Всего было запущено два корабля 3КД: автоматический № 1 для летно-конструкторских испытаний в условиях космического полета (запуск – 22 февраля 1965) и пилотируемый № 4 с космонавтами П.И. Беляевым и А.А. Леоновым (18 марта 1965 г.), который получил официальное название «Восход-2». Корабли 3КД выводились на орбиту с помощью ракеты-носителя 11А57.
В РГАНТД хранятся конструкторские документы по кораблю 3КД, некоторые из которых мы сегодня публикуем впервые.
На чертеже (Ф. 6. Оп. 87-2. Д. 254. Л. 2) представлен общий вид космического корабля 3КД под головным обтекателем в масштабе 1:10. Корабль состоял из двух отсеков: спускаемого аппарата (поз. 1) и приборного отсека (поз. 7). На чертеже также указаны: пороховой ракетный двигатель (ПРД), который являлся резервной тормозной установкой корабля для схода с орбиты (поз. 3), монтаж кабелей (5), антенна (11), стяжная лента (13), пневмосистема воздушно-кислородная (16). На чертеже стоит подпись заместителя главного конструктора ОКБ-1 Е.В. Шабарова.
В примечании к чертежу указано, что вес объекта [корабля] в полностью заправленном состоянии должен быть не более 5685 кг. Фактическая масса «Восхода-2» составляла 5682 кг.
На чертеже (Ф. 6. Оп. 87-2. Д. 266. Л. 1) изображен корпус спускаемого аппарата корабля 3КД в масштабе 1:5. Указан вес корпуса – 350,25 кг. На чертеже обозначены: оболочка нижняя (поз. 1), люк № 1 (поз. 2), крышка (8), шпангоут (19), переходное кольцо (20), оболочка верхняя (39), люк № 2 (40).
На чертеже спускаемого аппарата корабля 3КД (Ф. 6. Оп. 87-2. Д. 262. Л. 1а) указана нумерация люков: № 1 – для посадки экипажа в корабль на стартовой позиции и покидания спускаемого аппарата после приземления, № 2 – для парашютной системы, № 3 – для шлюзовой камеры «Волга».
Генерал Н.П. Каманин в своих космических дневниках записал, что самым опасным в период 1961–1965 гг. являлся полет «Восхода-2». И это действительно так. В то время никто не знал, как будет себя чувствовать космонавт во время свободного полета вне кабины корабля.
В Институте авиационной и космической медицины был составлен документ под названием «Перечень медицинских показаний, при которых необходима досрочная посадка корабля "Восход-2"». Этот ранее секретный документ РГАНТД также публикует впервые.
В перечень были включены 10 возможных нештатных ситуаций (см. документ Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 38). На первом месте указано предобморочное и обморочное состояние космонавта, а также резкие вестибулярные расстройства, ведущие к потере работоспособности. Следует отметить, что командир экипажа П.И. Беляев был подготовлен ко всевозможным нештатным ситуациям.
В случае если бы во время выхода в открытый космос А.А. Леонов вследствие эмоциональной и физической нагрузки потерял сознание или работоспособность, то П.И. Беляев должен был войти в шлюзовую камеру, и подтягивая фал, втянуть Леонова сначала в камеру, а затем в кабину корабля. После этого экипаж должен был срочно совершить посадку на Землю.
К счастью, ни одна из нештатных ситуаций данного перечня не случилась. Космонавт Алексей Архипович Леонов выполнил поставленную перед ним задачу – совершил выход в космическое пространство и вернулся обратно в корабль, проявив при этом смекалку. Чтобы вернуться обратно в шлюзовую камеру он снизил давление в скафандре, вошел в шлюз головой вперед, вопреки инструкции, а затем сумел развернуться в камере диаметром всего один метр.
Миссия экипажа «Восхода-2» была успешно выполнена, и выход в открытый космос А.А. Леонова вошел в историю космонавтики, как абсолютное мировое достижение нашей страны.
С.Х. Шамсутдинов