К 61-й годовщине космического полёта Германа Титова
6 августа 1961 г. был осуществлен запуск корабля «Восток-2», пилотируемого лётчиком-космонавтом СССР Г.С. Титовым. Первый в истории суточный полёт доказал, что человек может жить и работать в космосе.
В мае 1961 г. к полету на корабле «Восток-2» начала готовиться группа в составе пяти космонавтов: В.Ф. Быковский, Г.Г. Нелюбов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, Г.С. Титов. К 20 июля они полностью освоили теоретический раздел программы подготовки, прошли специальные виды испытаний и тренировок, а также углубленное клинико-физиологическое обследование в авиационном госпитале (ЦНИАГ). На основании этого 21 июля 1961 г. начальник Центра подготовки космонавтов Е.А. Карпов составил доклад, в котором рекомендовал назначить космонавтов для второго космического полета в следующей очередности: Г.С. Титов, А.Г. Николаев и В.Ф. Быковский. В итоге Госкомиссия назначила основным пилотом «Востока-2» Г.С. Титова (позывной – «Орёл»), а дублером – А.Г. Николаева.
В самом начале подготовки между специалистами разгорелся спор по поводу продолжительности полета «Востока-2». Врачи осторожничали и предлагали постепенно увеличивать длительность космических полетов. Они высказали мнение, что для «Востока-2» будет достаточно трех витков вокруг Земли, но с этим не согласились специалисты ОКБ-1 – разработчика корабля «Восток». По такой схеме посадка спускаемого аппарата корабля произошла бы в труднодоступных и малонаселенных районах нашей страны, что очень сильно осложнило бы поиск и эвакуацию космонавта. Наиболее оптимальным с точки зрения баллистических условий был суточный полет. После жарких дебатов врачи «сдались», а Госкомиссия утвердила, что корабль «Восток-2» выполнит суточный полет.
Сутки в космосе – это 17 витков! Как себя будет чувствовать космонавт в течение суток, выдержат ли системы и оборудование корабля? Ответ на этот вопрос мог быть получен только во время самого полета, поэтому при подготовке «Востока-2» особое внимание уделялось безопасности и парированию различных нештатных ситуаций, ведь за 17 витков вокруг Земли могло произойти всё, что угодно.
Космонавты тщательно изучали теорию и тренировали навыки ручного управления спуском корабля на Землю. Такой режим мог потребоваться при очень серьезных нештатных ситуациях, а именно: при разгерметизации корабля, нарастающем повышении температуры в кабине выше 35 градусов, при пожаре. Специалистами ОКБ-1 была разработана подробная инструкция по действиям космонавта при ручном управлении спуском корабля «Восток-3А».
Итак, 6 августа 1961 г. в 9 часов утра по московскому времени корабль «Восток-2» стартовал на орбиту. На первом же витке Герман Титов опробовал режим ручной ориентации корабля. Пролетая над разными континентами, он по радио передавал приветствия народам и странам этих регионов Земли. С помощью профессиональной кинокамеры «Конвас» Г.С. Титов выполнил 10-минутную съемку Земли через иллюминатор корабля. В РГАНТД хранится документ «Полетное задание», в котором подробно перечислены все действия космонавта в течение полета. Данный документ публикуется впервые.
По распорядку дня в 18:30 Герман Титов «лег» спать, конечно, насколько это было возможно в условиях невесомости. Он стал первым человеком, который спал в космосе. Более того, человеком, который проспал в космосе. Вот как он вспоминает в своей книге «Голубая моя планета» эту ситуацию:
«Крепкий, глубокий сон пришел не сразу. На короткие мгновения просыпался на десятом и на одиннадцатом витках, бегло осматривал приборы и световое табло и вновь засыпал. Потом уснул крепко. На корабле не было будильника, и «дежурная система» моего мозга, настроенная на то, чтобы проснуться по программе в 2 часа ночи, сработала несколько раньше. Проснулся я за 15 минут до назначенного времени. Решил быть пунктуальным и подремать эти 15 минут. Но когда открыл глаза второй раз, то увидел, что стрелка показывала 2 часа 35 минут! Проспал! Вот досада! Ведь на Земле могут подумать о каком-нибудь неблагополучии, могут всерьез забеспокоиться.
Надо было скорее успокоить тех, кто на Земле бодрствует, кто следил за полетом всю ночь. Две минуты ушли на то, чтобы окончательно освободиться ото сна, и я приступил к работе. Сообщил на Землю, что спал хорошо, что все оборудование корабля работает нормально, в кабине поддерживаются заданные климатические условия, самочувствие отличное».
После сна Герман Титов чувствовал себя отдохнувшим, симптомы укачивания (головокружение, тошнота), которые проявились на первых витках полета, прошли. Г.С. Титов сделал итоговые записи в бортжурнал и надиктовал их на бортовой магнитофон. Проверил оборудование и начал готовиться к спуску на Землю. Он, как и все космонавты, летавшие на «Востоках», на последнем этапе посадки, после торможения спускаемого аппарата в атмосфере, на высоте 7 км катапультировался из кабины. Это произошло 7 августа в 10:11 московского времени. Через семь минут он совершил приземление на парашюте около поселка Красный Кут Саратовской области. Г.С. Титов установил два мировых рекорда: длительность его полета составила 25 часов 18 минут, и он преодолел расстояние 703,1 тыс. км.
В фондах РГАНТД хранится более трех тысяч фотографий, на которых лётчик-космонавт СССР Г.С. Титов запечатлен во время подготовки, на стартовой площадке, после выполнения космического полета, во время учебы, в поездках по стране и за рубежом.