К 85-летию НПО им. С.А. Лавочкина

27 апреля 1937 г. постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) СССР на базе мебельной фабрики в г. Химки Московской области был создан авиационный завод № 301. Такой выбор не был случайным. В те годы в самолетостроении широко применялись материалы из древесины. В конце мая 1939 г. при заводе было образовано ОКБ-301 для создания скоростного истребителя ЛаГГ-3 под коллективным руководством авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. Этот самолет стал первой и последней совместной работой этих конструкторов. Затем их пути разошлись, каждый возглавил свое конструкторское бюро.

В 1941 г. авиазавод № 301 был эвакуирован в Новосибирск на авиазавод № 153 и производил истребители Як-1, Як-7, а также детали для ЛаГГ-3. В апреле 1942 г. ОКБ-301 с частью коллектива вернулось в Химки. Остальные работники в 1942-1943 гг. были переведены в г. Горький (ныне — г. Нижний Новгород) в состав ОКБ-21 под руководство С.А. Лавочкина.

За годы Великой Отечественной войны в ОКБ-21 были созданы несколько серийных истребителей — Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. В 1941-1945 гг. в СССР с конвейеров сошли 22,5 тыс. истребителей конструкции Лавочкина. Каждый третий советский самолет-истребитель того времени был «лавочкинский». В историю вошли многократные примеры выдающегося мастерства и отваги в бою летчиков-асов, Героев Советского Союза И.Н. Кожедуба, А.И. Покрышкина, А.П. Маресьева. Они громили врага на самолетах конструкции Лавочкина.

В октябре 1945 г. С.А. Лавочкин вернулся в г. Химки, получив назначение на должность начальника ОКБ-301. В конце 1940-х годов в ОКБ-301 были разработаны многие опытные реактивные истребители, а также серийный истребитель Ла-15 и беспилотный аппарат Ла-17.

1950 г. стал переломным годом в работе ОКБ С.А. Лавочкина. Решением правительства именно его коллективу было поручено задание особой государственной важности — разработать и создать зенитные управляемые ракеты (ЗУР) для первой советской системы С-25 противовоздушной обороны (ПВО) страны. В 1955 г. вокруг Москвы была развернута система ПВО «Беркут» с «лавочкинскими» ракетами — ЗУР «217М» и «218».

В последующие годы ОКБ Лавочкина работало над целым рядом уникальных проектов, существенно опередивших свое время — межконтинентальной крылатой ракетой «Буря», высокоскоростным перехватчиком-ракетоносцем Ла-250, ЗУР «400» комплекса «Даль».

9 июня 1960 г. Семен Алексеевич Лавочкин скоропостижно скончался от сердечного приступа на южном полигоне Сары-Шаган во время испытаний ракет комплекса ПВО «Даль». После его смерти решением Правительства СССР ОКБ-301 получило новое наименование — Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина. В 1962–1964 гг. завод был филиалом № 3 ОКБ-52, которым руководил В.Н. Челомей, и занимался разработкой ракет для ВМФ.

В 1965 г. предприятие было передано в Министерство общего машиностроения СССР и стало заниматься космической тематикой. 2 марта 1965 г. главным конструктором Машиностроительного завода им. С.А. Лавочкина был назначен Г.Н. Бабакин. В том же году С.П. Королёв передал Бабакину свои работы по межпланетным и лунным автоматическим аппаратам.

С именем Г.Н. Бабакина связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью автоматических станций. Космические аппараты, созданные на предприятии, впервые осуществили мягкую посадку на Луну. Станции «Луна-16» и «Луна-20» произвели автоматический забор и доставку на Землю образцов лунного грунта. Впервые в мире самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли, совершил длительный многокилометровый поход по Луне. За успешное выполнение Лунной программы коллектив ОКБ и завода в 1971 г. был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.

Начиная с 1967 г. к Венере стартовали автоматические межпланетные станции (АМС) «Венера-4» — «Венера-7», созданные под руководством Г.Н. Бабакина. Посадочному аппарату «Венеры-7» в 1970 г. впервые в мире удалось достичь поверхности планеты и передать данные о температуре и давлении с места посадки, а также газовом составе атмосферы.

После смерти Г.Н. Бабакина 3 августа 1971 г. ОКБ возглавил новый главный конструктор — С.С. Крюков. В этот период предприятие, получившее наименование Научно-производственное объединение (НПО) им. С.А. Лавочкина, занималось созданием АМС «Марс-4» — «Марс-7». Две из них стали искусственными спутниками Марса.

В последующие годы в НПО им. С.А. Лавочкина были созданы станции «Вега-1» и «Вега-2», которые передали на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея, аппараты «Фобос» для изучения спутника Марса. Начиная с 1980-х годов на предприятии были созданы и запущены три большие космические обсерватории — «Астрон», «Гранат» и «Спектр-Р». В настоящее время на орбите работает «Спектр-РГ». Научные результаты, полученные этими космическими аппаратами, вошли в историю мировой астрофизики.

Кроме того, в НПО им. С.А. Лавочкина были созданы КА «Прогноз», метеорологические «Электро-Л», «Арктика» и многие другие космические аппараты, а также разгонный блок «Фрегат». В этом году специалисты предприятия готовят к запуску АМС «Луна-Глоб» («Луна-25»).

В РГАНТД на хранении находится фонд НПО им. С.А. Лавочкина, который содержит 3460 единиц хранения за период 1961–1976 гг.

С.Х. Шамсутдинов

Галерея

  • Авиаконструктор С.А. Лавочкин. РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.123
    Авиаконструктор С.А. Лавочкин. РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.123
    1/8
  • Авиаконструктор С.А. Лавочкин. РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.121. Л.2
    Авиаконструктор С.А. Лавочкин. РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.121. Л.2
    2/8
  • Авиаконструктор С.А. Лавочкин. РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.121. Л.1
    Авиаконструктор С.А. Лавочкин. РГАНТД. Ф.348. Оп.5. Д.121. Л.1
    3/8
  • С.А. Лавочкин и дважды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. 1944 г. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 5. Д. 122.
    С.А. Лавочкин и дважды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. 1944 г. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 5. Д. 122.
    4/8
  • АМС «Луна-9», совершившая первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны. 1970. РГАНТД. Арх. № 1-23037
    АМС «Луна-9», совершившая первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны. 1970. РГАНТД. Арх. № 1-23037
    5/8
  • «Луноход-1» на сборке в НПО им. С.А. Лавочкина. 1970. РГАНТД. Арх. № 0-60 цв
    «Луноход-1» на сборке в НПО им. С.А. Лавочкина. 1970. РГАНТД. Арх. № 0-60 цв
    6/8
  • Монтаж АМС «Вега» на космодроме Байконур. 1986. РГАНТД. Арх. № 0-6338 цв
    Монтаж АМС «Вега» на космодроме Байконур. 1986. РГАНТД. Арх. № 0-6338 цв
    7/8
  • Комета Галлея. Снимок получен с АМС «Вега-2» в момент сближения с небесным телом. 9.03.1986. РГАНТД. Арх. № 1-4042цв
    Комета Галлея. Снимок получен с АМС «Вега-2» в момент сближения с небесным телом. 9.03.1986. РГАНТД. Арх. № 1-4042цв
    8/8
Поделиться: