«ОЛИМПСТРОЙ» – архитектурное эхо спортивной славы

Лето этого года отмечено событиями, связанными с международным Олимпийским движением, и это дает нам повод вспомнить потрясающую Олимпиаду в Сочи 7 – 23 февраля 2014 года: около трех тысяч спортсменов из 88 стран приняли участие в этом грандиозном спортивном мероприятии. За прошедшие 10 лет мир изменился, тем контрастнее сегодня воспринимаются дух и атмосфера впечатляющего сочинского олимпийского проекта: он преобразил город, подарил незабываемые впечатления и выдающиеся достижения.

Олимпиада в Сочи изначально была проектом государственного значения, и для воплощения задуманного была создана специальная структура – Государственная корпорация «Олимпстрой». В Российском государственном архиве научно-технической документации хранится фонд ГК «Олимпстрой» в объеме более 20 тысяч дел. И в этом юбилейном для сочинской Олимпиады году к фонду ГК «Олимпстрой» добавились архивные документы из личного собрания главного архитектора проекта Олега Андреевича Харченко. Он занимал этот пост с 2009 года до окончания деятельности корпорации в 2014 году. В личном архиве архитектора отложились яркие иллюстративные материалы: альбомы с чертежами, эскизами, фотодокументами.

Как архитектор и педагог, кандидат архитектуры, профессор, главный архитектор Санкт-Петербурга в 1992 – 2004 годах, Народный архитектор Российской Федерации (1999) и член-корреспондент Российской академии художеств (2001) О.А. Харченко имел опыт, компетенции и авторитет, соответствующие своему высокому и ответственному назначению. Он руководил разработкой и реализацией Единой архитектурной концепции пространства зимних Олимпийских игр в Сочи, созданием планировочного и объемно-пространственного решения Олимпийского парка в Имеретинской низменности – центра проведения Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года.

По замыслу главного архитектора концепция Олимпийского парка как композиционного и смыслового ядра Игр должна была создать выразительный и запоминающийся образ Сочи, выделить его в ряду олимпийских городов. Особый эффект был достигнут благодаря приёму интеграции олимпийских объектов в искусственный рельеф. Массивные постройки воспринимались не как здания, а как объекты ландшафтной архитектуры, как органичное продолжение и развитие природной среды.

Архив Олега Андреевича Харченко можно разделить на несколько тематических групп документов. Первый блок – альбомы, знакомящие с опытом создания тематических, ландшафтных и олимпийских парков, например, подробно рассмотрены испанский Бениформ, немецкий Солтау и олимпийские парки Сеула, Сиднея, Афин. Таким образом, творческой фантазии предшествовала серьезная работа по изучению лучшего в мировом архитектурном опыте.

Отдельные блоки документов связаны с развитием Имеретинской низменности как курорта мирового уровня, с проектированием чаши олимпийского огня, центрального стадиона, ледовой арены, гостиничного и офисного комплексов. Особый интерес представляют эскизы объемно-пространственных композиций, Land Art, варианты кинетического и оптического искусства пространственных инсталляций, декоративно-пространственные композиции, например, «Парящий орел», «Аргонавты», сложнейшие и эффектные системы освещения и подсветки. Во множестве вариантов рассмотрены не только главные объекты, но и одна из ландшафтных доминант – Колесо обозрения, задуманное как украшение пейзажа и в дневное, и в вечернее время.

Один из альбомов представляет разработку по системе визуальной информации и навигации Большой ледовой арены для хоккея с шайбой. Этот архивный документ свидетельствует: абсолютно все организационные аспекты, связанные с информационным ориентированием 12 тысячной разноязычной аудитории, были тщательно проработаны. Многофункциональный комплекс Дворец спорта «Большой» (Олимпийский парк в посёлке Сириус) был основным хоккейным стадионом Олимпиады; ледовая арена продолжает активно функционировать и служит тренировочной базой для хоккейного клуба «Сочи».

Олимпийские игры на протяжении всей своей истории были торжеством спорта и мира, их эмоциональное воздействие всегда имело особое значение. Объединяющему духу всеобщих гуманитарных ценностей посвящен впечатляющий и масштабный, на 10 тысяч человек, архитектурный проект – Площадь «Медаль Плаза». На ней проходили церемонии награждения победителей. В наши дни Медальная площадь – излюбленное место туристических прогулок и проведения эстрадных концертов, а вечером площадь преображается танцем поющих фонтанов.

Сегодня знакомство с документами из фонда ГК «Олимпстрой» дает удивительный эффект не только воскрешения в памяти минувших событий, но и напоминает о живой творческой энергии, созидательной воле, позволившей смелые фантазии, наброски архитектурных замыслов, энергичные линии – черным по белому ватману – превратить в реальные сложноорганизованные и многофункциональные здания и конструкции.


С.С. Иванова



Поделиться: