ЧЕМБРОВСКИЙ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1923 – 2000)
Ф. 234. 713 ед. хр., 2 оп., 1924 – 2000 гг.
Специалист по альтернативным транспортным и энергетическим системам и самолетостроению, председатель секции новых видов транспорта Научного совета РАН, доктор технических наук (1963), профессор (1965), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1991), участник Великой Отечественной войны. Окончил аэроклуб Ленинградского района г. Москвы. Работал техником-экспериментатором в Центральном институте авиационного моторостроения (1940 – 1941). Окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского (1950). Работал ведущим конструктором и руководителем спецгруппы в 1-м Научно-исследовательском институте (НИИ-1) Министерства авиационной промышленности СССР (1952 – 1954), затем перешел в аппарат Министерства обороны СССР (1954 – 1956). В должности начальника Управления истребительной авиации в головном институте противовоздушной обороны (ПВО) (1957 – 1971) руководил работами по определению характера космических целей и их динамических характеристик для проектирования комплексов противокосмической обороны. Занимался разработкой кибернетических устройств для космического корабля «Союз-9», изучал орбитальные («космические») самолеты. Избран Президиумом АН СССР на пост заместителя председателя Президиума Дальневосточного научного центра АН СССР (1972 – 1974). Как директор Всесоюзного научно- исследовательского института перспективных видов транспорта (1975 – 1985) руководил исследованиями и разработкой высокопроизводительных и высокоскоростных транспортных систем на магнитной и воздушной подвеске с автономными и неавтономными двигателями при фиксированной траектории движения. Возглавлял государственную экспертизу Госплана СССР по исследованиям рациональных схем комбинированных летательных аппаратов. В 1987 г. возглавил секцию новых видов транспорта в Комиссии по проблемам транспорта при Президиуме АН СССР. В 1990-е гг. работал генеральным директором Научно-производственного объединения / Научно-технического центра (НПО / НТЦ) «Альтернатива», занимавшегося разработкой альтернативных транспортных систем и источников энергии. Автор более 200 научных трудов, изобретений и монографий.
Документы научной, научно-педагогической и творческой деятельности: рабочие записи и черновики по различным темам исследований и проектам; статьи, доклады, обзоры по общим вопросам воздухоплавания, авиации, космонавтики, энергетики, общетеоретическим вопросам физики, геофизики, аэродинамики и др.; рецензии, отзывы на опубликованные работы коллег, журналистов и др.; документы по защите диссертаций учениками О. П. Чембровского; афиши вечеров и встреч с его участием (1947 – 2000).
Документы изобретательской деятельности: документы по альтернативным транспортным системам и летательным аппаратам (дирижаблям, экраноходам, стратопланам и др.), проектам энергоблоков системы ТОКВИСТ – «Торнадо», самолетостроению, газовой промышленности (авторские свидетельства, отчеты, описания, проекты, рефераты, технические задания, справки об изобретениях, заключения и др.) (1941 – 2000). Документы служебной, научно-организационной и общественной деятельности: документы о работе директором Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института (ВНИИПИ) «Транспрогресс», Самостоятельного проектно-конструкторского отделения (СПКО) «Энергоаэротранс», НПО / НТЦ «Альтернатива» и руководителем секции новых видов транспорта Комиссии по проблемам транспорта АН СССР (договоры, соглашения, протоколы, служебные письма, приказы, справки, докладные записки, решения, соглашения и др.); документы о деятельности в Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского и др. общественных организациях (служебные письма, протоколы, уставы, отчеты, справки и др.) (1972 – 2000).
Документы к биографии: справки (об окончании школы, о допуске к секретным работам), дипломы, аттестаты, служебные письма, списки научных трудов и изобретений, характеристики, сведения о биографии; документы о присуждении почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР»; отрывок из книги о О. А. Чембровском автора Т. В. Машкович «Эстафета поколений»; отзывы, рецензии, статьи и воспоминания о научно-изобретательской и организационной деятельности О. А. Чембровского; почетные грамоты, поздравления (адреса, телеграммы, открытки и др.), приглашения, благодарности, извещения; имущественно-хозяйственные документы (1944 – 2000).
Переписка: письма О. А. Чембровского и О. А. Чембровскому по служебным и научным вопросам (альтернативные транспортные системы и летательные аппараты, авиастроение, воздухоплавание, энергетика); об отце фондообразователя А. И. Чембровском – генеральном консуле СССР в Чехословакии в 1937 – 1939 гг.; письма бытового характера (1969 – 1999). Документы других лиц: служебные письма, приказы, отзывы, рецензии, статьи различных авторов на темы космонавтики, авиации, воздухоплавания, астрономии, новых видов транспорта, энергетики, экологии, борьбы с озоновыми дырами (1947 – 1999).
Документы, отложившиеся в фонде: документы, собранные фондообразователем для своих работ и по интересующим его темам исследований; документы о коллегах, сотрудниках и др. лицах; дарственные надписи фондообразователю (1947 – 2000).
Документы родственников: биографические документы отца – А. И. Чембровского (в т. ч. о его участии в Гражданской войне) и матери – А. И. Чембровской (1924 – 1969).
Коллекция: иллюстративные материалы (фотоснимки, рисунки, схемы, чертежи) по альтернативным транспортным системам, средствам воздухоплавания и авиации, средствам неракетной космонавтики, воздушно-космическим транспортным системам, проекту энергоблока «Торнадо» (1970 – 1990-е).
ЧЕРНИКОВ КОНСТАНТИН ЕВГЕНЬЕВИЧ
(1935 – [после 2007])
Ф. 390. 186 ед. хр., 1 оп., 1985 – 2000 гг.
Специалист в области ракетно-космической техники, ветеран КБ «Салют» Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева (ГКНПЦ им. М. В. Хруничева). Окончил Московский авиационный технологический институт по специальности «Авиаприборостроение» (1959). Работал в Опытно-конструкторском бюро № 52 (ОКБ-52) под руководством В. Н. Челомея, занимаясь проектированием технологической оснастки для изготовления деталей различных приборов, работал в Московском электромеханическом институте Министерства морского флота СССР в отделе по разработке гироскопов для ракет и подводных лодок (1960 – 1961). В 1961 г. перешел в ОКБ-23, ставшее филиалом № 1 ОКБ-52 (впоследствии Конструкторское бюро «Салют»). Ведущий по системе управления ракеты-носителя, разрабатываемой под руководством Н. А. Пилюгина. Работал в отделе анализа результатов летных испытаний, участвовал в испытаниях и пусках ракеты-носителя «Протон». Входил в состав Главной оперативной группы управления при Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (впоследствии Ракетно-космической корпорации «Энергия»). Участвовал в работах при пилотируемых полетах космических кораблей «Союз-9», «Союз-10» и первых долгосрочных космических станциях «Салют», в первом космическом геофизическом эксперименте «Мираж». После 1991 г. вошел в состав соисполнителей государственной космической программы Российского космического агентства, сначала по теме, разработчиком которой являлся Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш), впоследствии – самостоятельным исполнителем по теме «Теллура». С момента начала работ по сборке в космосе Международной космической станции работал специалистом по долгосрочному планированию полета функционального грузового блока.
Документы служебной деятельности: документы о создании перспективной космической системы дистанционного зондирования Земли и других проектах – документы КБ «Салют» совместно с другими организациями (предложения, проекты, программы и др.); документы (отчеты, предложения) по научно-исследовательской работе «Зонд», ее составным частям: «Теллура» и др.; документы организаций и ведомств по ракетно-космической тематике, космическим исследованиям, мониторингу Земли и околоземного космического пространства; приказы КБ «Салют»; документы по проектированию и эксплуатации функционального грузового блока (ФГБ) «Заря» и его стыковке со служебным модулем (СМ) «Звезда» и модулем «Node-1» (Unity) Международной космической станции (МКС); о полетах к МКС многоразового транспортного космического корабля «Спейс Шаттл» STS-88 (шаттл «Индевор») – первой строительной миссии НАСА по программе сборки МКС (1988 – 2000).
Документы, собранные фондообразователем: брошюры, статьи и другие документы по ракетно-космической тематике, проспекты о космической технике КБ «Салют», НПО «Вега-М», Научно-исследовательского института точных приборов, Научно-исследовательского института прикладной механики и других организаций (1985 – 1999).
ЧЕРТОК БОРИС ЕВСЕЕВИЧ (псевдоним – ЕВСЕЕВ)
(1912 – 2011)
Ф. 36. 2150 ед. хр., 9 оп., 1927 – 2009 гг.
