Есть «Контакт». Из истории лунной пилотируемой программы

Данная публикация продолжает серию статей о лунной пилотируемой программе, которая предполагала не только создание специальных космических кораблей, но и подготовку экипажей к работе на орбите Луны. История этой подготовки ранее не была описана в литературе. Сегодня мы публикуем рассекреченный документ, проливающий свет на эту страницу истории отечественной космонавтики.

12 мая 1970 г. помощник главнокомандующего ВВС по подготовке космических полетов генерал-полковник Н.П. Каманин и главный конструктор ЦКБЭМ В.П. Мишин утвердили «Программу непосредственной подготовки космонавтов к проведению летно-космических испытаний кораблей 7К-ОК №№ 18, 19». Этот документ сохранился в фондах РГАНТД. Именно он позволяет восстановить имена тех космонавтов, которые готовились к работе на лунных кораблях.

Из документа следует, что основными задачами подготовки являлись: изучение кораблей «Союз» (7К-ОК) и их систем, отработка навыков выполнения научных, технических, военно-прикладных и медицинских экспериментов, а также навыков управления кораблем. Но главной целью полета являлась отработка сближения и стыковки космических аппаратов на околоземной орбите с использованием радиотехнической системы «Контакт».

Эта система была разработана в ОКБ МЭИ под руководством главного конструктора А.Ф. Богомолова и предназначалась для лунных пилотируемых кораблей, которые должны были совершить полет по программе Н1-Л3.

Радиосистема «Контакт» представляла собой сложный шестипараметрический фазовый радиолокатор с тремя неподвижными антенными полями и четырьмя дополнительными антеннами. На лунном орбитальном корабле (ЛОК) в состав аппаратуры входил радийный блок, блок переключения антенн и бортовая электронно-вычислительная машина СК-2, обеспечивавшая преобразование информации, выдачу калибровок, дифференцирование разности фаз и проведение логических операций. На лунном корабле (ЛК) устанавливался ретранслятор с двумя антеннами.

«Контакт» выдавал информацию о параметрах сближения кораблей с расстояния 25 км. Процесс стыковки осуществлялся вручную космонавтом, находящемся в ЛОКе. Стыковка должна была проводиться на орбите Луны, без какой-либо помощи наземных измерительных пунктов. Операция эта была критически важной. Именно поэтому было решено сначала отработать весь процесс на околоземной орбите на кораблях «Союз».

Для этого планировалось задействовать две пары кораблей 7К-ОК с заводскими номерами 18-21. В экипажи были включены 12 космонавтов: шесть человек от ЦПК им. Ю.А. Гагарина (командиры кораблей) и шесть — от ЦКБЭМ (бортинженеры). В документе перечислены все шесть командиров кораблей в порядке очередности полетов.

Достоверно известно, что в первую пару экипажей входили: А.В. Филипченко — Г.М. Гречко и В.Г. Лазарев — В.А. Яздовский. Они были дублерами для экипажа «Союза-9» (7К-ОК № 17) и должны были лететь на кораблях 7К-ОК № 18 и № 19.

В документе также указаны еще два бортинженера — В.И. Пацаев и В.Г. Фартушный. Для них были запланированы исследования при термовоздействии, но с кем в экипажах они состояли не указано. Предположительно, подготовку по программе «Контакт» также проходили еще два гражданских космонавта — Н.Н. Рукавишников и О.Г. Макаров.

Экипажи Л.В. Воробьева и Г.Т. Добровольского планировались для полетов на 7К-ОК № 20 и № 21. Их должны были дублировать экипажи А.А. Губарева и П.И. Климука.

Однако этим планам не суждено было сбыться. Полеты этих кораблей так и не состоялись. 30 июня 1971 г. произошла трагедия — при возвращении на Землю погиб экипаж «Союза-11». Произошла разгерметизация кабины корабля, а космонавты были без скафандров. Эта катастрофа поставила крест на судьбе кораблей типа 7К-ОК: для их экипажей не были предусмотрены спасательные скафандры. После закрытия программы «Контакт» космонавты были переведены на другие проекты.

С.Х. Шамсутдинов


Поделиться: