Каждый последующий планерный слёт отражал динамичное развитие советского планеризма. IX Всесоюзный планерный слёт 1933 года не был исключением. Слёт продемонстрировал технический уровень и массовый характер советского планеризма.
Возможно, учитывая сложности прошлого слёта, когда из-за короткого осеннего дня часть полетов совершалась в ночное время, IX слёт проходил в более ранние сроки - с 12 августа по 20 сентября 1933 года.
Лётная работа проводилась в четырёх отрядах: учебно-методическом, тренировочном, экспериментально-исследовательском, рекордном. Технический комитет слёта состоял из четырёх секторов: конструкции, прочности и статистики (О.К. Антонов), экспериментально-исследовательского (Д.С. Зосим), эксплуатационно-ремонтного (В.Н. Денисов) и метеорологического (А. Бобыкин).
На слёт прибыли 137 участников: 28 пилотов-парителей класса «Б», 36 пилотов-парителей класса «А», 48 пилотов-планеристов, 3 лётчика и 22 планериста средней квалификации. Среди пилотов-парителей были рекордсмены прошлых слётов и пилоты-парители, прошедшие подготовку в Высшей лётной планерной школе, на слётах своих местных станций.
В списочном составе значилось 65 планеров, 22 из которых представляли собой серийно-выпускаемую продукцию: УС-3, ПС-1, УЛ-1, Г-9. Новых опытных планеров было 29, планеров-участников предыдущих слётов - 9. Из 29 опытных планеров шесть не были допущены к парению, а из стандартных - три планера ПС-1 - к эксплуатации - из-за крупных производственных дефектов.
В IX ВПС участвовали несколько видов планеров: учебные, лёгкие парители, тренировочные планеры, парители среднего размаха, парители большого размаха, двухместные планеры, экспериментальные планеры.
Планеры ПС-1, «Беспризорник», Г-13, МКБ-4, МКБ-2, Г-2, РФ-2, ЛАК-1, БИЧ-12, БИЧ-13, Э-4 были подвергнуты испытаниям по определению аэродинамического качества в полёте.
На IX ВПС было выполнено 1720 полётов общей продолжительностью 915 часов. Максимальный дневной полёт составил 122 часа.
Демонстрация рекордных результатов полетов стала одной из традиций проведения планерных слетов:
15 сентября 1933 года С.Ф. Гавриш с пассажиром В.И. Емельяновым на двухместном планере Б.Н. Шереметева «Темп» Ш-4 установил два всесоюзных рекорда, превышающих мировые – высота полёта - 2530 м, продолжительность полёта - 13 ч. 17 мин.
В этот же день С.Н. Анохин на планере О.К. Антонова ПС-1 (УПАР) установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта - 15 ч. 47 мин., а А.И. Плесков с двумя пассажирами на трёхместном планере Б.Н. Шереметева Ш-3 набрал высоту 495 м и показал продолжительность полёта 10 ч. 29 мин.
На одноместном планере Г-2 Г.Ф. Грошева пилот-паритель Н.Я. Симонов показал рекордную дальность полёта - 48 км.
Продолжались полёты и по освоению высшего пилотажа: В.Г. Бородин на двухместном планере Ш-5 с пассажиром на борту совершил 209 «мёртвых петель» в течение 3 ч. 50 мин. Полёт Бородина был новым шагом в освоении фигур высшего пилотажа в учебном процессе. 1 сентября 1933 года С.Н. Анохину при термических потоках и кучевой облачности удалось обогнуть гору Кара-даг.
Еще одним достижением слёта стали два выдающихся буксировочных перелёта. Слёт открылся прилётом аэропоезда в составе самолёта У-2, пилотом которого являлся А.Н. Скородумов, и планера Г-9, который пилотировал Н.С. Юдин, совершивший перелёт по маршруту Оренбург-Москва-Коктебель протяжённостью 3550 км. Во время полёта между самолётом и планером была установлена телефонная связь по кабелю, скреплённому с буксировочным тросом.
Наряду с полётами высококвалифицированных пилотов проводилась работа по подготовке и повышению лётного уровня планеристов-участников слёта. В результате 9 человек были выпущены пилотами-планеристами, 16 – пилотами-парителями класса «А» и 29 – пилотами-парителями класса «Б».
Иногда полёты сопровождались поломками и авариями.
При взлёте пилота М.Л. Сырокваши на планере «Рот-Фронт-3» из-за тряски киля о землю и камни вырвало одну из двух бобышек лонжерона киля, с помощью которых крепился руль направления. Бобышка держалась на одной фанерной накладке снаружи полок лонжерона и не имела внутренней накладки. Повисший руль направления заклинил рули высоты, и планер, описав со взлёта петлю, врезался носом в землю. Пилот отделался лишь ушибами. При проверке оказалось, что почти все изделия Планерного завода имели аналогичный конструктивный дефект.
На слёте были предприняты вполне удачные попытки придать планеризму прикладное народно-хозяйственное значение. Планерист И.И. Шелест, забуксированный самолётом У-2 до высоты 1600 м, прошёл на планере Г-9 в Старый Крым, сбросил с высоты 1000 м почту и вернулся к месту старта.
Н.С. Юдин на планере Г-9 с высоты 3500 м над стартом доставил почту в г. Симферополь.
Достижения планеристов не остались незамеченными руководством страны. В 1933 году ко Дню Воздушного флота СССР правительство отметило высокими наградами выдающихся советских планеристов, наградив орденом «Красная Звезда» С.В. Ильюшина, В.А. Степанчёнка и Грамотами ЦИК В.К. Грибовского, О.К. Антонова, С.Ф. Гавриша.
Паушкина П.Д.