Ученый в области систем управления ракетно-космической техникой, соратник С. П. Королева (с 1945), доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР (1968), академик Международной академии астронавтики, академик РАН (2000), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской премии (1957) и Государственной премии СССР (1976). Окончил Московский энергетический институт (МЭИ) по специальности «Инженер-электрик» (1940). Работал в Опытно-конструкторском бюро главного конструктора В. Ф. Болховитинова, на заводе № 84, на заводе № 293 и в 1-м Научно-исследовательском институте (НИИ-1) Министерства авиационной промышленности СССР (1940 – 1945). В 1945 – 1947 гг. находился в командировке в Германии, где руководил группой советских специалистов по изучению ракетной техники в советско-германских ракетных институтах «Рабе» и «Нордхаузен». С 1946 г. работал в Особом конструкторском бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством С. П. Королева (впоследствии Научном исследовательском институте № 88 (НИИ-88)/Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) / Научно-производственном объединении «Энергия» (НПО «Энергия») / Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» им. С. П. Королева) в должностях: заместитель главного инженера НИИ-88, заместитель начальника отдела систем управления, начальник отдела – заместитель главного конструктора, заместитель начальника предприятия, начальник филиала № 1. В дальнейшем – руководитель комплекса по бортовым комплексам управления и электрическим системам изделий ракетно-космической техники (РКТ), заместитель генерального конструктора по бортовым комплексам управления и электрическим системам изделий РКТ (1966 – 1992). Главный научный консультант РКК «Энергия» (1992 – 2011). Основные работы Б. Е. Чертока связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Под его руководством созданы системы управления спутников серии «Молния» и «Космос», межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», «Луна-9» с мягкой посадкой, «Электрон», «Зонд», кораблей «Восток», «Союз-Т», «Буран», орбитальных станций «Салют» и «Мир», тяжелого носителя «Энергия». Преподавал в Московском высшем техническом училище (МВТУ) им. Н. Э. Баумана (1947 – 1978), в Московском физико-техническом институте (МФТИ) заведовал кафедрой «Управление движением» факультета аэрофизики и космических исследований (1978 – 2011); разработал и читал курсы «Системы управления летательными аппаратами», «Прикладные вопросы теории информации», «Техника больших систем», «Большие ракетно-космические системы управления». Председатель специализированного ученого совета по присуждению кандидатских степеней, член специализированного докторского совета и экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК), председатель секции навигационных систем и чувствительных элементов Научного совета по проблемам управления движением и навигации АН СССР/РАН. Автор более 200 научных трудов и изобретений, монументального труда по истории космонавтики «Ракеты и люди» в 4 книгах (1994, 1996, 1997, 1999).
Документы научной и творческой деятельности: документы по вопросам нештатных ситуаций, систем спутниковой связи, современных космических систем, навигации с автографами и правками С. П. Королева, ведущих конструкторов НПО «Энергия» и др.; рукописи, авторские документы, справки, лекции, статьи, воспоминания, заметки и др.; рабочие материалы по техническим разработкам, чертежи первого советского ракетного самолета БИ и других конструкций; материалы по подготовке книги в 4 томах «Ракеты и люди» – черновые варианты глав и разделов, рабочие и подготовительные материалы; рабочий вариант IX раздела книги «История РКК «Энергия» им. С. П. Королева» и рабочие документы к нему; научные статьи, доклады, выступления, интервью; рабочие материалы, использованные при подготовке книг, докладов, лекций, выступлений, статей и др. (для участия в академических и других чтениях; в мероприятиях, организованных в связи с юбилеями основоположников отечественной космонавтики и др.), отзывы и замечания на книги и научные работы (1927 – 2009). Документы служебной и общественной деятельности: документы по работе на заводах № 84 и № 293 авиационной промышленности (в т. ч. описание изобретений, переписка, рабочие записи), в НПО «Энергия»; документы с резолюциями С. П. Королева, В. П. Мишина, Ю. П. Семенова; материалы рабочих совещаний в РКК «Энергия» им. С. П. Королева, докладные записки и др.; документы по деятельности в АН СССР и РАН (программы научных сессий РАН, документы о выборах действительных членов РАН и член-корреспондентов и др.), документы об участии в научных чтениях, конгрессах, конференциях, семинарах (приглашения, программы, повестки дня, тезисы докладов и др.); рабочие материалы к производственным совещаниям, справки, записные книжки, блокноты, ежедневники и др. (1928 – 2007).
Документы педагогической деятельности: материалы по работе в МФТИ – служебные письма, приказы, расписание занятий по кафедре управления движением, список дипломников, документы об организации учебного процесса, справки, списки выпускников и профессорско-преподавательского состава, тексты экзаменационных билетов и др. (1968 – 1993). Документы к биографии: характеристики, автобиографии, справки, документы об учебе в МЭИ им. В. М. Молотова (рукописи, лекции, отчеты о работе, рабочие записи), записные книжки, именная визитная карточка, приглашения, пригласительные билеты, юбилейно-поздравительные документы, записные книжки (1935 – 2005).
Документы других лиц: статьи, рабочие записи, чертежи, рукописи и опубликованные документы, переписка, заметки, рабочие материалы и др. (1927 – 2007).
Документы, отложившиеся в фонде: документы о включении в число студентов МЭИ им. В. М. Молотова; газета «Известия» от 31 января 1943 г.; бюллетени, информационные материалы и др. (1930 – 2007).
Переписка: письма Б. Е. Чертоку от различных корреспондентов и письма Б. Е. Чертока различным адресатам по служебным и личным вопросам, в т. ч. о книге «Ракеты и люди», о подготовке к публикации статей, о взятии интервью, об участии в научных чтениях, конференциях и других мероприятиях, связанных с историей космонавтики и авиации (1964 – 2008). Фотодокументы: портретные снимки Б. Е. Чертока, его матери – С. Ф. Явчуновской, его жены – Е. С. Голубкиной и сыновей – В. Б. Чертока и М. Б. Чертока; снимки Б. Е. Чертока в рабочей и домашней обстановке, на отдыхе, на природе (в лесу, в горных туристических походах, на лыжных прогулках), с родственниками, друзьями, коллегами, специалистами ракетно-космической отрасли (в т. ч. С. П. Королевым), космонавтами, во время совещаний в НПО «Энергия» и Опытно-конструкторском бюро МЭИ, посещения полигона «Медвежьи озера», на различных официальных мероприятиях (юбилеях, Дне космонавтики, собраниях, пресс-конференциях, научных чтениях и др.); снимки в послевоенном Берлине, Бляйхероде и Нордхаузене во время командировки в Германию в группе специалистов по изучению ракетной техники в 1945 – 1947 гг.; снимки ракет-носителей, искусственных спутников Земли и других объектов ракетно-космической техники; снимки VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г., праздничных демонстраций 7 Ноября и 1 Мая; видовые снимки Кавказа, Подмосковья, Москвы, Ленинграда, Нижнего Новгорода, Калуги и других городов, памятников культуры и архитектуры, природных ландшафтов (1940-е – 1989).
Документы Б. Е. Чертока в составе Коллекции фонодокументов: 4 ед. хр. (№№ 617, 619, 1067, 1238), 1988, 1991.
Воспоминания о создании и развитии отечественной РКТ, о Главных конструкторах.
ЧУТКО ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
(1928 – 2009)
Ф. 375. 265 ед. хр., 1 оп., 1934 – 2007 гг.
Журналист, писатель, заместитель главного редактора журнала «Изобретатель и рационализатор». Окончил Московский авиационный институт (1952), порядка двадцати лет проработал в опытных конструкторских бюро авиационной и оборонной промышленности. Писал (в т. ч. под псевдонимом И. Вишняков) рассказы, очерки и статьи об истории науки и техники; несколько десятков его работ опубликованы с 1962 г. в журналах «Знамя», «Знание – сила», «Техника – молодежи», в сборниках «Молодая гвардия» издательства «Современник» (в т. ч. под псевдонимом И. Вишняков). Автор документально-художественных книг «Красные самолеты» – о советском авиаконструкторе Р. Л. Бартини (1978), «Мост через время» – об авиаконструкторах А. С. Москалеве и Р. Л. Бартини и конструкторе воздушно-десантной техники П. И. Гроховском (1985). В 1993 – 2009 гг. работал заместителем главного редактора журнала «Изобретатель и рационализатор».
Документы творческой деятельности: книги, написанные фондообразователем, – «Красные самолеты» и «Мост через время», избранные страницы и отрывки из книг, варианты отдельных глав, подготовительные материалы (наброски, расшифровки бесед и др.); аннотации, отзывы и рецензии на эти книги; сценарии документальных фильмов, художественные рассказы, документальные очерки, научные и биографические статьи, рецензии на работы других авторов (1957 – 2007).
Документы изобретательской деятельности: авторское свидетельство на изобретение «Клепальный молоток» (1972).
Документы служебной деятельности: документы о награждении; протокол общего собрания трудового коллектива редакции журнала «Изобретатель и рационализатор» (1989 – 1993).
Документы к биографии: автобиография, почетная грамота от Союза журналистов СССР, дипломы «Лучший журналист года» и «Почетный член общества», записные книжки, еженедельники (1946 – 1998).
Переписка: служебные письма И. Э. Чутко (1967 – 1984).
Фотодокументы: снимки летательных аппаратов (легкомоторных самолетов, махолетов, мускулолетов, экспериментального планера «Кашук», истребителя И-14 и др.), авиаконструкторов С. В. Ильюшина, Р. Л. Бартини и др. (1940 – 1987).
Документы, отложившиеся в фонде: документы болгарского офицера, изобретателя пулемета Х. Николова-Спасова; очерки конструктора воздушно-десантной техники П. И. Гроховского; документы авиаконструктора и создателя ракетной техники П. А. Ивенсена – приказы, распоряжения, протоколы, руководство для авиаконструкторов – нормы прочности самолетов в 1947 г. (1934 – 1979).
Документы других лиц: книги, повести, рассказы, очерки, статьи различных писателей и журналистов (1951 – 2006).