Фонд под номером З94 представляет собой коллекцию документов Охтинского порохового завода, наследником которого в наши дни является Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт химии и механики". ГНЦ РФ ЦНИИХМ был создан в 1931 г. на базе Центральной научно-исследовательской лаборатории № 84 (ЦНИЛ-84) Военно-химического треста, ведущей отсчет своей истории с 1894 г., с момента организации Центральной химической лаборатории Охтинского порохового завода. В XIX в. петербургский Охтинский пороховой завод – крупнейшее и передовое производство России, главный поставщик различных сортов порохов для армии и флота; научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и, позднее, ракетостроения. Среди без малого полутора тысяч «охтинских» дел, охватывающих период с 1865 по 1940 гг., есть старинные чертежи, обладающие одновременно технической, исторической и своеобразной эстетической ценностью.
На одном из чертежей мы можем увидеть изображение мортиры. Этот вид вооружения, представлявший собой прототип современных гаубиц, появился в армии Российской империи в 1895 г. Тогда в армейский обиход были введены полевые мортиры (лёгкие, крепостные и береговые) различных калибров (6, 8, 9 и 11 дюймов).
День артиллерии и подпись к одному из представленных документов (рис. 5) дают повод вспомнить славное имя Александра Петровича Энгельгардта (1836–1907) – русского военного деятеля, выдающегося учёного-артиллериста, почётного члена Михайловской артиллерийской академии. В конце XIX в. важнейшим направлением развития артиллерии стало увеличение скорострельностью, чему способствовало изобретение и внедрение бездымных порохов, поэтому Охтинский пороховой завод наращивал свои обороты. Ведущие военные державы, в том числе и Российская Империя, активно вели работы по созданию скорострельных полевых артиллерийских орудий. Существенный технологический прорыв в России удался именно генерал-лейтенанту А. П. Энгельгардту. Созданная им система, получила название "системы ускоренной стрельбы".
В новой версии орудия прицел устанавливался не руками, а при помощи специального подъемного прицельного механизма. Двурогая мушка заменила старую коническую и обеспечила более точный прицел. Подъемный механизм не изменился, но для точной наводки по горизонтали был добавлен еще один – поворотный. Благодаря ему орудие поворачивалось по боевой оси на 4 градуса (по два в каждую сторону). В итоге изменение конструкции лафета, а конкретно – вынесение вперед линии прицеливания и подъемного механизма прицела – привело к увеличению скорострельности почти вдвое! Семь – восемь выстрелов вместо четырех, которые давали пушки образца 1877 года, стали бесспорным достижением. В будущем полевые 87-мм пушки образца 1895 г. сыграли заметную роль в развитии русской артиллерии, они стали переходным этапом на пути к скорострельным полевым орудиям нового поколения, послужили в войне с Японией, были задействованы в Гражданской войне и напоминали о себе в Зимнюю (финскую) войну 1939–1940 гг.
С. Иванова