К осени 1960 г. стало ясно, что к первому космическому полету необходимо усиленно готовить лишь небольшую группу кандидатов, имеющих самые лучшие результаты по общей подготовке и тренировкам.
Следует заметить, что долгие годы в СССР был засекречен полный состав первого, как мы сейчас говорим, Гагаринского, отряда космонавтов. После триумфального исторического полета Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года еще 11 космонавтов первого отряда совершили полеты в космос. Последним из них и 12-м по счету стал В.В. Горбатко. Фамилии восьми оставшихся летчиков, состоявших в отряде космонавтов, оставались неизвестными многие годы.
В 1976 г. вышла книга космонавта Г.С. Шонина «Самые первые», в которой автор назвал своих сослуживцев по отряду, но только по именам. При этом он дал краткую характеристику каждому из восьми космонавтов, «оставшихся за кадром», и упомянул об их дальнейшей судьбе. Книга Шонина имела большой успех среди читателей, увлеченных космической тематикой.
В 1986 г. писатель Я.К. Голованов в нескольких номерах газеты «Известия» опубликовал очерк под названием «Космонавт № 1». Эта публикация имела эффект «разорвавшейся бомбы» среди любителей космонавтики. Впервые в нашей стране были опубликованы фамилии нелетавших космонавтов из первого гагаринского отряда.
Голованов в своей публикации также впервые рассказал о том, что к первому пилотируемому полету готовилась группа из шести кандидатов: «Когда был создан корабль-тренажер и привлеченный Сергеем Павловичем в качестве инструктора-методиста летчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай начал на нем занятия с космонавтами, стало ясно, что тренировать всю «двадцатку» неудобно, трудно, да и дело идет слишком медленно. Посовещавшись, С.П. Королев, Е.А. Карпов и Н.П. Каманин, который с лета 1960 года вплотную занялся подготовкой космонавтов, решили выделить небольшую группу – шесть человек – для ускоренной подготовки к первым полетам. Сделать это было нелегко: все летчики оправдывали надежды, которые на них возлагали. В конце концов была сформирована первая группа космонавтов в следующем составе: Варламов, Гагарин, Карташов, Николаев, Попович, Титов».
Я.К. Голованов писал очерк в основном на основании рассказов космонавтов и сотрудников ЦПК и ОКБ-1, так как многие документы в то время всё еще имели гриф «Секретно». Не имея полной информации, Ярослав Кириллович допустил неточность – в первой группе В.С. Варламов не состоял.
Лишь в 2009 г. был рассекречен «Доклад начальника ЦПК Е.А. Карпова о подготовке слушателей-космонавтов специальной группы к первому полету человека в космос». Документ был составлен в январе 1961 г. и сейчас хранится в РГАНТД (Ф. 1. Оп. 8-1. Д. 20).
С текстом доклада можно ознакомиться по ссылке:
В докладе перечислен состав спецгруппы для подготовки к первому космическому полету, а именно: В.Ф. Быковский, А.Я. Карташов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов. Кроме того, указаны два приказа Главкома ВВС, на основании которых была создана спецгруппа.
В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации хранятся приказы, выписки из которых представлены РГАНТД, за что мы выражаем благодарность сотрудникам и руководству ЦАМО.
В приказе № 00176 от 11 октября 1960 г. говорится:
«В целях форсирования подготовки человека к первому космическому полету приказываю:
1. Образовать специальную группу слушателей-космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС. Состав группы:
капитан Быковский В.Ф.
капитан Карташов А.Я.
капитан Николаев А.Г.
капитан Попович П.Р.
ст. лейтенант Гагарин Ю.А.
ст. лейтенант Титов Г.С.
2. Подготовку указанной группы слушателей-космонавтов включить к 15 декабря 1960 г.».
Однако вскоре в составе этой первоначальной группы произошло изменение. В докладе Е.А. Карпова говорится, что А.Я. Карташов, у которого после испытания на центрифуге при 9-кратной перегрузке возникли обильные кровоизлияния в подкожную клетчатку спины, был отстранен от дальнейших тренировок и выведен из состава спецгруппы. В январе 1961 г. он находился на повторном обследовании в Научно-исследовательском авиационном госпитале (НИАГ).
Приказом Главкома ВВС № 00220 от 27 декабря 1960 г. капитан А.Я. Карташов в спецгруппе был заменен ст. лейтенантом Г.Г. Нелюбовым.
Я.К. Голованов пишет в своем очерке: «После первой же тренировки на центрифуге с 8-кратной перегрузкой врачи обнаружили на спине Карташова покраснения. Сначала подумали, что это случайность, но на последующих тренировках диагноз подтвердился: петехии – точечные кровоизлияния. Это было неожиданностью: красивый голубоглазый Анатолий был олицетворением силы и здоровья. Но приговор медиков был неумолим: его отчислили. Я считаю, – говорил мне Герман Титов, – что с Толей Карташовым медики перестарались. Это прекрасный летчик, и он мог стать отличным космонавтом. Если бы он проходил все испытания, которые проводят сегодня, то, безусловно, выдержал бы их...».
Таким образом, на основании документов, хранящихся в РГАНТД и ЦАМО, точно установлен состав группы кандидатов для выполнения первого космического полета.
С.Х. Шамсутдинов