Несмотря на то, что самолеты данной серии не имели столь массового производства в отличие от бомбардировщиков Ил-4 и Пе-2, им также нашлось активное применение в годы Великой отечественной войны.
Су-2 отличался от других самолетов большой кабиной, расширявшей угол обзора пилота, и высокой живучестью. Кроме того, при создании самолета использовались шаблоны изготовления основных комплектующих, что позволяло решить технологическую проблему массового производства самолетов. Максимальная скорость полета – 468 км/ч, максимальная дальность полета – 1190 км, потолок – 9 км, экипаж – 2 человека, вооружение – шесть пулеметов ШКАС, бомбовая нагрузка – 200 кг. В период войны было произведено около 1000 экземпляров техники.Настоящим техническим достижением стало создание в 1942 году Як-9 – истребителя, ставшего самым массовым многоцелевым самолетом Великой Отечественной войны. Примечательная особенность самолета А.С. Яковлева заключалась в возможности введения различных технологических вариаций, способствовавших его более широкому применению и удобству производства. «Самолет Як-9 был предельно простым по конструкции и приспособленным для производства в условиях военного времени. Почти все материалы, из которых он строился, вырабатывались в Сибири: фюзеляж – из стальных труб, производимых на местных металлургических заводах, крылья – деревянные – из сибирской сосны», – пишет А.С. Яковлев[15]. Во многом благодаря технической сборке, самолет имел меньший вес, чем Як-1 и Як-7Б, что позволяло усилить его летно-технические характеристики, а также ставить различное вооружение и спецоборудование для выполнения боевых задач: сопровождение бомбардировщиков, ведение воздушного боя, бомбардировка сухопутных войск противника, фоторазведка, использование в качестве учебно-тренировочной машины. Равно, как и Ла-5 Як-9 был крайне опасным противником для немецких самолетов Мессершмитт-109 и Фокке-Вульф-190. Максимальная скорость полета – 598 км/ч, максимальная дальность полета – 1000 км, потолок – 10,4 км, экипаж – 1 человек, вооружение – одна пушка ШВАК, два пулемета УБС. В период войны было произведено около 17 000 экземпляров военной техники.
И, наконец, последний истребитель, о котором также стоит упомянуть – это маневренный и скоростной истребитель Як-3, созданный А.С. Яковлевым в 1943 году. На Як-3 в отличие от Як-1 были улучшены аэродинамические свойства, снижена масса самолета за счет применения дюралюминия, облегчавшего конструкцию самолета. Максимальная скорость полета – 660 км/ч, максимальная дальность полета – 900 км, потолок – 10,8 км, экипаж – 1 человек, вооружение – одна пушка ШВАК, два пулемета УБС. В период войны было произведено до 5 000 экземпляров военной техники. В послевоенные годы Як-3 послужил основной для создания реактивного истребителя Як-15.
Всего за годы войны авиационная промышленность Советского Союза выпустила свыше 125 000 самолетов[16]. В условиях военного времени авиационная промышленность, находясь в эвакуации, смогла конкурировать не только с немецкой военной машиной, но и с научно-технической мыслью других зарубежных стран, показав тем самым свою жизнеспособность.
Благодаря перестройке управления воздушным флотом и административной реструктуризации конструкторских бюро, удалось наладить поточный выпуск военной продукции и сосредоточить основные усилия на изыскании новых технологических решений, при их обязательном серийном освоении. Созданные образцы советской воздушной техники не только внесли значительный вклад в победу над немецкими вооруженными силами и их сателлитами, но и сформировали базу перспективных исследований в авиационной науке, позволивших развить их в дальнейшем в космической отрасли.
Спустя 75 лет мы вновь чествуем выдающихся конструкторов, инженеров, рабочих, фронтовиков. Вновь вспоминаем те неспокойные времена, когда именно от ученых умов зависели судьбы многих советских людей и страны в целом, судьбы солдат и командиров, отдававших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Но эти времена были полны тревогами и волнениями так же, как полны надеждой и энтузиазмом. И как самолеты несли на своих крыльях гибель врагу и мир освобожденной земле, так и сегодня они хранят небесный покой и служат человечеству.
Степанов В.А.