Когда знакомишься с биографическими материалами о Леонове, с воспоминаниями о ходе его подготовки к легендарному полету, складывается впечатление, что, помимо полного профессионального соответствия и отличной физической формы, Алексей Архипович был выбран для особой космической миссии неслучайно, как говорится с «дальним прицелом». Почему именно он? Представляется, и не без оснований, что именно его «глаз художника» мог быть полезен наряду со сложнейшими приборами, а может быть, в определенных обстоятельствах, и в большей степени, чем они.
В Центре управления полетами никто не знал тогда с ЧЕМ Леонову предстоит встретиться, и как поведет себя техника (и она действительно «повела себя», в том числе подвела, если говорить о несовершенной фотокамере). Но цепкая, сверх-чуткая, нестандартная «оптика» художественно-одаренного человека в сочетании с его навыком рисования для оперативной фиксации увиденного, совершенно справедливо и прагматично была приравнена к ценному и активному ресурсу для предстоящего грандиозного научного прорыва. Возможно, Леонову-художнику доверяли не меньше, чем Леонову–космонавту. Таким образом, леоновское рисование было запланировано «в плюс» к фотографированию, именно плюсом и оказалось. Космонавт обдумывал, что взять с собой, чем рисовать. Выбор пал на карандаши, так как в условиях невесомости они оставались единственным средством для беспроблемной и оперативной фиксации впечатлений и цветопередачи. Космические цвета, фантастический спектр увиденного, по мнению Леонова, фотокамера, даже совершенная, передать НЕ могла. В течении всей последующей жизни Алексей Архипович пытался вновь и вновь отобразить ни с чем не сравнимую по цветности и яркости космическую палитру. Леонов вспоминал: «А вокруг Земли на картине – голубой пояс атмосферы. Пояс ровно четыре градуса! Я, знаете, как замерял? Я сделал палетку с размером Луны и посчитал, что высота пояса составила четыре ее величины. Цвет я точно определил с помощью аномалоскопа, прибора, который определяет цветовое зрение человека. По науке замерял время, в которое делал зарисовки. Так что цвет Земли – не выдуманный, а такой, как есть на самом деле". У Леонова были любимые художники, с ними ощутимо особое эстетическое и эмоциональное родство, которое он не раз сам упоминал: «Когда корабль движется со светлой стороны на темную – таким космос увидел бы и написал Рокуэл Кент, когда с темной на светлую – так написал бы космос Николай Рерих».
Живописное наследие Алексея Архиповича условно делится на две основные части: его собственные картины и работы, созданные в многолетнем соавторстве с народным художником РСФСР Андреем Константиновичем Соколовым (1931–2007), произведения которого хранятся в Третьяковской галерее и др. музеях. Уникальный творческий тандем космонавта-художника и художника-фантаста запечатлел особую красоту сложных космических кораблей и станций, спутники и звёзды, невероятные цветовые гаммы солнечной короны и северного сияния.
В Советском Союзе большой популярностью пользовалась созданные художниками 14 почтовых марок и серии художественных открыток на космическую тематику. Теперь они – предмет гордости и большого интереса коллекционеров. Еще одна, но уже символическая встреча Соколова и Леонова, состоялась вновь именно в Третьяковской галерее, когда в 2017 году в дар музею Алексей Архипович передал две свои работы. Это торжественное событие широко освещалось в российской прессе. Кроме того, леоновские работы хранятся в российских городах: в Гагарине (17), в Кемерово (70; там художник много лет поддерживал районную школу детского творчества для детей с нарушением работы опорно-двигательного аппарата), а также в собрании Дрезденской галереи, в галерее Хьюстона. Кроме космической живописи, Леонов для души обращался и к другим темам и жанрам. Всего им написано более 200 произведений.
Но в его творческой биографии есть совершенно особая страница, говорящая нам не только о многогранности его таланта, но и об уровне его Личности. Лишь на первый взгляд покажется странным, что легендарный советский космонавт в конце своего земного пути написал несколько икон, не скрывал своего религиозного мировоззрения и православного вероисповедания. Вероятно, именно опыт пребывания в космосе мог пробудить у него религиозное чувство. Леонов в Космосе Божественное не увидел, но ощутил. И не забыл. Этот опыт был реализован в дальнейшем, когда к нему обратились с просьбой написать икону для космонавтов (идея сотрудничества принадлежала директору Мемориального музея-квартиры св. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятелю Петро-Павловского храма в с. Сомино протоиерею Геннадию Беловолову и была поддержана настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца на Байконуре отцом Сергием). Первая икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» была написана в 2013 году, за 40 дней, для Байконура, позднее подобные иконы (точные списки с первой) были написаны для храмов других космодромов. Один из образов сегодня находится в Плесецке, в Свято-Андреевском храме в мемориальном комплексе на месте гибели Гагарина. И вновь в судьбе Алексея Архиповича возник удачный творческий союз, на этот раз – с иконописцем и художником-академистом Валерием Шкодой. Образ «Богоматерь Космическая» не противоречит православному канону, но продолжает его, Леонов вновь оказался случайно-неслучайно первым. Космос – слово греческое (κόσμος) и переводится как «мир» и «порядок», его и хранит Богородица, изображенная на фоне земного шара, такого, каким видел его Алексей Архипович; на ее образе – Крест, он же символ мира, состоящий из двух космических кораблей.
Леонов имеет впечатляющий список официальных званий и наград, в начале которого: Дважды Герой Советского Союза (1965, 1975), генерал-майор авиации (1975), лауреат Государственной премии СССР (1981), почетный гражданин нескольких городов мира, кавалер множества орденов … В него совершенно законно должно быть вписано еще одно звание, присвоенное искусствоведами в объективном соответствии с уникальным местом Леонова в истории искусства: основоположник космической живописи. Этот бесспорный факт мы дополним еще одним: самый скромный основоположник. Он никогда не претендовал на «величие», лишь стремился успеть поведать землянам нечто важное, пережитое о Космическом пространстве. Алексей Архипович не раз повторял: если бы в его жизни не случилось покорения космоса, то точно бы осталась живопись. Теперь мы – ее благодарные наследники. Но по большому счету выбирать Леонову не пришлось: пусть не сразу, но со временем Космос вдумчиво наполнил Живопись, а Талант вдохновенно работал на развитие Космонавтики.
С. Иванова