История пилотируемой космонавтики. Встреча на орбите: "Союз" и "Аполлон"
15 июля 1975 года с космодрома Байконур стартовал советский корабль «Союз-19» с экипажем в составе А.А. Леонова и В.Н. Кубасова. Через 7 часов 30 минут с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) на орбиту отправился американский «Аполлон». Его пилотировали астронавты Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд. 17 июля впервые в истории космонавтики была осуществлена стыковка космических кораблей, созданных в разных странах.
В «Отчете по результатам экспериментального полета кораблей «Союз-Аполлон»», который хранится в фондах РГАНТД, говорится, что началом работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки космических кораблей и станций послужили переговоры между АН СССР и NASA в октябре 1970 г. А уже 24 мая 1972 г. в Москве было подписано «Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» и достигнута договоренность о проведении первого совместного экспериментального полета кораблей типа «Союз» и «Аполлон» (ЭПАС) в 1975 г.
Для реализации программы ЭПАС требовалось решить массу технических проблем, так как корабли были совершенно несовместимы. В первую очередь, в НПО «Энергия» был разработан и изготовлен специальный андрогинно-периферийный агрегат стыковки АПАС-75. Он был установлен на обоих кораблях. Во-вторых, в «Аполлоне» астронавты дышали чистым кислородом, а в «Союзе» поддерживалась атмосфера близкая к земной. Для решения этой проблемы американской стороной был создан специальный стыковочно-шлюзовой переходный отсек, который выводился на орбиту вместе с «Аполлоном». В этом отсеке создавалась атмосфера, соответствующая атмосфере того корабля, в который космонавты или астронавты осуществляли переход. Так постепенно, шаг за шагом, все технические вопросы были решены. Фактически были созданы новые модификации кораблей «Союз» и «Аполлон».
В Советском Союзе были изготовлены шесть кораблей, которые получили обозначение 7К-ТМ и предназначались для полномасштабных испытаний этой новой модификации. В апреле и августе 1974 г. были запущены два беспилотных корабля. В декабре 1974 г. стартовал «Союз-16» (А.В. Филипченко и Н.Н. Рукавишников), так сказать, для генеральной репетиции. 15 июля 1975 г. полетел четвертый корабль, который и стал «Союзом-19».
Примечательный факт, в этот день на соседней стартовой площадке в полной готовности стояли ракета-носитель с пятым, запасным кораблем. Если бы по какой-то причине сорвался старт «Союза-19», то тогда буквально через несколько часов в полет отправился бы этот резервный корабль с экипажем в составе А.В. Филипченко и Н.Н. Рукавишникова. К счастью, это не потребовалось.
Итак, 15 июля 1975 г. в полет отправился «Союз-19» и в тот же день навстречу к нему устремился «Аполлон». 17 июля американский корабль в активном режиме осуществил стыковку с «Союзом». В течение последующих двух суток экипажи выполнили четыре перехода между кораблями и провели пять совместных научных экспериментов. Во время первой встречи А.А. Леонов и Т. Стаффорд обменялись флагами своих стран, а участвовавшие во встрече члены экипажей подписали совместные свидетельства для Международной авиационной федерации (ФАИ) о выполнении первой международной стыковки. Фото 8 - 11
Кроме того, экипажи провели ТВ-репортажи, с показом интерьеров жилых отсеков обоих кораблей и различных событий полета. После первой расстыковки кораблей был проведен совместный эксперимент «Искусственное солнечное затмение», а затем осуществлена повторная стыковка, но теперь активную роль выполнял «Союз».
19 июля была выполнена окончательная расстыковка кораблей и проведен совместный эксперимент «Ультрафиолетовое поглощение». После этого экипажи совершали полет по автономным программам. 21 июля после шести суток полета приземлился «Союз-19», а 24 июля, через девять суток после старта, завершился и полет «Аполлона».
В фондах РГАНТД на хранении находится большой комплекс документов о подготовке и реализации программы «Союз-Аполлон». В плане-графике проекта ЭПАС перечислены основные этапы работ в период с 1972 г. по 1975 г. Этот график был разработан для обеспечения контроля обеими сторонами хода разработок при реализации проекта.
В рассекреченном документе «План мероприятий по выполнению постановления ЦК КПСС и СМ СССР №25-8 от 5.01.73 г. по созданию двухместного пилотируемого космического корабля 7К-ТМ («Союз-М») перечислены организационные работы по линии Военно-воздушных сил страны. Этот документ публикуется впервые.
На хранении в РГАНТД находятся бортовые инструкции по совместным операциям (на русском и английском языках) для экипажей кораблей «Союз» и «Аполлон». Книга 1 – стыковка и расстыковка; книга 2 – переходы; книга 3 – совместная деятельность. В отдельной книге перечислены возможные нештатные ситуации и порядок действий экипажей по устранению возникших неполадок.
В фотоархиве РГАНТД имеются бортовые фотографии, сделанные во время совместного полета экипажей, а также фотодокументы, посвященные тренировкам экипажей, предполетной подготовке и послеполетным мероприятиям.