Советско-монгольский экипаж «Союз-39»

Начало программы

В 1957 году, когда первый искусственный спутник Земли был выведен на околоземную орбиту, наблюдения за его полетом осуществлялись совместно со специалистами ряда социалистических стран. В последующем было принято решение о расширении международного сотрудничества.

Ваш браузер не поддерживает аудио

Из выступления председателя Совета «Интеркосмос», академика Б.Н. Петрова о сотрудничестве социалистических стран в области космонавтики, 1980. РГАНТД. Арх.№ 180 Фоно.

В 1965 году правительство Советского Союза предложило начать новый этап в области совместного исследования космоса между странами социалистического блока. Программа, объединившая в себе работу стран-участниц по запуску космических аппаратов и проведению пилотируемых полетов на советских космических кораблях и орбитальных станциях, получила название «Интеркосмос», и была принята с целью сотрудничества государств в использовании космического пространства в мирных целях.

Представители народных республик Болгарии, Венгрии, Монголии, Польши, социалистических республик Румынии и Чехословакии, Германской демократической Республики, Республики Куба на встрече в Москве обсудили и определили основные направления и формы совместной работы. На основании достигнутых договоренностей в 1967 году комплексная программа «Интеркосмос» была принята и подписана всеми ее участниками. Согласно программе, ученые и специалисты стран-участниц должны проводить совместные исследования в космической сфере, постоянно действующие смешанные рабочие группы определять планы конкретных видов деятельности, созданные национальные координационные органы осуществлять руководство и контроль.

В ходе планирования космических запусков было принято решение, что граждане всех стран, участвующих в программе, совершат полеты в период с 1978 по 1983 год совместно с советскими космонавтами, согласованы очередность и график полетов. В соответствии с программой космических исследований СССР, работа международных экипажей осуществлялась как экспедиции посещения на долговременную орбитальную научную станцию «Салют-6». Чехословакия положила начало пилотируемых интернациональных стартов, затем в космос полетели представители Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Румынии (Румыния стала последней страной, чей гражданин совершил космический полет к ОС «Салют-6» в 1981 году).

Направления исследований

При запусках космических объектов и совершении пилотируемых полетов эксперименты научного и прикладного значения проводились по нескольким направлениям:

1. Космическая физика. Физика верхней атмосферы и ионосферы, физические процессы в межпланетной плазме и ее взаимодействие с магнитосферой Земли; активность Солнца, солнечная и внесолнечная астрофизика; космические лучи; твердая компонента в межпланетном пространстве, на Луне и планетах; решение геодезических и геофизических задач, возникающих в процессе наблюдения за искусственными спутниками Земли и др.

2. Космическая биология и медицина. Физиология (действие на космонавтов факторов полета, в том числе невесомости), радиобиология (действие космической радиации и поиск средств противолучевой защиты), создание замкнутых экологических систем, системы жизнеобеспечения и др.

3. Космическая метеорология. Использование радиационных данных для обнаружения и прослеживания крупномасштабных возмущений в атмосфере, расчет составляющих радиационного баланса системы Земля-атмосфера, интерпретация телеизображений облачности, создание научной измерительной аппаратуры, теории методов ракетных метеорологических измерений, закономерности формирования полей метеорологических элементов, атмосферные процессы в страто- и мезосфере, явления в ионосфере, погода в тропосфере и др.

4. Космическая связь. Телефонно-телеграфная связь и обмен телевизионными программами посредством спутников связи; объем, скорость и точность передаваемых данных; создание аппаратуры земных станций; новые диапазоны частот и перспективных видов модуляции; оптимизация параметров систем космической связи и др.

5. Изучение природных ресурсов Земли. Разработка эффективных методов и аппаратуры для дистанционного зондирования Земли, рекомендации по их использованию в народном хозяйстве; комплексное изучение Мирового океана, границ ледовых полей, земной поверхности; передача информации с морских и наземных станций; картографирование и др.

Монгольская Народная Республика в «Интеркосмосе»

Монгольская Народная Республика присоединилась к программе «Интеркосмос» в 1965 году. С целью успешного соучастия в программе в Монголии был создан Национальный совет по мирному использованию космического простора при Академии наук, перед которым стояла цель углублённого изучения всех направлений программы «Интеркосмос». К исследованиям в утвержденных областях подключились научно-исследовательские центры АН МНР, профильные государственные агентства и министерства. Подготовительный этап советско-монгольского полета включал разработку научно-исследовательских и экспериментальных программ, отработку их проведения, конструкторские решения для создания необходимой инструментальной базы, составление теоретических и методологических инструкций.

Интернациональный полет состоялся через 16 лет после вхождения Монголии в программу. Монгольская Народная Республика стала 10-й в мире страной, гражданин которой совершил космический полет, одним из государств, использовавших собственные технологии и испытавших инструменты и оборудование отечественного производства в открытом космическом пространстве.

Отбор монгольских космонавтов

Отбор претендентов на космический полет проходил в Монголии в 1977 году. Медицинские и психологические требования к кандидатам, схема проведения набора, сроки его проведения были согласованы с советской стороной. Медицинское обследование проводилось по советской методике.

Потенциальные космонавты проходили три этапа обследования перед специальной комиссией. После первого этапа было отобрано 30 человек, после третьего этапа, в котором принимали участие врачи из Советского Союза, осталось четыре кандидатуры. После посещения МНР академика Б. Петрова, председателя Совета «Интеркосмос», было решено провести дополнительный набор, к которому были допущены как военные, так и гражданские специалисты. В январе 1978 года четверо кандидатов в космонавты (один из них из первого набора) отправились в Москву для прохождения обследований в Центральном военном клиническом авиационном госпитале. После окончания проведения осмотров врачей и испытаний в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина (ЦПК) рекомендованы к допуску трое, из которых двое по решению Политбюро МНРП (Монгольской народно-революционной партии) и стали кандидатами в космонавты от Монголии: Жугдэрдэмидийн Гуррагча и Майдарджавын Ганзориг.

В апреле 1978 года отобранные кандидаты приступили к тренировкам в ЦПК. Майдарджавын Ганзориг вошел в состав дублирующего экипажа вместе с В.А. Ляховым, а первым монгольским космонавтом стал Жугдэрдэмидийн Гуррагча, который совершил семидневный полет в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле (КК) «Союз-39» совместно с советским лётчиком-космонавтом Владимиром Джанибековым.

Экипаж «Союза-39»

Командир КК «Союз-39» — Джанибеков Владимир Александрович. Летчик-космонавт СССР, полковник ВВС СССР, Герой Советского Союза (на момент подготовки к полету на «Союзе-39»). С отличием окончил Ейское Высшее военное авиационное училище по специальности «Лётчик-инженер». С 1970 года — в отряде космонавтов. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полётам на КК типа «Союз» и орбитальных станциях (ОС) типа «Салют», был принят в ряды КПСС, зачислен в отряд космонавтов. Первый полет совершил в 1978 году в качестве командира корабля «Союз-27». С 1978 по 1981 год проходил подготовку в качестве командира экипажа основной международной экспедиции посещения (ЭП-10) на ОС «Салют-6» совместно с монгольскими коллегами.

Жугдэрдэмидийн Гуррагча, космонавт-исследователь, воинское звание — капитан (к 1981 году). Родился 5 декабря 1947 года. В 1968 году был призван в Монгольскую народную армию, через три года направлен на учебу в Советский Союз в школу младших авиационных специалистов. После ее окончания в 1972 году продолжил военную службу на родине. В 1977 году Ж. Гуррагча окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Службу продолжал в должности инженера по авиационному оборудованию в отдельной авиационной эскадрилье Монгольской народной армии. В 1979 году Ж. Гуррагча вступил в ряды МНРП. В ЦПК прошел полный курс обучения в области космонавтики, необходимый для полета в космос (теоретические дисциплины, конструкция и устройство станции и корабля). Стал 101-м космонавтом мира.

Подготовка к полету

Подготовка космонавтов осуществлялась на базе ЦПК им. Ю.А. Гагарина и представляла собой комплекс учебных и воспитательных мероприятий, направленных на поддержание необходимых знаний, навыков, умений и качеств, составляющих основу профессии космонавта. Осуществлялась по трем направлениям:

а) подготовка к выполнению операций по управлению КК и ОС и эксплуатации бортовых систем;

б) подготовка к проведению испытаний космической техники и научных исследований в космосе;

в) подготовка организма космонавта к воздействию факторов космического полета.

Выделяются два основных этапа подготовки космонавтов:

1. Общекосмическая подготовка. Осуществляется по общей для всех космонавтов данного набора программе. Космонавты получают необходимые знания по теоретическим основам космонавтики, изучают конструкцию основных типов пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций и их бортовых систем. В рамках этого этапа космонавты выполняют тренировочные полеты на самолетах и прыжки с парашютом, проводят тренировочные занятия по общефизической, специальной и медико-биологической подготовке.

2. Летно-космическая (непосредственная) подготовка к полету. Осуществляется с целью формирования навыков и умений по управлению космическими аппаратами и всеми его системами. Отрабатываются вопросы взаимодействия экипажа с группами управления и обеспечения полета, приобретается и совершенствуется опыт проведения испытаний космической техники.

По итогам завершения всех этапов подготовки проводится экзаменационная (зачетная) тренировка по конкретной программе для каждого вида экипажа (основного и дублирующего). При этом используется комплексный тренажер, на котором экипажи выполняют основные операции согласно программе полета, позволяющий имитировать ряд функций наземного комплекса управления и обеспечения полета. Здесь экипажем отрабатываются в реальном масштабе времени основные запланированные виды деятельности, его взаимодействие с Центром управления полетом, проигрываются разнообразные штатные и нештатные ситуации, позволяющие найти решения в усложненной обстановке полета.

Готовность № 1

После завершения тренировочного процесса в марте 1981 года на космодром Байконур прибыли основной и дублирующий экипажи «Союза-39» в составе В. А. Джанибекова и Ж. Гуррагчи, В. А. Ляхова и М. Ганзорига (соответственно), которые присутствовали на наблюдательном пункте при старте КК «Союз Т-4» к ОС «Салют-6». Именно с В. Коваленком и В. Савиных, космонавтам «Союза Т-4», предстояло работать на станции советско-монгольскому экипажу.

20 марта на космодроме состоялось заседание Государственной комиссии, на котором были утверждены дата и время запуска ракеты-носителя с космическим кораблем.

Проводить космонавтов в полет на космодром прибыла партийно-правительственная делегация Монгольской Народной Республики. На стартовой позиции на флагштоках были установлены флаги СССР и МНР.

За три часа до старта командир экипажа доложил председателю Государственной комиссии о готовности к полету.

Перед стартом космонавты заявили, что приложат все знания и силы для успешного выполнения программы полета. Ж. Гуррагча сказал, что свой полет он посвящает предстоящему XVIII съезду МНРП и 60-летию победы Монгольской народной революции.

Ракета-носитель с кораблем «Союз-39» стартовала с космодрома Байконур вечером 22 марта 1981 года. Позывной команды — «Памир». 23 марта КК пристыковался к станции «Салют-6».

Космическая вахта

На околоземной орбите был создан научно-исследовательский комплекс «Салют-6»-«Союз Т-4»-«Союз-39», на борту которого объединенный экипаж в течение семи дней выполнял международную программу научных исследований. Общее количество выполненных космонавтами экспериментов — 25. Это стало рекордом за все время существования программы «Интеркосмос».

По традиции на станции продолжались эксперименты, начатые прежними экспедициями посещения: «Атмосфера», «Горизонт», «Терминатор» (изучение передаточных функций и оптических характеристик атмосферы), «Иллюминатор» (оценка изменения характеристик иллюминаторов станции, вызванных длительным воздействием космоса), «Поляризация» (изучение поляризации солнечного света, рассеянного атмосферой и отраженного Землей в космическое пространство).

Джанибеков и Гуррагча провели ряд исследований в области космической биологии и медицины с целью изучения адаптации к условиям невесомости. Самочувствие и работоспособность космонавтов, их реакцию на условия полета определяли медицинские эксперименты «Биоритм», «Опрос», «Восприятие», «Время», «Работоспособность», «Кровообращение», «Нептун» (измерение остроты и глубины зрения), «Воротник» (апробация одного из средств борьбы с нежелательными проявлениями невесомости на позвоночник) и др.

Целью биологического эксперимента «Чацаргана» являлось изучение влияния препарата, изготовленного из облепихи, на липидный и витаминный обмен человека. Эксперимент встал в ряд с подобными по созданию пищевых продуктов, повышающих приспособительные возможности организма.

В рамках геофизических исследований проводились наблюдения и фотографирование территории Монголии для изучения отдельных геологических объектов, труднодоступных мест пустыни Гоби, состояния пастбищ, определения водных ресурсов, обнаружения перспективных для добычи ископаемых районов, выявления земель с нарушенным почвенным покровом и др. Эксперимент «Улан-Батор» позволил определить загрязнение атмосферы над столицей Монголии.

«Голограмма» — включал три опыта, два — по передаче голограмм по телевизионным каналам с борта ОС на Землю и обратно, третий — голографирование объекта в космической лаборатории посредством специальной лазерной голографической установки.

Технологические эксперименты по материаловедению проводились в нагревательной установке «Сплав», где исследовались процессы диффузии и массопереноса в расплаве металла, перераспределение примесей при растворении в воде и кристаллизации сернокислой меди, выращивались монокристаллы в условиях микрогравитации.

Ваш браузер не поддерживает аудио

Сеанс связи экипажа орбитального научного комплекса «Салют-6»-«Союз Т-4»-«Союз-39» с Центром управления полетом 1981. РГАНТД. Арх.№ 223-24/4 Фоно.

26 марта состоялась пресс-конференция с орбитального комплекса, собравшая журналистов в ЦУП и пресс-центре Министерства иностранных дел в Москве, где присутствующие могли видеть участников на экране, задавать вопросы, слышать их ответы. Ж. Гуррагча показал вымпелы и эмблемы различных организаций МНР, значки и медали, посвященные совместному полету. На борт корабля монгольский космонавт брал с собой также картину с изображением героя детской монгольской сказки и пионерский галстук.

30 марта 1981 года работа была окончена, и «памиры» покинули станцию. В этот же день спускаемый аппарат «Союза-39» совершил посадку в степях Казахстана.

Завершение экспедиции

В этот же день космонавты прибыли на космодром Байконур. В аэропорту и рядом с гостиницей «Космонавт» прошли торжественные встречи героев. Была проведена пресс-конференция с участием советских и монгольских журналистов, на которой В.А. Джанибеков и Ж. Гуррагча ответили на вопросы, а монгольский исследователь поделился впечатлениями о пребывании в космическом пространстве и работе на станции. По традиции Ж. Гуррагча посадил на Аллее космонавтов саженец карагача, а Владимир Джанибеков по приглашению монгольской стороны посетил страну с дружеским визитом.

Федерация авиационного спорта СССР, член Международной авиационной федерации, зафиксировала ряд рекордов, установленных в процессе полета и работы совместного советско-монгольского экипажа КК «Союз-39» и экипажа корабля «Союз Т-4» к ОС «Салют-6», в том числе по продолжительности, дальности и высоте полета, а также подтвердила совершенный национальный рекорд МНР.

По итогам полета В. Джанибекову и Ж. Гуррагче присвоены звания Героев Советского Союза (советскому космонавту повторно), звания «Герой Монгольской Народной Республики» с вручением ордена Сухэ-Батора. Ж. Гуррагче — звание «Летчик-космонавт МНР».

«С первого приезда в Советский Союз я познакомился с прекрасными чертами советских людей — сердечностью, добротой, готовностью щедро делиться своими знаниями, опытом с друзьями. И потом, когда мы жили в Звездном городке, готовились к старту, эта душевная щедрость была постоянным нашим спутником...Дорогие Володя (прим.: Джанибеков), Виктор (прим.: Савиных), я никогда не забуду царившую на станции атмосферу внимания, заботы, добрых шуток, снимающих напряжение, ежечасной, ежеминутной помощи...Вы показали мне Монголию с космической высоты, я буду счастлив показать вам мою страну на Земле, познакомить с ее прекрасными людьми.» (из обращения Ж. Гуррагчи в специальном выпуске газеты «Известия», РГАНТД. Ф. 211. Оп. 18. Д. 111).

В публикации были использованы материалы из источников, находящихся на хранении в архиве, сборников «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди» (под ред. Ю.М. Батурина, М.: «РТСофт», 2005), «Страницы советской космонавтики» (научн. ред. Г.С. Нариманов, М.: Машиностроение, 1975), «Космонавтика СССР» (гл. ред. Ю.А. Мозжорин, М.: Машиностроение, Планета, 1986), «По программе «Интеркосмос» (под ред. Г.С. Нариманова, М.: Машиностроение, 1976), справочно-информационный фонд РГАНТД.