс Земли, измерены параметры «солнечного ветра» и др.
2 января 1989 Первый полет среднемагистрального лайнера Ту-204, разработанного в ОКБ Туполева для замены пассажирского самолета ТУ-154. Экипаж лайнера 3 человека, вместимость 210 пассажиров, дальность полета 4000 км, крейсерская скорость 850 км/час. Начало эксплуатации в 1996 г.
5, 10 января 1969 Запуск АМС «Венера-5», «Венера-6» НПО Лавочкина для исследования планеты Венера. Целью запуска каждой автоматической станции было доставка спускаемого аппарата в атмосферу Венеры и изучение ее физических параметров и химического состава. Измерения параметров при спуске на поверхность планеты получались до высоты 18 км от поверхности, после чего СА были раздавлены.
14–16 января 1969 Первая в мире стыковка космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» на орбите Земли. КК «Союз-4» – старт 14 января, экипаж В.А. Шаталов. КК «Союз-5» – старт 15 января, экипаж: Б.В. Волынов, А.С. Елисеев, Е.В. Хрунов. Стыковка в автоматическом режиме состоялась 16 января, продолжительность полета в состыкованном состоянии 4 ч 35 мин. На 35 витке А.С. Елисеев и Е.В. Хрунов через открытый космос перешли в КК «Союз-4». КК «Союз-4» приземлился 17 января, «Союз-5» 18 января.
21 января 1999 Вышло Постановление Правительства РФ о продолжении работы орбитального пилотируемого комплекса «Мир» в 1999–2000 гг.
30 января 1924 Основана киностудия «Мосфильм» – самое крупное предприятие киноиндустрии России, одна из крупнейших киностудий Европы. «Мосфильм» был создан на базе двух национализированных кинофабрик А.А. Ханжонкова и И.Н. Ермольева в ноябре 1923 года, когда на нем началась работа над фильмом режиссера Б. Михина «На крыльях ввысь», вышедшем на экраны 30 января 1924 года. Именно эта дата официально считается датой рождения киностудии «Мосфильм». Первоначально киностудия называлась «Москинокомбинат». Свое нынешнее название она получила в 1935 г.
30 января 1934 Экипажем аэростата «Осовиахим-1» стратонавтами П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко, И.Д. Усыкиным достигнута рекордная высота 22 км. Стратонавты при спуске погибли. Комиссия при расследовании установила, что причиной гибели стало превышение предельной высоты полета 20,5 км.

Февраль

25 февраля – 13 июня 1979 Полет КК «Союз-32», доставившего на ОС «Салют-6» экипаж 3-й основной экспедиции: В.А. Ляхов и В.В. Рюмин. Экипаж провел на орбите 175 сут.
27 февраля 1919 Нижегородская радиолаборатория под руководством М.А. Бонч-Бруевича осуществила первую в России передачу по радио.
8 февраля – 2 октября 1984 Полет КК «Союз Т-10», доставившего на ОС «Салют-7» экипаж основной экспедиции: Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев, О.Ю. Атьков. На корабле вернулся международный экипаж экспедиции посещения: Ю.В. Малышев, Г.М. Стрекалов, Р. Шарма (Индия).

Март

5 марта 1934 Летчик А.В. Ляпидевский на самолете ТБ-1 вывез со льдины первую группу челюскинцев: 10 женщин и 2-х детей.
12 марта 1974 Спускаемый аппарат АМС «Марс-6» совершил посадку на поверхность планеты Марс. Запуск АМС состоялся 05.08.1973, станция достигла Марса 12.03.1974. Масса спускаемого аппарата 635 кг. Аппарат работал на спуске 224 сек, впервые передав на Землю данные о параметрах марсианской атмосферы.
15 марта 1919 Михайловская артиллерийская академия преобразована в Артиллерийскую академию Красной Армии (в наст.вр. – Военная академия Петра Великого).
22 марта 1989 Ан-225 «Мрия» – транспортный реактивный самолет большой грузоподъемности, разработанный в 1984–1988 ОКБ им. О.К. Антонова (Киев) для перевозки компонетов многоразовой ракетно-космической системы «Энергия» – «Буран» к месту сборки и старта. Первый полет совершил 21.12.1988. Конструктивно представляет собой шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением. 22.03.1989 самолет АН-225 «Мрия» совершил полет с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито 110 мировых авиационных рекордов.

Апрель

3 апреля 1984 Старт КК «Союз Т-11» с экипажем: командир Ю.В. Малышев, бортинженер Г.М. Стрекалов, Р. Шарма, космонавт-исследователь (Индия). 04.04.1984 экипаж состыковался с ОС «Салют-7». 02.10.1984 на КК «Союз Т-11» вернулся экипаж: Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев, О.Ю. Атьков.
10–12 апреля 1979 Состоялся полет КК «Союз-33» к ОС «Салют-6» по программе «Интеркосмос» с 4-м международным экипажем: командир Н.Н. Рукавишников, космонавт-исследователь Г.И. Иванов (Народная республика Болгария). Стыковка со станцией «Салют-6» не состоялась из-за неисправности основной двигательной установки. Спуск с орбиты состоялся с торможением резервным двигателем по баллистической траектории.
16 апреля 1934 Постановлением ЦИК СССР учреждено звание Героя Советского Союза. Первыми награжденными стали летчики, спасавшие челюскинцев: М.В. Водопьянов, И.В. Доронин, Н.П. Каманин, А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков. М.Т. Слепцов.
20 апреля 1959 Начало эксплуатации пассажирского самолета для авиалиний средней протяженности ИЛ-18. Самолет выполнен по схеме четырехмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Первый полет опытного экземпляра состоялся 04.07.1957. Было построено 719 самолетов 6 модификаций. Количество пассажиров 80–122, крейсерская скорость 570–630 км/час, дальность полета 6500 км, длина ВПП 1000 м.
25 апреля 1989 На Балтийском заводе в Ленинграде спущен на воду тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения проекта 1144 «Юрий Андропов», в наст.вр. Ордена Нахимова атомный крейсер «Петр Великий». Основное предназначение – уничтожение авианосных групп противника. Флагман Северного флота ВМФ РФ. Полное водоизмещение 25860 т, скорость хода 32 узла, автономность плавание 60 сут., экипаж 635 чел. Вооружение: зенитное, противолодочное, минно-торпедное, артиллерийское, 3 вертолета Ка-27.
29 апреля 1939 Летчик В.К. Коккинаки и штурман М.Х. Гордиенко на самолете ЦКБ-30 «Москва» совершили беспосадочный перелет по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – остров Исландия – мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) – США (остров Мискоу) протяженностью 6516 км по прямой. С 1959 г. этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.

Май

1 мая 1924 Завод «Красный путиловец» (в наст.вр. Кировский завод) в Ленинграде выпустил первые колесные тракторы «Фордзон-Путиловец», Харьковский паровозостроительный завод – первые гусеничные тракторы «Коммунар».
16–17 мая 1969 АМС «Венера-5», «Венера-6» исследовали атмосферу Венеры. Спускаемые аппараты с обеих станций работали до высоты 18 км от поверхности планеты и передали результаты измерений температуры, давления, освещенности и химического состава атмосферы. Диапазон изменения температуры составил: от 25 до 320°C, а давления от 0,5 до 27 атмосфер, диапазон высот от 55 до 18 км.
24 мая 1949 Первый запуск геофизической ракеты Р-1А с приборным отсеком и отделяющейся головной частью на высоту 100 км. Р-1А – первая из модификаций ракеты Р-1, построенной под руководством С.П. Королева отечественной баллистической ракеты дальнего действия на жидком топливе. Пуски геофизических ракет проводились с полигона Капустин Яр. Для исследования верхних слоев атмосферы путем взятия проб воздуха на большой высоте в Геофизическом институте АН СССР (ГеоФИАН) разработан прибор ФИАР-1. Прибор был помещен в специальный контейнер в виде цилиндра, соединенного со спасательным устройством типа «летающая бомба». На каждую ракету устанавливалось по 2 прибора ФИАР-1.

Июнь

8(21) июня 1909 В Риге на Русско-Балтийском заводе изготовлен первый российский серийный автомобиль серии С-24/30 с объемом двигателя 4501 см3.
16 июня 1959 Состоялось открытие постоянной Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. Впервые выставочный комплекс был открыт в 1939 г. как «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ) и действовал до 1941 г. После Великой Отечественной войны выставка вновь открылась в 1954 г. после реконструкции. В 1959 г. выставочный комплекс после значительного расширения профиля получил название – «Выставка достижений народного хозяйства СССР» (ВДНХ СССР). С 1992 г. комплекс стал называться «Всероссийский выставочный центр» (ВВЦ).
17 июня 1944 С конвейера восстановленного Сталинградского тракторного завода сошел первый трактор – гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3).
20 июня 1924 В Москве создано Общество изучения межпланетных сообщений – первое в мире объединение энтузиастов ракетной техники и космических полетов. Основными направлениями деятельности общества были: научно-исследовательская работа; объединение граждан СССР, «работающих в области изучения межпланетных сообщений или ведущих научную разработку относящихся к этой области вопросов», собирание сведений о ведущихся за границей исследованиях в данной области. Для распространения среди широких масс сведений о современном состоянии изучения вопроса межпланетных сообщений Обществом планировалось организация лекций, докладов, выставок, создание библиотек, выпуск популярной и научной литературы как оригинальной, так и переводной.
25 июня 1974 Запуск с космодрома «Байконур» и выведение на орбиту долговременной орбитальной станции (ДОС) «Салют-3» для работы по программе «Алмаз». Ракета-носитель «Протон». Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 270 км, наклонение 51,6 град. Осуществлена 1 пилотируемая экспедиция ЭО-1 (5–19.07.1974): командир П.Р. Попович, бортинженер Ю.П. Артюхин. 23.09.1974 от станции отделен возвращаемый аппарат, доставивший на Землю материалы экспедиции ЭО-1. 24.01.1975 ДОС «Салют-3» прекратила существование.
26 июня 1954 Пуск первой в мире атомной электростанции в Обнинске по проекту, разработанному под руководством главного конструктора Н.А. Долежаля. АЭС имела мощность 5 Мвт. Помимо выработки энергии АЭС служила базой для экспериментальных исследований и использовалась для выработки изотопов для нужд медицины. 29.04.2002 АЭС выведена из эксплуатации.

Июль

3 июля 1974 Произведена стыковка космического корабля «Союз-14» с ОС «Салют-3». Экипаж: командир П.Р. Попович, бортинженер Ю.П. Артюхин. Позывной «Беркуты». Экспедиция работала на станции 14 суток. 19.07.1974 состоялось отделение КК от станции и его посадка с экипажем.
10 июля 1929 Начало дальнего перелета экипажа: летчик М.М. Громов, бортмеханик В.П. Русаков на самолете АНТ-9 «Крылья Советов» с пассажирами (представителями прессы) по замкнутому маршруту Москва – Париж – Рим – Лондон – Варшава – Москва. Дальность полета 9037 км, летное время 53 час. Окончание перелета 08.08.1929.
11 июля 1934 Под Ленинградом впервые в мире испытана разработанная в Ленинградском электрофизическом институте аппаратура радиообнаружения самолетов «Рапид» – прототип станций обнаружения самолетов и наведения истребительной авиации РУС-1 (1938) и РУС-2 (1939). На основании испытаний был сделан вывод, что на расстоянии до 75 км самолет может быть обнаружен.
17–29 июля 1984 Полет КК «Союз Т-12», на котором была доставлена и возвращена экспедиция посещения ОС «Салют-7» в составе: В.А. Джанибеков, С.Е. Савицкая, И.П. Волк.
25 июля 1984 Выход в открытый космос первой в мире женщины-космонавта С.Е. Савицкой во время работы на ОС «Салют-7».

Август

5 августа 1984 Атомная подводная лодка «Комсомолец» (К-278) совершила погружение на рекордную глубину 1027 м. Корпус лодки был выполнен из титанового сплава. В состав ВМФ введена 28.12.1983, погибла в результате пожара в 7.04.1989.
6 августа 1989 Сверхдальний полет широкофюзеляжного самолета Ил-86 в грузовом варианте в Антарктиду.
8 августа 1924 В Москве открыто регулярное автобусное движение.
21 августа 1979 Открыто рабочее движение поездов на участке БАМа Урал – Усть-Кут – Комсомольск-на-Амуре.
23 августа – 30 октября 1929 Перелет самолета АНТ-4 «Страна Советов» по маршруту Москва – Нью-Йорк. Экипаж: Е.А. Шелест, Ф.Е. Болотов, В.Б. Стерлигов. Д.В. Фураев.
26–28 августа 1974 Полет КК «Союз-15» с экипажем: Г.В. Сарафанов, Л.С. Демин, к ОС «Салют-3» (Алмаз-2). Стыковка не состоялась из-за сбоя в системе сближения и стыковки «Игла».
26 августа (8 сентября) 1914 Гибель в бою штабс-капитана П.Н. Нестерова, русского летчика, впервые в мире совершившего воздушный таран.
29 августа 1949 Первое испытание атомной бомбы в СССР. Мощность заряда 22 кт, полигон испытаний Семипалатинский, способ испытаний наземный.

