Секретный Т2К. Из истории лунной программы Н1-Л3.

12 августа 1971 г. на орбиту Земли был выведен «Космос-434». Под этим безликим названием скрывался беспилотный лунный корабль Т2К № 3. Данной публикацией мы продолжаем рассказ о программе Н1-Л3.

Борьбу за приоритет в космосе в 1960-е—1970- е гг. невозможно представить без знания истории «лунной гонки» двух сверхдержав. РГАНТД хранит уникальные документы по советской лунной программе. Мы продолжаем раскрывать страницы этой истории, по крупицам собирая из фондов архива рассеянные документы ранее полностью засекреченной программы.

Напомним, что для полета к Луне предполагалось создать Лунный комплекс, носивший название Л3 и предназначавшийся для доставки двух советских космонавтов к Луне с посадкой одного из них на ее поверхность. Этот объект должен был состоять из двух отдельных кораблей — Лунного орбитального корабля (ЛОК) и Лунного корабля (ЛК). В состав Л3 также входили ракетные блоки: «Г» (разгон к Луне) и «Д» (доразгон к Луне, вывод Л3 на лунную орбиту и тормозной импульс для посадки Лунного корабля).

На орбите Луны комплекс Л3 разделялся на два корабля. ЛОК с одним космонавтом оставался на лунной орбите, а ЛК с другим космонавтом совершал посадку с последующим взлетом и стыковкой с ЛОК, который затем отправлялся назад к Земле. В конструкции стыковочного узла не было внутреннего люка-лаза, и высаживающийся на Луну космонавт переходил из ЛОК в ЛК и обратно через открытый космос в скафандре «Кречет». При этом второй космонавт помогал ему, облачившись в скафандр «Орлан».

Учитывая большую сложность и риски пилотируемой экспедиции на Луну, было решено провести полномасштабные испытания лунных кораблей сначала на орбите Земли. Для испытаний Лунного орбитального корабля предназначался корабль Т1К, а для Лунного корабля — Т2К. Корабль Т1К массой почти 10 тонн должен был выводиться на орбиту с помощью РН «Протон-К». Для запусков Т2К массой 5,4 тонны была создана РН «Союз-Л» (11А511Л) с надкалиберным головным обтекателем.

На чертеже из фондов РГАНТД (Ф. 6. Оп. 50К. Д. 86. Л. 3), который ранее не публиковался, представлен внешний вид корпуса Т2К, являющегося кабиной космонавта. Корпус имел массу 253,5 кг. Чертеж был утвержден главным конструктором ЦКБЭМ В.П. Мишиным 4 июня 1968 г. В это время работы по созданию комплекса Л3 находились в самом разгаре. При внимательном рассмотрении чертежа видно, что ручка открытия-закрытия люка кабины перенесена на более низкое расположение для удобства космонавта.

В марте 1968 г. утверждается «Программа подготовки экипажей комплекса Н1-Л3» (Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 49). Документ подписали министр общего машиностроения С.А. Афанасьев, председатель Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР М.В. Келдыш, министр здравоохранения Б.В. Петровский, главком ВВС К.А. Вершинин.

Программой предполагалось осуществить подготовку экипажей для следующих пилотируемых кораблей:

 Т1К (корабли № 2 и 3) с экипажем 2 человека для отработки ЛОК и ЛК комплекса Л3 при полете по орбите искусственного спутника Земли (ОИСЗ) совместно с кораблем Т2К;

 ЛОК (корабли № 7, 8, 9) с экипажем 2 человека для отработки комплекса Л3 при полете по траектории Земля-Луна-Земля и на орбите искусственного спутника Луны (ОИСЛ) совместно с ЛК;

 ЛОК (корабль № 10) и ЛК с экипажем 2 человека для осуществления первой экспедиции на Луну.

Из этого документа следует, что испытания Т1К и Т2К по первоначальному плану должны были проводиться, в том числе, с участием космонавтов. Ранее этот факт был неизвестен.

Однако, вскоре от пилотируемых полетов Т1К отказались. Многочисленные аварии при пусках РН «Протон-К» с лунным облетным кораблем 7К-Л1 показали низкую надежность этого носителя. Т1К с космонавтами предполагалось тоже запускать «Протоном», но ракета к этому была еще не готова. Кроме того, изготовление кораблей Т1К и Т2К постоянно задерживалось из-за срыва сроков поставки приборов и оборудования, а также периодических изменений в технической документации.

Из воспоминаний одного из создателей комплекса Л3 В.М. Филина: «Со временем наши руководители в целях экономии средств и времени пересмотрели программу отработки и под давлением нашего министерства стали сокращать экспериментальные изделия. Засомневались и в кораблях Т1К и Т2К. Т1К уберечь не удалось, а Т2К с большим трудом отстояли. В те времена принятие решений зависело больше от авторитета личности, чем от технической необходимости. У нас такая личность была — академик М.К. Янгель, который требовал отработку ракетного блока в невесомости при штатной работе всех систем Лунного корабля. Наши руководители согласились».

В итоге, от запусков Т1К полностью отказались, а на Т2К были проведены испытания основного и резервного двигателей ракетного блока «Е», созданного в ОКБ-586 под руководством главного конструктора М.К. Янгеля. Всего были запущены три беспилотных корабля Т2К.

24 ноября 1970 г. на околоземную орбиту был выведен Т2К № 1, получивший официальное название «Космос-379». 21 февраля 1971 г. был запущен Т2К № 2 («Космос-398»), а 12 августа 1971 г. — Т2К № 3 («Космос-434»). Все три испытательных полета прошли успешно.

РГАНТД бережно хранит документы, относящиеся к некогда совершенно секретной лунной программе Н1-Л3. В частности, в фонде ЦПК им. Ю.А. Гагарина хранится документ «Справочные материалы по летно-конструкторским испытаниям беспилотного космического корабля Т2К № 1» (Ф. 1. Оп. 5-1. Д. 40. Л. 1-8), раскрывающий ход и особенности первого пуска корабля Т2К. В данной публикации этот документ открывается широкому кругу читателей впервые.

На первом и последнем листах этого документа стоит утверждающая подпись летчика-космонавта СССР, полковника, начальника 3-го отдела ЦПК В.Ф. Быковского. В те годы 3-й отдел ЦПК им. Ю.А. Гагарина занимался подготовкой космонавтов по лунной программе Н1-Л3, а также по программе облета Луны на корабле 7К-Л1.

В справочных материалах, которые предназначались для изучения космонавтами и специалистами 3-го отдела ЦПК, приведены основные задачи пуска Т2К № 1, общие сведения о ракетно-космическом комплексе, программа полета и этапы ее выполнения.

Корабль Т2К № 1 имел стартовую массу 5412 кг, после отделения лунного посадочного агрегата (ЛПА) — 4700 кг. Основными задачами испытательного полета Т2К № 1 являлась отработка двукратного запуска и остановки двигательной установки блока «Е», проверка герметичности отсеков и системы их разделения, а также проверка функционирования бортовых систем корабля. Время активного существования космического аппарата составляло примерно 7 суток, до полного израсходования запасов электроэнергии химических батарей.

Лунный корабль (ЛК) был создан и успешно испытан на орбите Земли, но ему не суждено было доставить советского космонавта на поверхность Луны. После четырех аварийных пусков ракеты-носителя Н-1 в 1969-1972 гг. программа Н1-Л3 в 1974 г. была закрыта.

Всего в фондах РГАНТД хранится около 300 документов по теме Т2К: чертежи составных частей и элементов этого космического аппарата, инструкции по установке и монтажу различного оборудования, а также справочные материалы и отчеты по летно-конструкторским испытаниям беспилотного космического корабля Т2К.

С.Х. Шамсутдинов


Поделиться: