Принятая в связи с этим комплексная государственная программа направлена на привлечение внимания общества к российскому кинематографу, реализацию мероприятий, направленных на развитие отечественного кинематографа и укрепления его позиций на международной арене.
Благодаря определенным мероприятиям программы планируется повысить уровень и значение отечественного кино, увеличить производство национальных фильмов, провести модернизацию киностудий, осуществить продвижение киноискусства в регионы.
Художественная ценность и техническое качество кинофильмов, экономические показатели его производства во многом зависят от состава и эксплуатационно-технических свойств используемой техники, в частности от одного из наиболее важных элементов кинематографической системы – киносъемочного аппарата.
До появления современных электронных видеокамер кинокамеры были единственным средством, позволявшим производить запись движущегося изображения для его последующего воспроизведения кинопроектором на экране.
Совершенствование киносъемочных аппаратов и создание новых способствовало развитию киноискусства, появлению новых технологий в кинематографе.
В нашей публикации мы обращаемся к истории развития отечественного киносъемочного оборудования и представляем документы о научных разработках Московского конструкторского бюро киноаппаратуры (МКБК) по созданию и усовершенствованию профессиональной киносъемочной аппаратуры в 1970-е – 1980-е гг. (фонд № 261 «Московское конструкторское бюро киноаппаратуры (МКБК»), а также документы, свидетельствующие о проблемах и совершенствовании специальной киноаппаратуры и разработках в этой области, проводимые НИКФИ в 1980 г. (фонд № 346 – Личный фонд Ю.П. Похитонова – разработчика аппаратурно-технологического комплекса для проведения специальных видов киносъемок). Кроме этого, в публикацию включены документы фонда № 24 «Федерация космонавтики СССР», повествующие о первой киносъемке в космосе, проведенной космонавтом Г.С. Титовым в августе 1961 г.
Проведенный специалистами предприятий и киностудий в 1950-е годы анализ состояния отечественной киноаппаратуры показал, что в эксплуатации находилось значительное количество устаревшего оборудования, не соответствующего требованиям кинопроизводства, а разработка новых его видов осуществлялась медленно.
Для дальнейшего развития кинематографа требовалось принятие мер по разработке новых решений производства современной киносъемочной аппаратуры.
В связи с этим в 1954 г. Советом Министров СССР было принято решение о создании в Москве Конструкторского бюро киноаппаратуры (МКБК) – специализированного предприятия по разработке съемочной и проекционной техники, а в Ленинграде Центрального конструкторского бюро киноаппаратуры (Ленинградское ЦКБ) для разработки проявочных машин, копировальных аппаратов, звукозаписывающих и звуковоспроизводящих аппаратов также другого оборудования, необходимого для проведения киносъемок.
Создание конструкторских бюро явилось началом нового этапа в развитии отечественной киносъемочной аппаратуры и позволило значительно расширить объем разработок новых ее видов.
Одной из основных задач, поставленных перед МКБК, явилась разработка всех видов отечественной профессиональной киносъемочной аппаратуры, что значительно расширило бы объем ее новых видов и способствовало бы дальнейшему развитию этой отрасли.
МКБК проводились научные исследования с целью повышения технических характеристик аппаратуры, расширения ее эксплуатационных возможностей, разработке новых моделей аппаратов.
Наиболее распространенным в это время среди отечественных киносъемочных аппаратов был пришедший в 1954 году на смену ручной камере «КС-50Б» «Конвас-автомат» (1КСР), название которого составлено из фамилии и имени конструктора Василия Константинова.[3] «Конвас-автомат», как наиболее надежный и универсальный киносъемочный аппарат, был самым используемым в кинематографе.
Универсальность его состояла в наличии сопряженного визира[4] сквозной наводки с зеркальным обтюратором[5], до этого не применявшемся в отечественных ручных кинокамерах, а также быстросменных кассетах магазинного типа. «Конвас-автомат» использовался при всех видах съемок, особенно на натуре. Его компактность, модульная конструкция и совершенный видоискатель сделали его наиболее распространенной моделью того времени, производство которой осуществлялось на Московском заводе киноаппаратуры («Москинап») и на Красногорском механическом заводе.
Первая в истории космическая киносъемка во время орбитального 25-часового полета на корабле "Восток-2" была осуществлена космонавтом Г.С. Титовым кинокамерой «Конвас-автомат» через иллюминатор на высоте 244 км в августе 1961 года.
Цветные фотографии Земли из космоса были отпечатаны с 35-мм кинопленки камеры «Конвас-автомат» и занесены в «Дело о рекордах космического полета гражданина СССР Германа Степановича Титова на космическом корабле-спутнике «Восток-2» 6-7 августа 1961 года».
Киносъемка Г.С. Титова на корабле «Восток-2» послужила дальнейшему развитию космической киносъемки и открыла новую страницу в истории мировой кинематографии. Это потребовало развития новых технологий.[6]
В конце 1950-х гг. конструкторы МКБК разработали линейку 35-мм кинокамер: синхронную студийную СК-1, натурную штативную 1КСН и специальную для скоростных и комбинированных съемок lKCK.
Эти аппараты, хотя и не имели системы зеркального визирования, но обладали технологичностью конструкции и высокой эксплуатационной надежностью.
В дальнейшем, уже имея необходимый опыт в создании киносъемочной аппаратуры, МКБК разработало ряд новых оригинальных моделей съемочных камер с наличием зеркальных обтюраторов и с повышенными эксплуатационными характеристиками.
Среди них ручной аппарат «Спутник» (модель 5КСР), предназначенный для производства хроникально-документальных фильмов, который в отличие от аппарата «Конвас-автомат» имел пониженный уровень звука и был оснащен специальной системой управления объективами, что позволяло оператору управлять киносъемочной оптикой, не отрывая рук от рукоятки аппарата.
В 1962 г. был выпущен, разработанный МКБК, новый синхронный павильонный аппарат «Мир» (модель ЗКСС), оснащенный индивидуальным электроприводом кассеты, встроенным кадроотметчиком, системами параллаксного[7] и беспараллаксного визирования. В этом аппарате был использован ряд новых технических решений. В дальнейшем на его основе была разработана модель ЗКСС-М, на базе которой в 1971 г. МКБК при участии НИКФИ[8] создало кинотелевизионный аппарат ЗКСС-У.
Штативная синхронная 35-ммкамера «Эра», серийное производство которой началось в 1964 г., обеспечивала синхронные съемки на натуре для документального кино. Этой камерой снимались все государственные мероприятия, в том числе партийные съезды. Модернизация аппарата в дальнейшем позволила значительно снизить уровень его звука и повысить эксплуатационную надежность.
В 1960-е годы в МКБК был разработан 16-мм ручной узкопленочный аппарат «Кинор» (16СХ), оснащенный сопряженным визиром с зеркальным обтюратором и поворотной лупой сквозной наводки, по техническим характеристикам он превосходил все зарубежные аналоги.
Новые аппараты МКБК отличались высокой эксплуатационной надежностью и соответствовали требованиям кинопроизводства того периода.
В эти годы осуществлялось внедрение новых систем кинематографа – широкоэкранный, широкоформатный, стереоскопический, что требовало разработки соответствующих аппаратов.
В связи с этим с 1964 г. по 1974 г. МКБК совместно с НИКФИ разработали киноаппараты для производства стереоскопических фильмов по системе «Стерео-70»: студийный 70СК-Д и для съемок на натуре 1СШН-Д.
В 1974 г. МКБК была создана 35-мм скоростная камера «Темп», имеющая зеркальный обтюратор, диапазон скоростей до 150 кадров в секунду, постоянную экспозицию при плавном изменении скорости съемки. Этой камерой были сняты многие художественные, научно-популярные и спортивные кинофильмы, в том числе «Хоккей против хоккея» и кинолетопись «Олимпиада-80».
Кроме этого была проведена большая работа, направленная на повышение технических и эксплуатационных характеристик киносъемочной аппаратуры, в результате которой был значительно снижен уровень звука в различных типах киносъемочной аппаратуры: уровень звука аппарата «Конвас-автомат» был доведен до 55 дБА; штативного натурного аппарата «Эра» модели 2КОС – до 36 дБА (в то время это было значительным достижением и превышало характеристики зарубежных моделей); синхронной павильонной аппаратуры – до 26 дБА.
В 1970 г. было выпущено две новые разновидности аппарата «Конвас-автомат»: 1КСР-1М, основное назначение – хроникально-документальное кино, и 1КСР-2М, модель с одним объективодержателем, рассчитанным на работу с тяжёлой оптикой, главным образом вариообъективами и анаморфотной (широкоэкранной). С 1970-х по конец 1990-х годов 1КСР-2М был основной камерой для съемок художественных фильмов.
Московскую Олимпиаду 1980 года киностудии кинохроники почти целиком снимали аппаратами «Конвас-автомат».
Любая из трех существовавших моделей аппарата «Конвас-автомат» была пригодна для съемок фильмов как обычного формата, так и широкоэкранных. Для этого в комплекте имелись две сменные рамки с кадровым окном соответствующих размеров. При съемке широкоэкранных фильмов обычная лупа сквозной наводки заменялась специальной дезанаморфотной, дающей неискаженное изображение. Просуществовав более тридцати лет, «Конвас-автомат» так и не приобрел встроенного экспонометрического устройства[9].
В 1982 г. в МКБК разработало синхронный штативно-плечевой аппарат «Кинор-35С» модели 5КСН для синхронных съемок обычных, кашетированных и широкоэкранных кинофильмов на стандартной перфорированной 35-мм кинопленке. Аппарат отличался широкими функциональными возможностями, низким уровнем шума – 29 дБ при массе 15 кг, был оснащен сопряженным визиром с зеркальным обтюратором, встроенным экспонометрическим устройством, а также полуторными кассетами большой емкости (до 300 метров), позволявшими снимать длинные диалоговые сцены.
После модернизации камеры «Кинор-35С» модели 5КСН в 1984 г. появился аппарат «Кинор-35Н» облегченной конструкции массой 11,5 кг и с уровнем шума 32 дБ, предназначенный для натурных съемок.
Кроме киносъемочных аппаратов МКБК разрабатывало вспомогательное операторское оборудование: опорные средства для кинокамер, штативы хроникальные, студийные и гидравлические, операторские краны с ручными, электромеханическими и гидравлическими системами управления, всевозможные операторские тележки, стабилизирующие устройства и др.
В зависимости от назначения профессиональная киносъемочная аппаратура делится на две группы: общего назначения и специальную.
Одновременно с аппаратами общего назначения в МКБК, а также и в НИКФИ разрабатывались и специальные киносъемочные аппараты.
Но наиболее распространенными в практике работы кинооператоров являются киносъемочные аппараты общего назначения, служащие для выполнения обычных киносъемок в художественном, научно-популярном, хроникальном кинематографе при проведении киносьемок в павильонах, на натурных площадках, в интерьерах, на натуре. В связи этим их разработка осуществляется с учетом определенных требований: они должны быть удобны в работе, обладать малыми массой и габаритными размерами, низким уровнем звука, высокой надежностью. Качество киносъемочного аппарата, использованного при киносъемках, влияет на художественную ценность снятого фильма.
Именно эти задачи и стояли перед разработчиками МКБК в рассматриваемый период (1970-е – 1980-е гг).
К середине 1970-х годов профессиональная киносъемочная аппаратура, разработанная и выпущенная отечественной промышленностью, была представлена значительным числом моделей для всех видов киносъемок, на всех форматах кинопленки, применяемых в профессиональном кинематографе. Наблюдалось создание большого количества разнотипных и однотипных аппаратов с ограниченными технологическими возможностями, отвечавшими иногда только потребностям одного конкретного заказчика (киностудии). Это приводило к большому многообразию отечественной киносъемочной аппаратуры, к появлению различных моделей аналогичного или близкого назначения, к отсутствию базовых конструкций, создавало затруднения в производстве и эксплуатации аппаратуры.
Такое положение было связано с тем, что длительное время не проводились работы по научному прогнозированию дальнейшего развития киносъемочной аппаратуры, анализу и обобщению требований эксплуатации, выявлению оптимального ряда аппаратуры.
Учитывая создавшуюся обстановку, Госкино СССР впервые поставило в 1974 г. перед предприятиями, занимающимися разработкой киносъемочной аппаратуры, задачу провести комплексную научно-исследовательскую работу по теме: «Разработка принципов построения унифицированного ряда киносъемочных аппаратов для профессионального кинематографа».
В числе организаций, работавших над поставленной задачей, было и МКБК, которое совместно с организациями-соисполнителями провело большую работу по всем направлениям этой проблемы.
Для выполнения поставленного задания необходимо было решить следующие вопросы:
Публикацию подготовила Н. Новикова. Набор текста И. Макаревич. Сканирование фото А. Манаков.