Сентябрь

1 сентября 1919 Образован Совет оборонной промышленности РСФСР.
 
В Москве основана первая государственная киношкола (ВГИК им. С.А. Герасимова)
6 сентября 1989 – 19 февраля 1990 Полет КК «Союз ТМ-8», доставившего на ОС «Мир» экипаж в составе А.С. Викторенко и А.А. Серебровым и вернувшего его на Землю.
10 сентября 1939 На вооружение РККА принята радиоаппаратура по обнаружению самолетов «Ревень» (РУС-1) – первая станция радиообнаружения отечественного производства.
12 сентября 1959 Запуск АМС «Луна-2», доставившей на поверхность Луны 14 сентября вымпелы СССР.
18 сентября 1929 Выпуск первого советского зерноуборочного комбайна «Коммунар» на заводе «Коммунар» в Запорожье.
29 сентября 1934 Летчик М.М. Громов установил мировой рекорд дальности полета по замкнутой кривой на 12 тыс. км.
Сентябрь – октябрь 1904 Русские инженеры Н.В. Васильев, Л.Н. Гобятко изобрели и испытали первый в мире миномет.

Октябрь

1 октября 1984 Торжественная укладка последнего «золотого звена» БАМа.
7 октября 1959 Фотографирование АМС «Луна-3» обратной стороны Луны и передача фотографий на Землю.
11–18 октября 1969 Полет трех космических кораблей «Союз»: «Союз-6» 11–16 октября с экипажем: Г.С. Шонин, В.Н. Кубасов; «Союз-7» 12–17 октября с экипажем: А.В. Филипченко, В.Н. Волков, В.В. Горбатко; «Союз-8» 13–18 октября с экипажем В.А. Шаталов, А.С. Елисеев. В процессе группового полета выполнено взаимное маневрирование при работе наземного комплекса управления одновременно с тремя кораблями.
12–13 октября 1964 Полет трехместного космического корабля «Восход» с экипажем: командир корабля В.М. Комаров, бортинженер К.П. Феоктистов, врач Б.Б. Егоров. К.П. Феоктистов – конструктор корабля.
14 октября 1969 Запуск ИСЗ «Интеркосмос-1» в рамках научно-технического сотрудничества стран СЭВ, для исследований ультрафиолетового и рентгеновского излучений Солнца, спорадического солнечного радиоизлучения.
15 октября 1964 Ввод в строй крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба». Начала поставок нефти в ГДР, Польшу, Венгрию, Чехословакию.

Ноябрь

5 ноября 1929 В Москве открыт первый в СССР планетарий.
7 ноября 1924 На Московском автомобильном заводе (АМО) выпущены первые 10 грузовиков (полуторка АМО Ф-15).
7 ноября 1929 Выпущен первый электровоз на заводе «Динамо» в Москве.
16 ноября 1934 Начало телевещание Московского телевизионного центра по передатчику инженеров В.К. Архангельского и И.О. Джигита.
23 ноября 1924 Состоялась первая широковещательная передача Московского радио.

Декабрь

2–8 декабря 1974 Полет КК «Союз-16» с экипажем в составе А.В. Филипченко, Н.Н. Рукавишников. Проведены летные испытания корабля по программе «Союз» – «Аполлон».
10 (23) декабря 1904 Присуждение Нобелевской премии в области медицины физиологу И.П. Павлову за труды по нейрофизиологии.
15, 21 декабря 1984 Запуск АМС Вега-1, Вега-2, предназначенных для изучения Венеры и кометы Галлея, в т.ч. для изучения венерианской атмосферы с помощью аэростатов.
20 декабря 1994 На полигоне Плесецк состоялся первый пуск МБР «Тополь-М», разработки Московского института теплотехники под руководством конструктора Ю.С. Соломонова.
31 декабря 1969 Вступление в строй первая в мире советская титановая атомная подводная лодка проекта «Анчар» К-162, достигнувшая 18.12.1970 скорости 44.7 узла в час (82,78 км/час).

 

© РГАНТД, 2002–2016
Использование материалов сайта РГАНТД допускается только после письменного согласия администрации сайта.
При использовании материалов сайта указание источника (РГАНТД) и гиперссылки на http://rgantd.ru обязательно!

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Сайт ВНИИДАД Сайт 'Вестник архивиста' Официальный портал РОИА Официальный сайт Роскосмоса