Советские летчики. «Нет, что бы ни происходило, испытателю кричать „Прощайте!“ всегда рано!». Анохин Сергей Николаевич - лётчик-испытатель, Герой Советского Союза

«Небо — мир, в котором я живу…»


Анохин Сергей Николаевич — лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1953 г.). Полковник ВВС. Летать начал с 1929 года после окончания Центральной Летной школы Осоавиахима. Работал летчиком-инструктором, командиром отряда Центрального аэроклуба.

После отказа в поступлении в военное училище устроился работать водителем автобуса, по вечерам посещал Московскую планерную школу. В 1934 году выполнил исключительно смелый эксперимент по испытанию на прочность планера «Рот-Фронт-1». После преднамеренного разрушения планера в воздухе Сергей Николаевич осуществил экспериментальный прыжок с парашютом методом срыва со сверхнизкой высоты — 100 метров.


«Предложили проверить на практике, на какой скорости возникает флятор — очень опасная вибрация. Из-за нее, как правило, тогда — в 30-е годы разрушались самолеты. Дали две заданных скорости. На одной из них — 230 километров — предполагалось возникновение флятора. Другая — 300 километров. Забуксировали на высоту километра в три, с этой высоты я постепенно увеличивал скорость, доводил ее до заданной ступеньками. На планере можно достигать большой скорости только при помощи пикирования. Так и было сделано. И вот на скорости 220 он просто взорвался: так быстро возникла вибрация, что он развалился на мелкие осколки. Меня выбросило, даже порвало привязные ремни. Я от обломков ушел, открыл парашют и благополучно приземлился. По существу, это был мой первый испытательный полет.»


С 1936 по 1941 гг. с группой летчиков-инструкторов С.Н. Анохин находился в Турции, обучал турецких спортсменов планеризму и прыжкам с парашютом.
В начале Великой Отечественной войны он являлся командиром звена отряда отдельной планерной авиаэскадрильи ВДВ СССР, совершил более 200 боевых вылетов на планерах в тыл врага, к партизанам.
Роль планеров во время войны недооценивают: это были машины с большой грузоподъемностью. Их активно применяли для полетов в тыл противника, транспортировки партизан, доставки оружия и боеприпасов. Ночью они пролетали линию фронта при помощи самолета-буксировщика и, благодаря маленькой посадочной скорости, садились на небольшие площадки, не приспособленные для самолетов.


«Мне раз пришлось вывезти на планере тяжелораненых партизан. Специально связались тогда с Большой землей и попросили выслать нам летчика, которого я хорошо знал. Знал, что он на эту площадку посадит самолет-буксировщик. Укоротили трос, чтобы можно было больше полезной площади иметь для разбега самолета. Ну, взяли двух партизан. Летели мы без парашютов — тяжелораненые прыгнуть бы не смогли, и мы должны были разделить их судьбу, до конца быть вместе».


Одновременно с боевой работой Сергей Николаевич Анохин занимался испытаниями планеров на опытно-испытательном полигоне ВДВ СССР. В 1942 году провел летные испытания планера А-40 оригинальной конструкции, предназначенного для десантирования легкого танка Т-60 по воздуху.

В военное время не было вместительных самолетов, способных принять груз большого объема. Конструктор Олег Константинович Антонов принял решение о присоединении к танку крыльев, преобразовав его в планер — биплан с двумя крыльями, балками, стабилизатором и двумя рулями управления. После приземления при помощи специализированного устройства «планер» преобразовывался в танк в течение двух минут.


«Один раз я вынужденно сел на аэродром. У самолета-буксировщика закипела вода в моторе, и мне приказали отцепиться. Сел и, конечно, там всех перепугал: никто не ожидал, что сядет такой крокодил.»


С 1943 года Сергей Николаевич Анохин — на летно-испытательной работе в ЛИИ им. М.М. Громова в г. Жуковский Московской области.

В 1945 году при проведении контрольных испытаний на прочность Як-3 произошло разрушение самолета воздухе. С.Н. Анохину удалось спастись, но он получил тяжелые ранения и потерял левый глаз.

В 1947 году после лечения и длительных тренировок он вернулся на летно-испытательную работу в ЛИИ им. М.М. Громова, где провел исследования поведения самолета при подходе к трансзвуковым скоростям на летающих лабораториях с пороховыми ускорителями. Проводились исследования самолётов ЛА ЯК-19, Як-25, Як-30, Як-23 УТИ, Як-50 в ОКБ А.С. Яковлева; МиГ-15/2, Су-15, Су-17, Су-11, И-215, Ла-174, И-320, Як-18, Ту-104, Як-26, Як-28 в ОКБ Генеральных конструкторов А.И. Микояна, П.О. Сухого.

В 1951-1953гг. С.Н. Анохин провел летные испытания аналога самолета-снаряда «КС» («Комета-3»), работал на летных испытаниях высшей степени сложности, испытывал самолеты Ту-16 и Ту-104 на больших углах атаки и сваливании, освоил более 200 типов самолетов и планеров. После окончания летной работы занимал должность начальника методического отдела ОКБ-1 (НПО «Энергия»), заместителем командира отряда космонавтов. Заслуженный летчик-испытатель СССР, знак № 1 (1959 г.). Заслуженный мастер спорта СССР, Лауреат Государственной премии СССР (1953 г.) .
Трижды награжден орденом Ленина, дважды – орденом Красного Знамени, а также орденом Отечественной войны I степени и другими медалями. Именем Сергея Николаевича Анохина в 1969 году названа планета.

«— А выучиться летать трудно?
— Трудно. Выучиться кнопки нажимать и рычаги двигать легко. За день можно запомнить. А выучиться — летать — трудно. Жизнь на это положить надо...»

                                                                 
                                                                                                                                                                                                     Паушкина П.Д.


 

Поделиться: