Советские летчики. Байдуков Георгий Филиппович

«Он – из блистательной плеяды тех людей, которых страна, изумленная и восхищенная подвигами советских летчиков – спасением челюскинцев, освоением Северного полюса и сверхдальними перелетами, впервые назвала Героями Советского Союза»

Байдуков Георгий Филиппович родился 26 мая 1907 года в семье путевого обходчика с разъезда Тарышта Омской области.

Георгий Филиппович – летчик, один из организаторов работ в области авиации, ракетной техники и противовоздушной обороны страны, Герой Советского Союза (1936), генерал-полковник авиации (1961), участник Советско-финской и Великой Отечественной войн.

Георгий Филиппович окончил Военно-теоретическую школу в 1926 году, 1-ю Московскую военную школу летчиков в 1928 году, Военно-воздушную академию в 1935 году, Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова в 1951 году.

С 1926 года служил в Рабоче-крестьянской Красной армии.

В 1936 году вместе с лётчиками В.П. Чкаловым и А.В. Беляковым совершил важнейший беспосадочный перелет из Москвы на остров Удд (в настоящее время - остров Чкалов) на самолете АНТ-25. Накануне старта И.В. Сталин лично проверял сведения о погоде на намеченном маршруте: в тридцатые годы беспосадочные перелеты на длительные расстояния были редкостью.

В 1937 году Георгий Филиппович совершил беспосадочный перелет через северный Полюс в США (Ванкувер) вместе с Валерием Чкаловым и Александром Беляковым.

«И вот наступило 18 июня. 01 час 06 минут по Гринвичу. Чкалов отрывает тяжело загруженный АНТ – 25 от взлетной полосы Щелковского аэродрома и берет курс через Северный полюс в Америку. А 19 июня в 04 часа и 15 минут экипаж достигает северного полюса».

От пилотов требовалось виртуозное мастерство, хладнокровие и находчивость, чтобы осуществлять работу в трудных условиях.

Уже в первый день перелета в 07 часов 30 минут после прохождения Череповца откуда-то начало «бить» масло, которое пилоты вынуждены были качать вручную, однако уровень в расходном баке не повышался. В результате повторной проверки обнаружили незначительную поломку – повреждение масломера. Полет продолжался. Полюс экипаж проходил в условиях облачности.

19 июля в 07 часов 10 минут экипаж дал радиограмму: «Москва. Кремль. Сталину. Полюс позади. Идем над полюсом недоступности. Полны желания выполнить Ваше задание. Экипаж чувствует себя хорошо. Привет. Чкалов. Байдуков. Беляков».

Над Канадой самолет встретился с циклоном и антициклоном. «На борту начал иссякать кислород. Чкалов и Беляков отдали остатки кислорода Байдукову, сидящему за штурвалом. На высоте 6000 метров кислород закончился окончательно и Георгий Филиппович перевел самолет на снижение».

Далее самолет шел курсом на Сан-Франциско, однако погода ухудшилась, и было принято решение вернуться в Портленд. В последний момент из-за погодных условий решили сажать самолет в аэропорту Ванкувера.

«Не прошло и трех часов после приземления, как в Ванкувер устремился поток телеграмм. Экипаж поздравили члены Политбюро ЦК ВКП(б). Несмотря на выходной день, приветственную телеграмму прислал президент США Ф. Д. Рузвельт».

Жизнь, наполненная множеством интересных событий, побудила Георгия Филипповича заняться литературным творчеством. Он является автором книг «Наш полет в Америку», «Записки пилота», «О Чкалове», «Через два полюса», «Разгром фашистской эскадры», а также художественной биографии «Чкалов», вошедшей в серию «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». А в 1938 году Г.Ф. Байдуков был принят в Союз советских писателей.

Однако, несмотря на увлечение писательской деятельностью, Георгий Филиппович не оставил основное дело своей жизни.

В годы Советско-финской войны был командиром авиагруппы и авиаполка.

В годы Великой Отечественной войны – командиром авиадивизии и авиакорпуса.

С 1952 года – заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны.

С 1953 года – заместитель начальника штаба Войск ПВО страны по специальной реактивной технике.

С 1955 года являлся первым заместителем начальника 4-го Главного управления Министерства обороны СССР.

С 1962 по 1972 год – начальник 2-го Главного управления Министерства обороны СССР.

Лауреат Государственной премии СССР в 1970 году, депутат Верховного совета СССР с 1937 по 1946 г.

Дважды награжден орденом Ленина, четырежды – Красного Знамени и многими иными наградами.




Поделиться: