27апреля 1937г. постановлением Совета Труда иОбороны (СТО) СССР набазе мебельной фабрики вг. Химки Московской области был создан авиационный завод №301. Такой выбор небыл случайным. Втегоды всамолетостроении широко применялись материалы издревесины. Вконце мая 1939г. при заводе было образовано ОКБ-301 для создания скоростного истребителя ЛаГГ-3 под коллективным руководством авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова иМ.И. Гудкова. Этот самолет стал первой ипоследней совместной работой этих конструкторов. Затем ихпути разошлись, каждый возглавил свое конструкторское бюро.
В1941г. авиазавод №301 был эвакуирован вНовосибирск наавиазавод №153 ипроизводил истребители Як-1, Як-7, атакже детали для ЛаГГ-3. Вапреле 1942г. ОКБ-301с частью коллектива вернулось вХимки. Остальные работники в1942-1943 гг. были переведены вг. Горький (ныне— г. Нижний Новгород) всостав ОКБ-21 под руководство С.А. Лавочкина.
Загоды Великой Отечественной войны вОКБ-21 были созданы несколько серийных истребителей— Ла-5, Ла-5ФН иЛа-7. В1941-1945 гг. в СССР сконвейеров сошли 22,5тыс. истребителей конструкции Лавочкина. Каждый третий советский самолет-истребитель того времени был «лавочкинский». Висторию вошли многократные примеры выдающегося мастерства иотваги вбою летчиков-асов, Героев Советского Союза И.Н. Кожедуба, А.И. Покрышкина, А.П. Маресьева. Они громили врага насамолетах конструкции Лавочкина.
Воктябре 1945г. С.А. Лавочкин вернулся вг. Химки, получив назначение надолжность начальника ОКБ-301. Вконце 1940-х годов вОКБ-301 были разработаны многие опытные реактивные истребители, атакже серийный истребитель Ла-15 ибеспилотный аппарат Ла-17.
1950г. стал переломным годом вработе ОКБ С.А. Лавочкина. Решением правительства именно его коллективу было поручено задание особой государственной важности— разработать исоздать зенитные управляемые ракеты (ЗУР) для первой советской системы С-25 противовоздушной обороны (ПВО) страны. В1955г. вокруг Москвы была развернута система ПВО «Беркут» с«лавочкинскими» ракетами— ЗУР «217М» и«218».
Впоследующие годы ОКБ Лавочкина работало над целым рядом уникальных проектов, существенно опередивших свое время— межконтинентальной крылатой ракетой «Буря», высокоскоростным перехватчиком-ракетоносцем Ла-250, ЗУР «400» комплекса «Даль».
9июня 1960г. Семен Алексеевич Лавочкин скоропостижно скончался отсердечного приступа наюжном полигоне Сары-Шаган вовремя испытаний ракет комплекса ПВО «Даль». После его смерти решением Правительства СССР ОКБ-301 получило новое наименование— Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина. В1962–1964 гг. завод был филиалом №3ОКБ-52, которым руководил В.Н. Челомей, изанимался разработкой ракет для ВМФ.
В1965г. предприятие было передано вМинистерство общего машиностроения СССР истало заниматься космической тематикой.2марта 1965г. главным конструктором Машиностроительного заводаим. С.А. Лавочкина был назначен Г.Н. Бабакин. Втомже году С.П. Королёв передал Бабакину свои работы помежпланетным илунным автоматическим аппаратам.
Сименем Г.Н. Бабакина связана наиболее яркая страница вистории освоения космоса спомощью автоматических станций. Космические аппараты, созданные напредприятии, впервые осуществили мягкую посадку наЛуну. Станции «Луна-16» и«Луна-20» произвели автоматический забор идоставку наЗемлю образцов лунного грунта. Впервые вмире самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый сЗемли, совершил длительный многокилометровый поход поЛуне. Зауспешное выполнение Лунной программы коллектив ОКБ изавода в1971г. был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Начиная с1967г.кВенере стартовали автоматические межпланетные станции (АМС) «Венера-4»— «Венера-7», созданные под руководством Г.Н. Бабакина. Посадочному аппарату «Венеры-7» в1970г. впервые вмире удалось достичь поверхности планеты ипередать данные отемпературе идавлении сместа посадки, атакже газовом составе атмосферы.
После смерти Г.Н. Бабакина 3августа 1971г. ОКБ возглавил новый главный конструктор— С.С. Крюков. Вэтот период предприятие, получившее наименование Научно-производственное объединение (НПО) им. С.А. Лавочкина, занималось созданием АМС «Марс-4»— «Марс-7». Две изних стали искусственными спутниками Марса.
Впоследующие годы вНПО им. С.А. Лавочкина были созданы станции «Вега-1» и«Вега-2», которые передали наЗемлю уникальные изображения ядра кометы Галлея, аппараты «Фобос» для изучения спутника Марса. Начиная с1980-х годов напредприятии были созданы изапущены три большие космические обсерватории— «Астрон», «Гранат» и«Спектр-Р». Внастоящее время наорбите работает «Спектр-РГ». Научные результаты, полученные этими космическими аппаратами, вошли висторию мировой астрофизики.
Кроме того, вНПО им. С.А. Лавочкина были созданы КА«Прогноз», метеорологические «Электро-Л», «Арктика» имногие другие космические аппараты, атакже разгонный блок «Фрегат». Вэтом году специалисты предприятия готовят кзапуску АМС «Луна-Глоб» («Луна-25»).
ВРГАНТД нахранении находится фонд НПО им. С.А. Лавочкина, который содержит 3460 единиц хранения запериод 1961–1976 гг.