История московского транспорта. Московское метро 1930-х – 1940-х гг.

В этом году исполнилось 80 лет со дня ввода первой очереди московского метрополитена в 1935 году и открытием первых его станций.

Предлагаемая публикация документов фонда «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова» знакомит с историей строительства московского метро в 1930-е – 1940-е гг. (РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 512, 513).

Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова была создана постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР № 930а от 28 августа 1931 г. «Об организации Академии коммунального хозяйства»[1] в соответствии с решением июньского (1931 г.) Пленума ЦК ВКП (б) «Об организации научной работы в системе коммунального хозяйства»[2].

Перед Академией была поставлена задача научно-исследовательской разработки основных вопросов организации и развития жилищного и коммунального хозяйства и подготовки в этой области руководящих кадров.

С ростом промышленности, населения и территории Москвы усложнялось ее городское хозяйство и требовались новые преобразования и изменения в этой отрасли. Только путем научного подхода к этой проблеме можно было найти правильные решения.

Научно-исследовательская работа Академии проводилась в разных направлениях жилищно-коммунального хозяйства: в области жилищного строительства, городского транспорта и дорог, водопровода и канализации, банно-прачечного хозяйства, благоустройства города, озеленения и др.

Одной из таких разработок Академии является монография «Городское хозяйство Москвы. 1147–1947 гг.», подготовленная сектором экономики жилищного хозяйства Академии в 1947 году, фрагменты которой вошли в предлагаемую публикацию.

Автором монографии научным сотрудником Н.В. Крючковым на основании проведенных научных исследований рассмотрены вопросы городского хозяйства Москвы, начиная с первого столетия ее существования до послевоенного периода, в том числе изучен и проанализирован весь процесс строительства метро Москвы на разных его этапах, выявлены и отмечены примененные методы, определена их эффективность, изучены проблемы эксплуатации метрополитена, выявлены причины перегруженности отдельных станций и др.

Монография включает десять глав. В состав публикации вошли материалы отдельных разделов четырех глав монографии.

Монография проиллюстрирована фотографиями, вошедшими в отдельный том, некоторые из которых включены в публикацию.

Решения о строительстве метрополитена в Москве было принято по предложению Сталина на июньском (1931 г.) Пленуме ЦК ВКП (б), который сыграл большую роль в дальнейшем развитии городского хозяйства и положил начало нового этапа в его развитии.

Строительство метрополитена в Москве рассматривалось как главное средство, способное частично разгрузить трамвайные линии и разрешить проблему перевозок пассажиров. Принятия этого решения потребовала возросшая в городе транспортная нагрузка.

В 1933 году был утверждён технический проект первой очереди метрополитена и начаты основные строительные работы. Маршрут первой очереди был определён путём исследования работы московского трамвая. При строительстве метро решили продублировать самые напряжённые его маршруты. 15 мая 1935 года московский метрополитен был открыт.

Автором монографии рассмотрены все виды работ первого периода строительства метрополитена: геологоразведочная, в процессе которой изучались геологические и гидрогеологические условия отдельных территорий Москвы, проектировочная и организационная.

В монографии подчеркнуто, что при строительстве метро не только возводились грандиозные сооружения, но и осуществлялось освоение техники тоннелестроения, при которой применялись: щитовая проходка, метод искусственного окаменения грунтов и искусственного водопонижения, метод замораживания, кессонный метод – разработка тоннелей под сжатым воздухом и др.

В связи с разной глубиной заложения метрополитена и разными геологическими условиями применялся комбинированный способ работ.

В результате первой очереди метрополитена было создано 13 станций, из которых: 4 – глубокого заложения, обслуживающие центр города, 9 – мелкого заложения, расположенные на конце города.

Отработанная строительная техника первой очереди получила значение мировой и в дальнейшем широко использовалась.

Важной стороной строительства метрополитена являлось архитектурное оформление подземных станций метро. В решении этого вопроса участвовало много архитекторов и художников разных поколений и стилистических направлений, рассматривались разные проекты.

Автор монографии останавливается на архитектурном оформлении отдельных станций метро и отмечает работы некоторых архитекторов: И.А. Фомина[3], А.Н. Душкина[4] и др.

В разделе. посвященном вводу первой очереди метро в эксплуатацию, определены основные черты его преимущества как городского транспорта:

  • безопасность перевозок;
  • высокая скорость передвижения;
  • большая проводная способность;
  • регулярность движения.
Автор рассматривает начало второй очереди, включающей удлинение Арбатского радиуса до Киевского вокзала и сооружение двух новых радиусов – Покровского и Горьковского.

В этот период особое значение имело применение щитовой проходки и тюбинговой отделки тоннелей.

Для второй очереди метрополитена характерен наибольший расцвет архитектурного оформления станций и применения наиболее сложных архитектурных решений. Так, например, как отмечено в монографии, при сооружении станции «Маяковская» применялась особая конструкция металлических колонн, арок прогонов.

В монографии приведены результаты исследований эксплуатации метрополитена в области содержания станций, фильтрации воды, искусственной вентиляции, ремонтных работ, энергоснабжения.

Кроме этого, автором представлены в работе отзывы о строящимся московском метро как наших соотечественников, так и гостей из-за рубежа.

В этот год 70-летия Великой Победы необходимо отметить особую роль московского метро, которое служило бомбоубежищем для москвичей.

В плане перестройки городского хозяйства Москвы на военный лад в монографии рассматривается значение метрополитена в укрытии населения во время воздушной тревоги.

Во время Великой Отечественной войны были продолжены проекты строительства третьей очереди московского метрополитена. Строительство возобновилось в мае 1942 года. Были введены в строй два отрезка пути: в январе 1943 года – «Площадь Свердлова» – «Завод имени Сталина» (Замоскворецкий радиус), а в январе 1944 года – «Курская» – «Измайловский парк» (Покровский радиус). На 7 станциях, построенных в военное время, установлены памятные таблички с надписью «Сооружено в дни Отечественной Войны».

Наряду с использованием опыта, освоенного при строительстве первой и второй очереди, в военные годы были применены новые методы работы: водозащитные конструкции «зонты» из асбоцемента, обеспечивающие сухость станций. При сооружении тоннелей под Москвой-рекой применялись новые методы работ без применения сжатого воздуха.

На основании проведенных исследований автором изложены данные о загруженности отдельных участков метрополитена с указанием количества пересадочных пассажиров, приведены причины перегрузок и отмечены меры по улучшению эксплуатации.

После войны началось строительство четвёртой очереди метрополитена. На основных мероприятиях дальнейшего развития метрополитена, предусмотренных послевоенным пятилетним планом городского хозяйства Москвы, автор останавливается в заключительной главе монографии.

В дальнейшем планировалось продолжение строительства четвертой очереди и ввод в эксплуатацию участков «Курский вокзал» – «Центральный парк культуры и отдыха», «Курский вокзал» – «Комсомольская».

Для иллюстраций публикации использованы фотографии к монографии с изображением станций метрополитена, схем и др. Изображения некоторых станций («Павелецкая» радиальная и др.) уже останутся только в фотодокументах, так как в дальнейшем производилась их реконструкция и в связи с этим внешний облик был изменен.

В целом публикацию можно рассматривать как материал по истории развития метрополитена в 1930-е и 1940-е гг. Ценность ее заключается в том, что подготовлена она современниками рассматриваемых событий, которые являлись свидетелями преобразований Москвы.

Текст приведен в соответствие с современными правилами орфографии и пунктуации.

Публикация включает фрагменты монографии и иллюстрации к ним по истории строительства метро в Москве.

С полным текстом монографии можно ознакомиться в читальном зале РГАНТД. Информация о работе чит
Поделиться: