15 ноября 1909 года родился Борис Борисович Кудрявцев (1909–1996) – специалист в области химии, физической химии, ультразвука, доктор химических наук (1945 г., диссертация по молекулярной акустике), профессор, первый декан Инженерного физико-химического факультета и первый заведующий кафедрой химической физики Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева (1949), автор многочисленных теоретических трудов. Б.Б. Кудрявцев был действительным членом Московского общества испытателей природы, членом ВАК, организатором акустической лаборатории на кафедре физики в Московском областном педагогическом институте (1950), известным лектором в Политехническом музее, автором более ста статей и интереснейшей монографии по ультра-aкустике (переведена на немецкий язык), автором первого в СССР учебника по курсу молекулярной физики (1949, переведен на японский язык) и ряда научно-популярных книг.
Юбилейная дата (115 лет со дня его рождения) дала повод обратиться к материалам личного фонда видного советского ученого и просветителя, хранящимся в РГАНТД. Личный фонд Ф. 426 включает в себя документы научной и творческой деятельности (диссертации, научные труды Кудрявцева Б.Б.); научные статьи, опубликованные в разных изданиях; лекции по научным темам, творческие работы, научно-популярные книги Кудрявцева Б.Б. и отзывы на них (1932 – 1966), а также документы изобретательской деятельности, материалы биографического характера, фотографии, материалы, собранные ученым для личного использования в работе.
В этом объемном собрании есть несколько по-особому уникальных папок. Оказывается, архивы не только раскрывают тайны, но, иногда, умеют улыбаться. Много улыбок оказалось «на сохранении» в четырех папках кудрявцевского личного фонда (Ф. 426, Оп. 1-10, дела 162-165), содержащих альбомы и подборки юмористических рисунков, стихов и шуток к «капустникам». Большая часть из них относится к 50-м годам XX века, т.е. к периоду насыщенной научной, преподавательской и общественной деятельности Бориса Борисовича. Это время принято называть послевоенным, когда страна всеми силами восстанавливала экономику и нормальную мирную жизнь. Также этот период вошел в историю как время «оттепели», когда после доклада Н.С. Хрущёва на ХХ съезде партии «О культе личности и его последствиях» произошли значительные изменения в общественной и социальной жизни страны. Именно этим периодом, 1957 г., датируется шуточный альбом рисунков профессора Кудрявцева «Дела и дни»: 1957 год.
В страну возвращался смех (первая юмористическая передача популярного по всей стране проекта «КВН» вышла в эфир 8 ноября 1961 года). Борис Борисович был одаренным художником-любителем, а эпоха выпускала на свободу юмор: он отразился в его рисунках и шаржах.
В них озорно представлены реалии того времени. В шутках и тестах обыгрываются разные темы, в том числе бытовая семейная жизнь, будни академической «кухни», запуски советских космических аппаратов «Спутник-1» и «Спутник-2» (4 октября и 3 ноября 1957 года), приход в квартиры советских людей телевидения (модель «КВН-49-4» лидировала с 1953 по 1958 г.).
С одной стороны, это всего лишь веселые рисунки и папки текстов для капустников, но, с другой, – реальное свидетельство радикальных исторических и политических перемен в СССР. Маленький альбом может много рассказать о Большой истории, о непростых судьбах людей XX в.
Шутнику-профессору Кудрявцеву из той прошлой жизни было что вспомнить. В 1946 г. Б.Б. Кудрявцев принимает предложение занять должность заведующего кафедрой физики Военной академии химической защиты, одновременно работая по совместительству профессором в МХТИ. Накануне нового назначения на важную для его работы и освободившуюся должность на кафедре физической химии cпецфакультета МХТИ, «куда следует» полетели доносы, один из них и сегодня поражает своей нелепостью: доноситель «сообщал», что для подготовки студентов переведена и издана под редакцией Кудрявцева книга «известного мракобеса» С. Глесстона «Теоретическая химия». Но так как «внутреннему» Особому отделу было известно имя и корыстные мотивы доносителя, делу не был дан ход и ареста не последовало. Однако с должности заведующего кафедрой в МХТИ Б.Б. Кудрявцева в 1951 г. все-таки сняли.
В 1950-е годы Борис Борисович интенсивно сотрудничал с кафедрой физики Московского областного педагогического института (МОПИ) и организовал в его стенах акустическую лабораторию. В этот же период Кудрявцев очень талантливо и увлекательно пишет научно-популярные книги, неоднократно переиздававшиеся и переведенные на множество языков, которые по сей день интересно читать. Среди них: «Михаил Ломоносов» (1955), «Василий Петров» (1952), «Простые опыты с ультразвуками» (1954), «Неслышимые звуки» (1958), «Первоначала вещей» (1955), «Биография Великана» (1967, посвящена истории науки).
Однако в начале 1960-х гг. в карьере Б.Б. Кудрявцева вновь сгустились тучи. Когда работа его уникальной лаборатории была налажена, происходит «странное»: работы Кудрявцева исключаются из плана им же созданной лаборатории. Борис Борисович тяжело переживал это событие, так как его лишали возможности вести серьезную экспериментальную работу. От стресса у него развивается стенокардия. Драматичность ситуации усугубляется сознательно нанесенным ударом по его авторитету: в 1964 году, его, первого декана, не пригласили на празднование 15-летия ИФХ факультета, который был, по сути, его детищем! В итоге – инфаркт и последующий год безуспешной борьбы с болезнью. Весной 1966 года Кудрявцев умирает от инсульта в возрасте 56 лет.
В папке с текстами для капустников хранится машинописный листок со стишком и советом «беречь нервы».
Прочитаем его – и улыбнемся, хотя и с грустью, так как совет этот самому Б. Кудрявцеву помочь не мог, несправедливость ранила его смертельно.
Сведения о жизни Бориса Борисовича присутствуют в публикациях и сети Интернет, но это стандартные, почти официальные биографии. Фотографий на удивление мало, сложно найти даже портрет, из публикации в публикацию «гуляет» один и тот же старый размытый снимок, но даже на нем видна мягкая, немного застенчивая улыбка и умные глаза. Тем ценнее шуточная часть кудрявцевского архива и автошарж из упомянутого альбома 1957 года. Автор сам иронизировал над своей шарообразной лысой головой, но, уверены, понимал цену работавшего в ней интеллекта.
P.S.
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ: Борис Борисович Кудрявцев, 1909 – 1996. Умный, образованный, творческий, целеустремленный, веселый человек. Место встречи с его архивом – РГАНТД, Москва, Профсоюзная, 82.
С. Иванова