ГИРД-РНИИ-шарашка (1931–1944)
С.П. Королёв впервые прочитал научные работы К.Э. Циолковского в 1929 г. После знакомства в 1931 г. с Ф.А. Цандером, который в то время разрабатывал реактивный двигатель, у Королева возникла идея создать планер с реактивным двигателем – ракетоплан. В сентябре 1931 г. энтузиасты нового ракетного дела, среди которых теперь оказался и С.П. Королёв, создали Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима. Возглавил эту общественную организацию Ф.А. Цандер. Сами гирдовцы, шутя, называли себя группой инженеров, работающих даром.
ГИРД состоял из четырех бригад. С.П. Королёв возглавил бригаду по разработке ракетного планера РП-1 на основе серийного планера БИЧ-11 с двигателем ОР-2. Он также вошел в состав технического совета ГИРД. В 1932 г. деятельность Группы стала финансироваться сначала Осоавиахимом, а затем военным ведомством – управлением военных изобретений. ГИРД получил помещение для своей работы – подвал дома №19, строение 2 по Садово-Спасской улице в Москве.
28 марта 1933 г. от тифа умер Ф.А. Цандер, и ГИРД возглавил С.П. Королёв. 17 августа 1933 г. был осуществлен первый успешный запуск ракеты ГИРД-09 конструкции М.К. Тихонравова. Ракета массой 20 кг на гибридном топливе (сгущенный бензин и жидкий кислород) поднялась на высоту 400 метров. 25 ноября 1933 г. была запущена первая советская жидкостная ракета ГИРД-Х конструкции Ф.А. Цандера, поднявшаяся на высоту 80 метров. Она весила 30 кг и работала на спирте и жидком кислороде.
В сентябре 1933 г. приказом Реввоенсовета в Москве был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) путем объединения московского ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Начальником РНИИ был назначен И.Т. Клейменов, а его заместителем – С.П. Королёв. В январе 1934 г. сотрудники ГДЛ переехали в Москву для продолжения своей работы в составе РНИИ. В столицу приехал и В.П. Глушко, назначенный начальником сектора по ЖРД. Вот здесь в РНИИ впервые встретились Сергей Королёв и Валентин Глушко, ставший впоследствии главным конструктором по созданию мощных ЖРД.
В начале 1934 г. Королёв был переведен на должность руководителя отдела ракетных летательных аппаратов. Под его руководством были созданы крылатые ракеты 212 и 217. В отделе также велись работы по ракетоплану РП-318-1 (первый полет с работающим двигателем состоялся 28 февраля 1940 г.).
27 июня 1938 г. по ложному доносу С.П. Королёв был арестован и через три месяца осужден на 10 лет за контрреволюционную деятельность. В апреле 1939 г. был этапирован на Колыму, на золотой прииск Мальдяк. Родители и супруга Королева всячески добивались пересмотра приговора, заручившись поддержкой известных на всю страну летчиков В.С. Гризодубовой, М.М. Громова и авиаконструктора А.Н. Туполева.
В июне 1940 г. дело по обвинению Королёва было пересмотрено и срок заключения сокращен до 8 лет. После этого он был направлен в ЦКБ-29 при НКВД – шарашку – так называли в те времена конструкторские бюро и заводы лагерного типа, в которых трудились тысячи осужденных ученых, конструкторов и инженеров. Под руководством А.Н. Туполева, также осужденного, Королёв участвовал в создании бомбардировщика Ту-2. В ноябре 1942 г. он был переведен в ОКБ-16 в Казани также лагерного типа. Занимался оснащением боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. В 1943 г. участвовал в испытаниях ракетных ускорителей для бомбардировщика Пе-2. 27 июля 1944 г. Президиумом Верховного Совета СССР было принято постановление о досрочном освобождении С.П. Королёва. Лишь в апреле 1957 г. Сергей Павлович Королёв был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.