Памятные даты в истории науки и техники в 2017 году

Версия для печати

I    |    II    |    III    |    IV    |    V    |    VI    |    VII    |    VIII    |    IX    |     X   |    XI    |    XII

Январь

1 января 1932 Ввод в строй Нижегородского (с 1933 г. Горьковского) автомобильного завода (ГАЗ). Начат выпуск грузовых автомобилей ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 т («полуторка») и сборка легковых автомобилей ГАЗ-А.
3 января 1942 Постановление ГКО «О восстановлении железных дорог на освобожденной территории».
10 января 1972 Вступила в строй 2-я очередь Волжского автозавода в г. Тольятти мощностью 220 тыс. легковых автомашин в год.
11 января 1957 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве в Архангельской объекта «Ангара». В январе 1963 г. на базе объекта «Ангара» образован Научно-исследовательский испытательный полигон ракетного и космического вооружения МО СССР, в наст. вр. космодром Плесецк.
23 января 1927 Образован Союз обществ содействия обороне, авиационному и химическому строительству в СССР (Осоавиахим СССР, затем ДОСААФ СССР, в наст. вр. Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО).
23 января 1942 Постановление ГКО «О строительстве железной дороги Сталинград-Саратов-Сызрань-Ульяновск». Эта железнодорожная линия вошла в историю как Волжская рокада. Дорога была построена в течение 6 месяцев, 1 ноября окончательно принята в эксплуатацию. По Волжской рокаде удалось вывезти из города, к которому прорвались немцы, 600 паровозов и 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием, ранеными и беженцами. Одновременно по этой дороге к передовой линии стали перебрасывать резервы. Благодаря Волжской рокаде, по которой перебрасывали армейские резервы, был достигнут успех в операции под названием «Уран», направленной на окружение и уничтожение армии Паулюса, и отражение удара войск Манштейна.
27 января 1962 Подписание одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
31 января 1932 Пуск первой домны Магнитогорского металлургического комбината. В годы Великой Отечественной войны комбинат освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. Расположен около горы Магнитная. Ранее имел наименования: Магнитогорский металлургический комбинат им. И.В. Сталина, Магнитогорский металлургический комбинат им. В.И. Ленина, в наст. вр. ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

Февраль

6 февраля 1987 Запуск космического корабля «Союз ТМ-2» с космонавтами Ю.В. Романенко и А.И. Лавейкиным к ОК «Мир». 30 июля 1987 г. на КК «Союз ТМ-2» вернулись на Землю космонавты А.С. Викторенко, А.И. Лавейкин, М. Фарис (Сирия).
7-25 февраля 1977 Полет космического корабля «Союз-24» с космонавтами В.В. Горбатко и Ю.Н. Глазковым к ОС «Салют-5» (ОПС «Алмаз-3») с целью определения возможности дальнейшей работы на станции. Экипаж произвел частичную замену атмосферы, загрузил в спускаемую капсулу фотопленку и материалы экспериментов. По команде из центра управления капсула отделилась от станции и приземлилась в заданном районе. 25.02.1977 г. экипаж вернулся на Землю.
8 февраля 1947 Постановление СМ СССР о начале массового производства автомата АК-47, который создал выдающийся конструктор стрелкового оружия М.Т. Калашников (1919–2013) - Герой Российской Федерации, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Сталинской премии первой степени. 7,62 мм автомат Калашникова образца 1947 г. (АК-47) разработан в 1946-1947 гг., принят на вооружение в Советской Армии в 1949 г. За 60 лет было выпущено более 70 миллионов автоматов Калашникова различных модификаций. Они состоят на вооружении 50 иностранных армий.
9 февраля 1972 Совершил первый рейс реактивный пассажирский авиалайнер ТУ-154 для авиалиний средней протяженности, разработанный в КБ Туполева. Самолет Ту-154 стал самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом и основной "рабочей лошадкой" на воздушных линиях СССР. В период с 1968 по 2013 гг. было выпущено 998 самолетов нескольких модификаций, основными из которых стали Ту-154Б и Ту-154М. Вместимость лайнера 160-180 пассажиров.
13 февраля 1942 Указ Президиума ВС СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работ на производстве и в строительстве». Мобилизации подлежали все неработающие мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет.
15 февраля 1942 В Комсомольске-на-Амуре выдал первую плавку завод «Амурсталь» - введена в эксплуатацию печь №1 мартеновского цеха и выдана первая плавка массой 90 тонн. 8.05.1935 г. вышло постановление Совета народных комиссаров «О строительстве металлургического завода в ДВК (Дальневосточном крае)». Приказ о начале реализации проекта «Амурсталь» был подписан наркомом тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе 6.05.1935 г. Проект завода разработан в институте ГИПРОМЕЗ под руководством советского металлурга академика И.П. Бардина. Подготовительные работы начаты в 1936 г., строительство завода в 1937 г. В 1997 г. на мощностях завода «Амурсталь» создано ОАО «Амурметалл», основная продукция прокат стали.
25 февраля 1932 Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при СТО СССР преобразовано в Главное управление гражданского воздушного флота при СНК СССР (ГУГВФ-Аэрофлот).

Март

4 марта 1997
Начало работы космодрома «Свободный» (Амурская обл.). Ракетой-носителем «Старт-1.2» выведен на круговую синхронно-солнечную орбиту экспериментальный космический аппарат «Зея» массой 87 кг, разработанный в НПО им. М.Ф. Решетнева (Красноярск).
14 марта 1997
Постановление Правительства РФ о преобразовании Российского государственного морского историко-культурного центра (Морского центра) в Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ (Росвоенцентр), утверждении его устава и назначении его директором адмирала И.В. Касатонова. Основная задача центра – разработка общероссийских программ и планов патриотической направленности.
15 марта 1957
Запуск в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в г. Дубне самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц (протонов) – синхрофазотрона, разработанного группой ученых под руководством В.И. Векслера, Д.Е. Ефремова и др.
16 марта 1937
В Ленинградском Радиевом институте при участии И.В. Курчатова состоялся запуск первого в Европе циклотрона – магнитного резонансного ускорителя элементарных частиц.
16 марта 1962
С полигона Капустин Яр запущен КА «Космос-1». Начата программа широкого исследования космического пространства, выполнение народно-хозяйственных и оборонных задач с использованием космических аппаратов серии «Космос»
19 марта 1992
В Москве начато радиовещание с радиопередающей башни, построенной по проекту инженера В.Г. Шухова («Шуховская башня»), Башня спроектирована В.Г. Шуховым в 1919 г., строительство началось 14.03.1920 г. Регулярные ТВ-передачи начались с 10.03.1939 г. Общая высота башни 160 м.
20 марта 1992
Закон РФ об установлении почетных званий «Летчик-космонавт РФ», «Заслуженный военный летчик РФ», «Заслуженный военный штурман РФ».
20 марта 1992
Закон РФ об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия – медали «Золотая Звезда». Первым звание Героя Российской Федерации было присвоено начальнику Липецкого центра боевой подготовки генерал-майору авиации С.С. Осканову 11.04.1992 г. посмертно, за предотвращение ценой своей жизни падения управляемого им неисправного истребителя МиГ-29 на населенный пункт. Медаль «Золотая Звезда» № 1 с присвоением звания Героя Российской Федерации 11.04.1992 г., была вручена летчику-космонавту С.К. Крикалеву за выполнение длительного космического полета на орбитальной станции «Мир».
26 марта 1992 год
Указ Президента РФ «Об организации Российской академии архитектуры и строительных наук».
29 марта 1932
Пуск Первого государственного подшипникового завода (ГПЗ-1) в Москве. История ГПЗ-1 начинается в 1929 г., когда правительство приняло решение о строительстве первенца советской подшипниковой промышленности. Завод должен был выпускать 24 млн. подшипников в год. К 1936 г. стал одним из крупнейших в мире подшипниковых заводов. Все годы довоенных пятилеток ГПЗ-1 был основным поставщиком подшипников для нужд промышленности нашей страны. В годы Отечественной войны на базе ГПЗ-1 были созданы крупные подшипниковые заводы на востоке страны: в Куйбышеве, Саратове, Томске, Свердловске. В послевоенные годы завод постоянно вводил в производство новые мощности. В начале 1990-х гг. начались процессы акционирования. В 1997 г. на базе ГПЗ-1 создано ОАО «Московский подшипник». За прошедшие годы производство подшипников со 124 млн. в год упало до 240 тыс.
31 марта 1987
В Москве подписаны соглашения с Великобританией о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства, меморандум о взаимопонимании и др.

Апрель

1 апреля 1932
На Таганрогском заводе № 31 выпущен первый серийный гидросамолет Ш-2 конструктора В.Б. Шаврова. Экипаж самолета 2 человека (пилот и механик) + 1 пассажир. Практическая дальность 500 км, потолок 3100 м, крейсерская скорость 139 км/час. В 1932-1934 гг. выпущено 270 машин. Опыт советско-финской войны 1939-1940 гг. показал необходимость иметь самолеты такого класса, списанные самолеты пришлось вернуть в строй.
2 апреля 1962
Закончено строительства железной дороги Ивдель-Обь длиной 380 км, что позволило освоить малонаселенные таежные районы. По ж/д шла перевозка пассажиров, грузов лесной и нефтегазовой промышленности
3 апреля 1932
Пуск первой домны Кузнецкого металлургического комбината – первенца промышленного освоения природных богатств Сибири. Решение о создании на Востоке страны второй мощной угольно-металлургической базы, работающей на железных рудах Урала и коксующихся углях Сибири принимается в конце 20-х годов. Комбинат создавался в период 1929-1936 гг. рядом с городом Кузнецк. Строительством руководил И.П. Бардин – академик АН СССР. На полную мощность комбинат вышел в 1936 г. Во время Великой Отечественной войны комбинат выпускал оборонную продукцию. В 2003 г. на базе мощностей КМК образован Новокузнецкий металлургический комбинат в г. Новокузнецке Кемеровской области. Комбинат является единственным в стране производителем всей номенклатуры рельсовой продукции.
3 апреля 1942
В Казани создана Комиссия по научно-техническим военно-морским вопросам АН СССР под руководством академика А.Ф. Иоффе и профессора И.В. Курчатова.
5 апреля 1952
Заключено Соглашение с ПНР о строительстве в Варшаве высотного здания Дворца культуры и науки силами и на средства СССР (здание построено в 1953 г.)
9 апреля 1997
Распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)» для подготовки несовершеннолетних граждан России «к профессиональному служению Отечестве на гражданском и военном поприще».
13 апреля 1932
Постановление СНК СССР о строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) – крупнейшей в мире железной дороги, соединяющей северные районы Восточной Сибири и Дальний Восток. БАМ проектировалась как составная часть комплексного проекта по освоению природных богатств районов, по которым проходит магистраль. Изначально планировалось построить 9 территориально-промышленных комплексов, в наст. вр. построен только Южно-Якутский угольный комплекс. Длина основного пути Тайшет - Советская Гавань составляет 4287 км.
13 апреля 1942
Постановление ГКО «О строительстве и восстановлении предприятий черной металлургии».
15 апреля 1987
В Москве подписано соглашение с США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях
23 апреля 1962
Вывод на орбиту спутника Земли космического корабля «Союз-1», пилотируемого летчиком-космонавтом В.М. Комаровым. При спуске корабля с орбиты 24 апреля из-за отказа тормозной парашютной системы В.М. Комаров погиб.
24 апреля 1927
В Москве открылась первая Всемирная выставка межпланетных летательных аппаратов и механизмов.
26 апреля 1962
Произведен запуск на орбиту первого отечественного разведывательного спутника «Зенит-2» («Космос-4») , созданного в НПО «Энергия» под руководством С.П. Королева. 29 апреля впервые возвращен на Землю спускаемый аппарат.
27 апреля 1932
Пуск в строй первой очереди Березниковского химкомбината. Объединением населенных пунктов, в которых жили строители комбината образован город Березник. Закладка комбината начата в августе 1929 г. Основная продукция: аммак, азотная кислота, аммиачная селитра и др. После расформирования из-за сложности управления правопреемником стал ОАО «Азот», входящий в состав ОАО «Уралхим».
29 апреля 1942
Выдал первую тонну никеля Норильский металлургический комбинат. В годы Великой Отечественной войны комбинат внес значительный вклад в укрепление обороноспособности страны. Норильский никель использовался в производстве сверхпрочных броневых сплавов для танков и сверхлегких конструкций в военной авиации.
30 апреля 1932
Постановление ЦК ВКП(б) о создании Морских сил Дальнего Востока. Начало создания Тихоокеанского флота.

Май

6 мая 1937
Открыто регулярное воздушное пассажирское сообщение между Москвой и Ленинградом с использованием воздушных судов Г-2, ПС-40, ПС-84.
10 мая 1927
Постановление ЦК ВКП(б) «О строительстве новых металлургических заводов».
10 мая 1957
Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике (Гостехника СМ СССР) преобразован в Государственный научно-технический комитет (ГНТК) СМ СССР.
12 мая 1992
Указ Президента РФ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами и утверждении Положения о сотрудничестве», которым определялся порядок государственного регулирования экспорта и импорта вооружения и военной техники, работ и услуг в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами.
13 мая 1982
Запуск и полет к ОС «Салют-7» космического корабля «Союз Т-5» с первым основным экипажем: А.Н. Березовым, В.В. Лебедевым. 27 августа на КК «Союз Т-5» со станции возвратился экипаж посещения: Л.И. Попов, А.А. Серебров, С.Е. Савицкая.
13 мая 1932
Приказом Реввоенсовета СССР на базе факультета механизации и моторизации Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского и Московского автотракторного института им. М.В. Ломоносова создана Военная академия механизации и моторизации РККА (ВАММ РККА) имени И.В. Сталина – высшее военное учебное заведение Вооруженных Сил СССР, занимавшееся подготовкой старших и высших офицеров командно-штабного профиля и инженеров-механиков для танковых войск. Академия существовала с 1932 по 1998 год.
15 мая 1942
Первый полет на ракетном истребителе БИ-1, созданного в КБ под руководством В.Ф. Болховитинова, летчика Г.Я. Бахчиванджи.
15 мая 1957
С полигона Байконур осуществлен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции С.П. Королева. Р-7 первоначально предназначалась для доставки термоядерного заряда на межконтинентальную дальность, однако стала основной ракетой-носителем для вывода пилотируемых кораблей и космических аппаратов на околоземную орбиту, автоматических станций на межпланетные полеты.
15 мая 1987
С космодрома Байконур осуществлен пуск сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия», составной части многоразовой транспортной космической системы «Энергия» - «Буран». В качестве экспериментальной нагрузки использовался космический аппарат «Полюс».
21 мая 1937 - 21 февраля 1938
Работа на первой советской полярной дрейфующей станции «Северный полюс» (СР-1) в Северном Ледовитом океане экспедиции в составе зимовщиков радиста Э.Т. Кренкеля, геофизика Е.К. Федорова, океанографа П.П. Ширшова под руководством И.Д. Папанина.
23-24 мая 1972
В Москве подписаны соглашения с США о сотрудничестве в области науки и техники, медицинской науки и здравоохранения, охраны окружающей среды, исследования и использования космического пространства.
27 мая 1942
Постановление ГКО «Об окончании строительства Замоскворецкого радиуса III очереди Московского метрополитена». Постановлением определялись сроки строительства участка метрополитена «Площадь Свердлова» («Театральная») – «Завод имени Сталина» («Автозаводская»)

Июнь

1 июня 1932
Постановление СНК СССР № 859 «О строительстве канала Москва-Волга», основной водной магистрали, соединяющей реку Москву с Волгой. Строительство канала позволяло решать задачу водоснабжения Москвы, создания водно-транспортной связи московского промышленного района с единой глубоководной системой Европейской части РСФСР. Работы на канале имени Москвы были начаты в конце 1932 года и завершены весной 1937 г. Длина канала 124 км, в системе канала более 240 крупных гидросооружений.
1 июня 1992
Указ Президента РФ «О неотложных мерах по освоению новых крупных газовых месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе о. Сахалин».
4 июня 1922
Пуск первой очереди Каширской ГРЭС им. Г.М. Кржижановского – одного из первенцев плана ГОЭЛРО. Станция построена в городе Кашира с использованием бурых углей, поставляемых из Подмосковного бассейна. В настоящее время станция работает на угле и природном газе, мощность станции 1910 МВт.
6 июня 1952
Ввод в эксплуатацию первого гидроагрегата Цимлянской ГЭС. Гидроэлектростанция построена на реке Дон в 1949-1954 гг. в рамках сооружения Волго-Донского судоходного канала.
18-20 июня 1937
Трансатлантический перелет экипажа самолета «СССР N0-25» летчиков В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова по маршруту Москва – Портленд (США) через Северный полюс. Перелет совершен за 63 ч 16 мин.
19 июня 1992
Постановление Верховного Совета РФ «О временном порядке доступа к архивным документам и правилах их использования», открывшее возможность использования ранее закрытых архивных документов.
24 июня – 2 июля 1982
Полет космического корабля «Союз Т-6», доставившего на орбитальную станцию «Салют-6» советско-французский экипаж: В.А. Джанибеков, А.С. Иванченков, Ж.Л. Кретьен (Франция). На борту станции проведены биологические и астрофизические эксперименты, фотографирование атмосферы Земли. Экипаж вернулся на Землю 2 июля в том же составе.
30 июня 1932
Постановление Совета Труда и Обороны СССР «Об обязательном обучении рабочих, обслуживающих сложные агрегаты, установки или механизмы».

Июль

7 июля 1962
Прием в эксплуатацию первой очереди Новокуйбышевского нефтехимического комбината – крупнейшего в Европе комплекса по производству дивинила, служащего исходным сырьем для получения синтетического каучука.
12-14 июля 1937
Беспосадочный перелет экипажа самолета «СССР N0-25-1»: летчиков М.М. Громова, А.Б. Юмашева, С.А. Данилина по маршруту Москва – Сан-Джасинто (США) через Северный полюс. Длительность перелета 62 час 17 мин, пройдено 11200 км, установлен абсолютный мировой рекорд дальности полета.
14 июля 1937
Открытие канала Москва-Волга (ныне – канал им. Москвы). Канал поставляет чистую воду в Москву, служить водным путем, соединяющим столицу со всеми морями Европейской части России.
15 июля 1942
Постановление ГКО «Об организации Государственного института реактивной техники». Этим Постановлением Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) - научно-исследовательское и опытно-конструкторское учреждение в СССР по разработке реактивной (ракетной) техники, созданный в Москве согласно приказу РВС СССР от 21.9.1933 путем слияния Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и Группы изучения реактивного движения (ГИРД), преобразован в Государственный институт реактивной техники при СНК СССР. Отделы института охватывали опытно-конструкторскими разработками все основные направления ракетной техники. Правопреемник Исследовательский центр имени М.В. Келдыша.
15 июля 1957
Начало строительства северного ракетного полигона у станции Плесецкая в Архангельской области. В наст. вр. космодром Плесецк, обеспечивающий часть российских космических программ, связанных с оборонными, народнохозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.
22 июля 1972
Спускаемый аппарат межпланетной станции «Венера-8» достиг поверхности планеты. АМС «Венера-8» – автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера, запущена с космодрома Байконур 27.03.1972 г. ракетой-носителем Молния-М. 22.07.1972 г. станция достигла окрестностей планеты, от нее отделился спускаемый аппарат и совершил парашютную посадку. Телеметрическая информация получалась с СА в течение всего спуска и 55 мин с момента посадки. Получен значительный объем информации о свойствах атмосферы планеты, грунта и др.
22 июля 1987
Запуск космического корабля «Союз ТМ3» » (ракета-носитель «Союз-У2») с космонавтами А.С. Викторенко, А.П. Александровым и М. Фарисом (Сирия) к орбитальному комплексу «Мир». 24.07.1987 космический корабль пристыковался к ОК, где работал основной экипаж Ю.В. Романенко, А.И. Лавейкин. 30.07.1987 космонавты А.И. Лавейкин, А.С. Викторенко, М. Фарис (Сирия) вернулись на Землю на КК «Союз ТМ2».
27 июля 1952
Открытие Волго-Донского судоходного канала, соединившего реки Волгу и Дон, Черное и Каспийское моря. Каналу присвоено имя. В.И. Ленина. Длина канала 101 км (45 км по водохранилищам), глубина не менее 3,5 м, на канале 13 шлюзов.
27 июля 1992
Запуск космического корабля «Союз-ТМ15» с космонавтами А.Я. Соловьевым, С.В. Авдеевым, М. Тонини (Франция) к станции «Мир» с основным экипажем А.С. Викторенко, А.Ю. Калери. 10.08.1992 г. космонавты А.С. Викторенко, А.Ю. Калери, М. Тонини вернулись на Землю на КК «Союз-ТМ14», 01.02.1993 г. на КК «Союз-ТМ15» вернулись космонавты А.Я. Соловьев, С.В. Авдеев.
19 июля 1962
Во время первого похода атомной подводной лодки «Ленинский комсомол», командир капитан второго ранга Л.М. Жильцов, под льдами Северного Ледовитого океана произведено всплытие в надводное положение в районе Северного полюса, водружен Государственный флаг СССР.

Август

11-15 августа
1962
Осуществление первого в мире группового космического полета летчиков-космонавтов А.Г. Николаева на корабле «Восток-3» (вывод на орбиту 11.08.1962) и П.Р. Поповича на корабле «Восток-4» (вывод на орбиту 12.08.1962).
17 августа 1977
Впервые в истории мореплавания атомным ледоколом «Арктика» достигнута географическая точка Северного полюса.
19-27 августа
1982
Запуск космического корабля «Союз Т-7» с космонавтами Л.И. Поповым, А.А. Серебровым, С.Е. Савицкой по программе второй экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-7». Экипаж в полном составе вернулся на Землю 27 августа на КК «Союз Т-7». На станции космонавты работали вместе с основным экипажем А.Н. Березовым, В.В. Лебедевым.
25 августа 1942
В Москве создан Совет по научно-технической пропаганде АН СССР под председательством академика А.Е. Ферсмана для популяризации научных знаний и руководства региональными организациями.
25 августа 1957
Из Горького в Казань отправился в рейс первый отечественный теплоход на подводных крыльях «Ракета-1», созданный под руководством кораблестроителя Р.Е. Алексеева – создателя судов на подводных крыльях, экранопланов, экранолетов.
31 августа 1977
На истребителе-перехватчике МиГ-25РБ № 601 (Е-266М в протоколах ФАИ) ОКБ А.И. Микояна летчиком-испытателем А.В. Федотовым установлен мировой рекорд – достигнута высота 37 650 метров.
Август 1942
В лаборатории Института электросварки АН УССР в Нижнем Тагиле под руководством академика Е.О. Патона создана линия автоматической электросварки бронекорпусов танка Т-34, внедренная на 40 заводах.

Сентябрь

5 сентября 1982
Проведен первый космический телемост Москва – Лос-Анджелес. Космический телемост связал 250 тысяч американцев – участников молодежного фестиваля «Мы», собравшихся близ Лос-Анджелеса, и их советских сверстников, находившихся в студии Останкино.
8 сентября 1962
Ввод в эксплуатацию Братской ГЭС им. 50-летия Великого Октября на реке Ангара. Строительство ГЭС началось в 1954 г. Суммарная мощность 18 гидроагрегатов 4500 МВт. ГЭС одна из крупнейших в России, вторая после Иркутской ГЭС ступень Ангарского каскада ГЭС. Электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, используется для производства алюминия, целлюлозы и различных строительных материалов, а также идет на промышленные и бытовые нужды Иркутской области и страны.
9 сентября 1922
Создание Академии Воздушного Флота им. Н.Е. Жуковского на базе Институтов инженеров Красного Воздушного Флота. Открыты два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). 6 августа 1946 г. академия переименована в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского. С ноября 2009 года – Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
10 сентября 1952
Постановление СМ СССР о строительстве первой отечественной атомной подводной лодки. Первой спущенной на воду субмариной стала подводная К-3 «Ленинский комсомол». Первым ее командиром стал капитан 1 ранга Леонид Осипенко. Проект реакторной установки водо-водяной схемы был разработан под руководством академика АН СССР А.Н. Доллежаля.
28 сентября 1942
Постановление ГКО «Об организации работ по урану» обязало АН СССР возобновить под руководством академика А.Ф. Иоффе работы по исследованию возможности расщепления ядра урана и использования атомной энергии. АН СССР поручалось представить ГКО доклад о возможности создания урановой бомбы.
29 сентября 1977
Запуск орбитальной научной станции «Салют-6». Станция была предназначена для решения значительного круга задач: медико-биологических исследований с изучением воздействия длительной невесомости на организм человека, астрофизических исследований, исследования поверхности и атмосферы Земли, проведение научно-технических экспериментов, проверки принципов создания ОС и перспективных космических аппаратов.От предыдущих станций «Салют-6» отличалась наличием двух стыковочных узлов, что позволяло принять двух пилотируемых космических кораблей с экипажами или пилотируемый корабль и корабль с грузами для экипажа. "Салют-6" работала на орбите до 29.07.1982 г. (4 года 10 месяцев). На борту станции работало 5 основных экспедиций и 11 экспедиций посещения, грузы и для экипажей и горючее были доставлены на ОС 11-ю грузовыми кораблями.

Октябрь

3 октября 1962
В Калуге открыт Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.
4 октября 1957
Запуск первого в мире искусственного спутника Земли. С космодрома Байконур ракетой-носителем Р-7, созданной в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева, на околоземную орбиту выведен первый в мире спутник – ПС-1 диаметром 58 см и весом 3,6 кг.
5 октября 1992
В Москве подписано соглашение между Российским космическим агентством и НАСА США о сотрудничестве в области пилотируемых полетов и в исследовании планеты Марс.
6 октября 1977
Состоялся первый полет истребителя МИГ-29 – фронтового истребителя четвертого поколения, созданный в ОКБ МиГ. Серийный выпуск начат в 1982 г. Истребитель поставлялся на экспорт во множество стран. Самолет выполнен по интегральной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесенными двигателями
8 октября 1922
Выпуск первого советского легкового автомобиля на Бронетанковом заводе в Москве.
9 октября 1957
В Северодвинске спущена на воду первая отечественная атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» («К-3» проекта 627)), головная в серии. Главный конструктора В.Н. Перегудов.
9-11 октября
1977
Запуск и полет космического корабля «Союз-25» с космонавтами В.В. Коваленком и В.В. Рюминым к орбитальной станции «Салют-6». Стыковка корабля к станции, проводившаяся в ручном режиме, не состоялась. Все последующие стыковки кораблей к станции проводились в автоматическом режиме.
18 октября 1967
Осуществление мягкой посадки на поверхность Венеры автоматической межпланетной станции «Венера-4». АМС создана на Машиностроительном заводе им. С.А. Лавочкина, (главный конструктор Г.Н. Бабакин), выведена на межпланетную орбиту 12.06.1967 г. Спускаемый аппарат при спуске был разрушен высоким давлением на высоте 28 км от поверхности планеты. Главным результатом полета станции «Венера-4» стало проведение первых прямых измерений температуры, плотности, давления и химического состава атмосферы Венеры.
26 октября 1962
Установлен мировой рекорд крупнейшим в мире самолетом «Антей» конструкции О.К. Антонова по подъему на высоту 7800 метров груза весом 100,4 тонны.
30 октября 1962
Первая в мире автоматическая стыковка и расстыковка космических кораблей типа «Союз», имевших наименование «Космос-188» и «Космос-186». «Космос-186» запущен 27.10.1962 г., «Космос-188» 30.10.1962 г. Оба корабля выведены на орбиту в одной плоскости. 30 октября после совершения маневров корабли состыковались и летали 2 витка в состыкованном состоянии. «Космос-186» приземлился 31 октября, «Космос-188» 2 ноября. Проведена отработка этапа автоматической стыковки космических кораблей на околоземной орбите.

Ноябрь

1 ноября 1962
Запущена автоматическая межпланетная станция «Марс-1». АМС была предназначена проведения научных исследований Марса с пролетной траектории, передачи информации о межпланетном пространстве и о пространстве около Марса. Станция разработана в ОКБ-1. За время полета космического аппарата Марс-1 по межпланетной траектории с ним был проведен 61 сеанс радиосвязи. При этом был получен большой объем телеметрической информации, а на его борт передано более 3000 команд. 21.03.1963 г. связь со станцией была потеряна, работа со станцией прекращена. По итогам полета получены первые данные о физических свойствах космического пространства между орбитами Земли и Марса, об интенсивности космического излучения, напряженности магнитных полей Земли и межпланетной среды, о потоках ионизованного газа, идущего от Солнца, и о распределении метеорного вещества (станция пересекла 2 метеорных потока).
2 ноября 1962
Начало трансляции телевизионных передач на территории СССР через спутник-ретранслятор «Молния-1», расположенный на высокоэллиптической орбите. «Молния-1» – первый советский телекоммуникационный спутник. Всего создано 5 аппаратов. Модификации: Молния-2 (1971), Молния-3 (1974), Молния-1Т (1983), Молния-3К (2001). Успешно решена проблема обеспечения дальней телефонно-телеграфной связью Сибири и Дальнего Востока и обеспечена ретрансляция передач программ Центрального Телевидения.
3 ноября 1957
Вывод на околоземную орбиту второго искусственного спутника Земли с собакой Лайкой на борту. Спутник просуществовал в космосе 162 дня и вошел в плотные слои атмосферы 14.04.1958 г. Телеметрическая информация, как и планировалось, принималась в течение недели. Масса первого в мире биологического спутника – 508,3 кг. По итогам полета были получены данные по космическим излучениям, поведению животного, параметрам функционирования герметичной кабины для животных.
3 ноября 1962
Ввод в эксплуатацию первой очереди Красноярской ГЭС. ГЭС расположена вблизи г. Дивногорска Красноярского края. Спроектирована институтом Ленгидропроект. Строительство длилось с 1956 по 1972 гг. Вздании ГЭС установлено 12 радиально-осевых гидроагрегатов, суммарной мощностью 6 000 МВт электроэнергии. Десятая по мощности среди действующих гидроэлектростанций в мире и вторая по мощности (после Саяно-Шушенской) среди действующих российских гидроэлектростанций.
5 ноября 1962
Открыто движение по Московской кольцевой автостраде (МКАД). Проектирование дороги началось в 1937 г., в 1939 г. трасса дороги была определена на местности. В 1940 г. специалистами института «Союздорпроект» проектирование дороги завершено. Строительство началось в 1956 г. с участка около Ярославского шоссе. Реконструкция МКАД проводилась в 1990-1991, 1995, 2010-е гг. Общая длина трассы 108,9 км, общая ширина – 10 полос для движения в обе стороны.
17 ноября 1937
В Москве в Гранатном переулке открыт Центральный Дом архитектора. Архитектурный ансамбль Центрального Дома архитектора состоит из трех комплексов различных архитектурных стилей и разных периодов времени. Особняк конца XIX века построен по проекту архитектора А.Э. Эрихсона в 1896 г.
23 ноября 1942
Постановление СНК СССР о создании Московского механического института боеприпасов (ныне – Московский инженерно-физический институт). Первоначальной целью института ставилась подготовка специалистов для военных и атомных программ Советского Союза. В 1945 г. переименован в Московский механический институт, а в 1953 – в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). С 1993 года – Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет). С 2003 года – Московский инженерно-физический институт (государственный университет), с 2009 – Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». На территории университета находится научно-исследовательский ядерный реактор бассейнового типа.

Декабрь

3 декабря 1972
Начало серийного производства на заводе Ростсельмаш сельскохозяйственных комбайнов «Нива». Комбайн СК-5 «Нива» являлся самым распространенным зерноуборочным комбайном в СССР, «визитной карточкой» советского сельхозмашиностроения. Комбайн выполнен по классической схеме с несущей молотилкой, навесной жаткой и навесным копнителем.
5 декабря 1957
Спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» – первого в мире надводного судна с ядерной силовой установкой. Водоизмещение 16 тыс. тонн, экипаж 243 чел. Ледокол был построен для обслуживания Северного морского пути. Судно было заложено в 1956 г. на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 г. был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.
10 декабря 1977
Запуск космического корабля «Союз-26» к орбитальной станции «Салют-6» с экипажем 1-й экспедиции Ю.В. Романенко, Г.М. Гречко. 19.12.1977 г. по программе работы Ю.В. Романенко, Г.М. Гречко совершили выход в открытый космос продолжительностью 1 час 28 мин для обследования переднего стыковочного узла станции. 11.01.1978 г. на станцию прибыл 2-й экипаж В.А. Джанибеков, О.Г. Макаров, который 16.01.1978 г. на КК «Союз 26» вернулся на Землю.
13 декабря 1972
Сообщение о начале серийного производства на Воронежском авиазаводе сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, разработанного в КБ А.Н. Туполева. Всего было произведено 17 лайнеров. Первый пассажирский рейс состоялся 1.10.1977. Максимальный взлетный вес лайнера 207 т, крейсерская скорость на сверхзвуке 2120 км/час.
16-30 декабря
1997
В Москве состоялась выставка архивных документов «История российской государственности в законодательных актах (к 500-летию Судебника 1497 года)».
26 декабря 1982
Прием в эксплуатацию первого энергоблока Смоленской АЭС. Смоленская АЭС – крупнейшее в области энергогенерирующее предприятие, обеспечивающее потребность в электроэнергии в регионе на 80 %. Расположена в пригороде Десногорска, в 150-ти км от Смоленска. Решение о строительстве АЭС было принято в 1966 г., строительные работы начаты в 1975 г. На электростанции эксплуатируется 3 энергоблока с одноконтурными уран-графитовыми канальными реакторами РБМК-1000. Установленная электрическая мощность АЭС составляет 3000 МВт, тепловая – 9600 МВт.
28 декабря 1977
Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Сибирь» класса Арктика. Построен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Порт приписки Мурманск. 25.05.1987 г. ледокол вышел в географическую точку Северного полюса. Выведен из состава флота в 1992 г.
28 декабря 1942
Постановление ГКО «О приеме в эксплуатацию Замоскворецкого радиуса метрополитена» в Москве.

 

© РГАНТД, 2002–2017
Использование материалов сайта РГАНТД допускается только после письменного согласия администрации сайта.
При использовании материалов сайта указание источника (РГАНТД) и гиперссылки на http://rgantd.ru обязательно!

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Сайт ВНИИДАД Сайт 'Вестник архивиста' Официальный портал РОИА Официальный сайт Роскосмоса