В этом году исполнилось 90 лет со дня первого представления Театра санитарного просвещения, состоявшегося в 1925 году в аудитории Центрального дома крестьянина в Москве. Была показана сатирическая комедия М.Д. Утенкова[2] «Главпаразит».
Согласно принятому на конференции санпросветработников Москвы и Московской губернии в ноябре 1924 г. постановлению о необходимости создания в Москве центрального театра санитарного просвещения был образован Экспериментальный театр отделения санитарного просвещения Московского губернского отдела здравоохранения («Санпросвета Мосздрава»), который с 1925 г. начал свою деятельность.
С образованием в 1928 году Института санитарной культуры Мосздравотдела театр вошел в систему его учреждений.
До создания театра в Москве существовали отдельные театральные группы и студии, полупрофессиональные театры при домах санитарного просвещении, в задачи которых входили пропаганда и популяризация в художественной форме методов оздоровления труда и быта. С этой целью ставились пьесы на медицинские темы, проводились театрализованные лекции и беседы, санитарные суды[3], «живые газеты»[4], представления «Синей блузы»[5] и др.
Санитарное просвещение, сформированное в СССР в 1920-е гг представляло собой совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
Оно играло большую роль в борьбе с эпидемиями, социальными болезнями, в оздоровлении условий труда и быта в городе и селе, в охране материнства и младенчества и др.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг) задачи санитарного просвещения изменились и были направлены на подготовку населения к санитарной обороне, на пропаганду донорства, ликвидацию санитарных последствий войны, и т.д. Кроме этого, проблемы социального характера также оставались актуальными.
Научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность в области санитарного просвещения осуществлял созданный в 1928 г. Институт санитарной культуры Мосздравотдела, в дальнейшем реорганизованный в Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения.
Театр являлся одной из форм санитарного просвещения, основная задача которого состояла в отражении во всей его деятельности самых главных и значимых проблем охраны здоровья населения.
Предлагаемая публикация документов фонда «Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения» (фонд № 178) знакомит с историей создания в 1920-е гг. Театра санитарного просвещения в Москве, его предназначением, этапами деятельности (1925–1938 гг.; 1942–1947 гг.), его ролью в годы Великой Отечественной войны, когда актеры постоянно выезжали со спектаклями и концертами в части Красной Армии и эвакогоспитали и тем самым поддерживали бойцов.
бликация открывает нам театр определенного назначения, когда и репертуар, и вся его деятельность (постановка спектаклей, концерты, организация кружков и др.) были направлены на пропаганду и агитацию средствами искусства знаний по санитарии и гигиене, на выполнение задач в освещении вопросов оздоровления труда и быта.
Кроме этого, документы знакомят нас с другими методами и театрализованными формами санитарного просвещения: «живыми газетами», санитарными судами и др. Мы узнаем о существовании в то время других аналогичных театров в РСФСР, Украине, Грузии, о деятельности домов санитарного просвещения, где широко использовались различные формы театральных представлений, о роли театра в развитии самодеятельных театральных кружков.
Задачей публикации является познакомить с обстановкой в области санитарного просвещения, проводимого с помощью театрального искусства, включая и малые формы представлений, и отразить его особенности.
В публикуемых документах отмечена роль театров санитарного просвещения в работе по созданию кружков, воспитанию актеров, в организации театральной деятельности в ДСП[6], что являлось одной из обязательных задач театров.
В состав публикации вошли несколько документов фонда № 178: документы театра санитарного просвещения (отчеты, протоколы и др.) и документы института, отражающие его деятельность (обзор, статьи).
Руководство работой театра осуществляло созданное при нем Научно-методическое бюро. Положение о Научно-методическом бюро, принятое 16 января 1925 г., знакомит с содержанием этой работы (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 1. Л. 1–3.).
С вопросами организации театра и его деятельностью в первые годы знакомят тезисы доклада первого директора театра А.З. Народецкого «Санитарное просвещение через сцену», с которым он выступил на Всесоюзном съезде бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей, состоявшемся в мае 1928 г. в г. Ленинграде (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 4. Л. 1–5.), а также его статья «Пять лет работы театра Санпросвета Мосздравотдела» (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 7. Л. 1–13.).
В своем докладе А.З. Народецкий подчеркивает, что популярность театра и спрос на его продукцию, а также влияние театра на клубную работу и самодеятельные кружки определяют жизнеспособность театра. В докладе рассмотрены отдельные формы санитарно-просветительных представлений: санитарный суд, «живая газета», санитарный концерт, пьеса, отмечена работа театра, проводимая с кружками и роль «санпросветокружения» в деятельности театра. Формы и методы «санпросветокружения» – новой обязательной функции театра, заключающейся в организации в фойе передвижных выставок к пьесе, лекций и докладов врачей, авторов представлений, неоднократно рассматривались в работах медиков, посвященных санитарному просвещению. «Санпросветокружение» в театре осуществлялось с целью более углубленного раскрытия содержания пьес. Перед спектаклями иногда проводился сбор вопросов через почтовый ящик и в антрактах зрители получали на них ответы. В статье А.З. Народецкий говорит о создании театра, отмечает, что репертуар театра являлся основой для выполнения поставленных задач в санитарном просвещении. В статье указаны основные проблемы, составляющие тематику театра: советское строительство; строительство здравоохранения; инфекционные заболевания; социальные болезни; нервные болезни; охрана материнства и младенчества; физкультура; строительство нового быта. Но основной объем в тематике пьес и представлений в рассматриваемый период составили социальные проблемы: алкоголизм; венерические болезни; проституция; туберкулез. Автор пишет о том, как составляется репертуар театра и насколько широко в нем отражены вопросы здравоохранения. Тематика репертуара театров санитарного просвещения широко обсуждались на советах и конференциях, списки пьес рассматривались репертуарной комиссией института и только потом утверждались.
В статье председателя Научно-методического бюро Ф.Ю. Берман[7] «Подготовка санпросветрепертуара», рассмотрены проблемы нового театрального фонда, определены методы создания нового санпросветрепертуара и отмечены трудности в его подготовке (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 5. Л. 1–12.). Вместе с этим автор дает характеристику трех этапов развития санпросветрепертуара за 1918–1928 гг. Проведя анализ имеющегося театрального фонда, автор делает вывод о том, что санитарные суды, являвшиеся ранее ощественными организаторами, агитаторами, пропагандистами, как форма театрального представления, потеряли свое влияние и значение для санпросвета, а значение «живых газет» теперь наоборот, усилилось, потому что в этой форме содержатся не только элементы пропаганды, но и вопросы профилактики заболеваний, вопросы гигиены быта, моменты санитарно-культурного воспитания и т.д., что трудно отразить в драматургии.
С проблемами репертуара театра санитарного просвещения, но уже периода военного времени, знакомят включенные в публикацию протоколы заседаний репертуарной комиссии института за 1945 год (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 1. Ед. хр. 278. Л. 2–8об.).
В декабре 1932 г. состоялась объединенная конференция санитарно-просветительных театров РСФСР и Украинской ССР, на которой одной из основных работ театров санитарной культуры была названа агитмассовая работа. В публикуемых протоколах конференции отражено, что с этой целью планировалось усилить работу вокруг каждого спектакля: организовывать лекции, доклады врачей, выставки и т. д.; включать в репертуар театра не только представления малых форм, но стремиться больше ставить художественных пьес (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 8. Л. 1–3; 20–24; 31об.–36). Кроме этого, на конференции поднимался вопрос об участии театров в работе на курортах в санаториях и в домах отдыха с целью привлечения отдыхающих к самодеятельному театральному искусству и таким образом привлекать массы на санитарную работу. В своем докладе руководитель театра Института культуры Шухман подводя итоги работы театра за 8 лет, называет формы театральных представлений, которые использовались театром, и говорит о тематике репертуара театра, отражающую в основном социальные вопросы. Останавливаясь на современном периоде, докладчик говорит о планируемом сотрудничестве с театром имени Е.Б. Вахтангова, о расширении работы вокруг спектакля, о репертуаре и т.д. Это была первая конференция, на которой выступающие разных театров санитарного просвещения обменивались опытом.
По образцу Театра санитарного просвещения возникали аналогичные театры в Ленинграде, Одессе, Тбилиси и других городах Советского Союза, а также театральные самодеятельные кружки.
В 1938 г. Институт санитарной культуры был преобразован из Московского областного в Центральный институт санитарного просвещения Наркомздрава СССР и стал единственным научны центром по санитарному просвещению. В 1938 г. Театр Института санитарной культуры был расформирован. Были ликвидированы и почти все другие аналогичные театры. Одной из причин этого являлась проблема репертуара театра: недостаточно было пьес профиля театра, которые решали бы поставленные задачи в санитарном просвещении. Дальнейшее художественное и культурное совершенствование актеров и повышение художественно-агитационного уровня спектаклей в театре было невозможно в условиях его передвижнической работы.
В период Великой Отечественной войны перед органами здравоохранения в области санитарного просвещения встали новые сложные задачи по предупреждению и ликвидации эпидемиологических заболеваний, подготовке населения к санитарной обороне, по обеспечению санитарной подготовки войсковых частей, санитарно-культурному обслуживанию эвакогоспиталей. В приказе Наркомздрава СССР от 12 ноября 1941 г., определившем задачи санитарного просвещения во время войны, был отмечен наступательный, активный характер санитарной агитации и пропаганды. В связи с этим были пересмотрены методы и формы работы санитарного просвещения. Согласно приказу Наркома здравоохранения СССР Митерева Г.А.[8] в мае 1942 г. был организован театр малых форм, в задачу которого входили широкая пропаганда и агитация в художественной форме санитарно-оборонных, противоэпидемических и общегигиенических знаний и вопросов охраны здоровья детей. Перед театром стояла и другая ответственная задача – стать центром, вокруг которого должны быть созданы самодеятельные санитарно-просветительные театры на местах и самодеятельные театральные кружки. Используя репертуар театра Института они оказывали бы большую помощь в работе санитарного просвещения. Театр Института имел две группы: взрослую, куда входили актеры-профессионалы, и детскую, которая состояла из детей-школьников в возрасте 8–14 лет.
В 1943 г. в Информационном письме Центрального института санитарного просвещения в НКЗ СССР рассмотрена деятельность театра и его значение в первый период существования и за истекший год. Театр, как средство санитарной агитации, играет особую роль в период войны. Тематика его репертуара отражает героическую работу медиков на фронтах Отечественной войны. В письме подведены итоги работы и взрослой группы и детской (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 20. Л. 1–3об.).
В справке о работе театра за 1942–1943 гг отражены результаты деятельности театра за 10 месяцев, отмечены его выступления в эвакогоспиталях, в войсковых частях, на предприятиях. Представлен репертуар, состоящий из оборонного раздела и противоэпидемического. (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 19. Л. 6–9).
Значение театра в период войны рассмотрено также в статье С. Сапожниковой «ЦИСП за три года Отечественной войны», подготовленной в 1944 г. и в «Обзоре о работе ЦИСП за годы войны. 1941–1945 г.», вышедшем в 1946 г.
В 1947 году театр Центрального института санитарного просвещения был ликвидирован и одной из проблем этого явилось отсутствие соответствующего репертуара и отсутствие возможности создания новых пьес. Но театром был сделан очень большой вклад в развитие театральной деятельности кружков, созданных им, и он оставил после себя множество действующих в этой области самодеятельных коллективов, которые, получив накопленный опыт и знания в театральном искусстве, еще очень долго продолжали вносили свой вклад в оздоровление населения.
Публикацию подготовила Н. Новикова.
Набор текста И. Макаревич, О. Мещерякова.