«Салют-4», выведенный на орбиту 26 декабря 1974 г., стал второй орбитальной космической станцией по советской программе гражданских пилотируемых станций.
Первая экспедиция, прибывшая на станцию на корабле «Союз-17» (А.А. Губарев – командир экипажа, Г.М. Гречко – бортинженер), проработала на ней 29 дней (с 12 января по 9 февраля 1975 г.). Это был рекорд по длительности пребывания в космосе для советских космонавтов, но мировой рекорд на тот момент – 84 дня – принадлежал американцам, астронавтам из экипажа орбитальной станции «Скайлэб-4».
В РГАНТД хранятся фотодокументы из категории особо ценных, на снимках повседневная жизнь первого экипажа на борту «Салюта-4»: работа, прием пищи, тренировки для поддержания здоровья и физической формы, специфика пребывания в невесомости. На одном из фото: результат успешного эксперимента – горох, выращенный в гидропонной установке «Оазис», этот горох стал первым растением, выросшим из семян до взрослого стебля в космических условиях.
Интересные детали интерьера жилого отсека станции - на фотографиях № Д1-34 цв., Д1-35 цв., Д1-36 цв.: «красный уголок» с лозунгом про успехи в IX пятилетке (1971–1975 гг.), вымпелом, картами Земли и звездного неба, вахтенным журналом и другой бортовой документацией, фотографией космонавта В.М.Комарова, трагически погибшего при возвращении из космического полета в 1967 г. Также в «красном уголке» - рисунок Мальчиша-Кибальчиша, выполненный Надей Рушевой (1952–1969) – талантливой юной художницей, создавшей множество иллюстраций к литературным произведениям и скоропостижно скончавшейся в возрасте 17 лет. Г.М. Гречко показал этот рисунок с борта станции по телевидению 31 января 1975 г., в день рождения Нади – это была первая демонстрация из космоса работы, созданной художником. Г.М. Гречко так сказал об этом в своей книге «Космонавт № 34. От лучины до пришельцев»: «В красном уголке у нас было два портрета – фотография космонавта Владимира Комарова и рушевский Мальчиш-Кибальчиш. Они оба были героями – и Комаров, и Кибальчиш. <…> Весь месяц полета они были нашими спутниками. Я считаю большой удачей, что мне пришла в голову идея взять в полет рисунок Нади Рушевой. В широко открытых глазах Мальчиша есть человечность, хрупкость, но есть и сила, стойкость. Он живой. Рисунок не просто помогал нам работать в космосе, он жил рядом с нами».
И.Л. Макаревич