Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) – научно-исследовательское и опытно-конструкторское учреждение в СССР по разработке реактивной техники. Институт был создан 21 сентября 1933 г. путем слияния Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в Ленинграде и Группы изучения реактивного движения (ГИРД) в Москве. Большой вклад в создание реактивного института внес заместитель наркома СССР по военным и морским делам, начальник вооружений РККА, заместитель председателя Революционного Военного Совета СССР Михаил Николаевич Тухачевский.
Первым начальником института стал Иван Терентьевич Клейменов. Его заместителем был избран Сергей Павлович Королев, с 1934 г. эту должность занимал Георгий Эрихович Лангемак. Научное руководство РНИИ осуществлял технический совет в составе Г.Э. Лангемака, В.П. Глушко, В.И. Дудакова, С.П. Королева, Ю.А. Победоносцева, М.К. Тихонравова. Почетным членом совета был избран Константин Эдуардович Циолковский.
31 октября 1933 г. Советом Труда и Обороны СССР было принято постановление №104 об организации в системе Наркомата тяжелого машиностроения Реактивного института. В начале 1937 г. в связи с разукрупнением Наркомтяжпрома институт попал в выделенный из него Наркомат оборонной промышленности и получил название НИИ-3. В 1939 г. институт был передан в Наркомат боеприпасов СССР.
В начале Реактивный институт состоял из 4 отделов: ракет на твердом топливе, ракет на жидком топливе, авиационного, механических испытаний, а также технического бюро и мастерских. Позже, в 1939 г., в состав института вошло КБ-7, которое занималось разработкой жидкостных ракет.
Основное внимание в РНИИ уделялось созданию реактивных двигателей различных типов, и, в том числе, жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Параллельно проводились работы над двигателями, работающими на жидком кислороде–спирте и азотной кислоте–керосине, а также над ЖРД, рассчитанными на перспективные топлива. Под руководством Георгия Эриховича Лангемака разрабатывались пороховые реактивные снаряды и пусковые установки ракет различного назначения, осуществлен перевод реактивных снарядов на шашки из нитроглицеринового пороха вместо пироксилин-тротилового, который применялся раньше. С 1939 г. в РНИИ занимались созданием многозарядной самоходной пусковой установки со снарядом РС-132 для реактивной артиллерии сухопутных войск. В сентябре-октябре 1941 г. СКБ завода «Компрессор» при участии РНИИ разработало пусковую установку БМ-8-24 для РС-82 на танке Т-40.
Одним из важных направлений деятельности Реактивного института стало создание экспериментальных баллистических и крылатых ракет. Под руководством Сергея Павловича Королева были разработаны проекты управляемых крылатых ракет «212» с гироскопическим автопилотом и «301» с радиокомандной системой наведения, оснащенных ЖРД ОРМ-65. Был разработан ракетопланер РП-318 с ЖРД ОРМ-65, на котором В.П. Федров впервые в СССР совершил полет в 1940 г. В 1942 г. создан ЖРД Д-1-А-1100, который применялся на истребителе БИ-1. В 1944 для этого самолёта под руководством A.M. Исаева создан реактивный двигатель РД-1.
Летом 1938 г. была разработана схема многозарядной реактивной установки. Была создана боевая машина БМ-13-16, которая в дальнейшем получила название «Катюша».
Объединение в РНИИ усилий ведущих специалистов в области реактивного движения и ракетостроения, сочетание научных исследований и опытно-конструкторских разработок с испытаниями и доводкой конкретных образцов двигателей и ракет способствовали созданию научного фундамента, на базе которого в дальнейшем началось быстрое развитие ракетной техники, реактивной авиации и космических исследований. Многое из того, что было достигнуто в то время, легло в основу послевоенных достижений в области ракетной техники. Однако РНИИ уже не имел к этому отношения. Своевременной реализации всех начинаний помешали репрессии 2-й половины 1930-х гг. в отношении сотрудников института. Были необоснованно осуждены В.П. Глушко, И.Т. Клеймёнов, С.П. Королёв и Г.Э. Лангемак. В 1944 в соответствии с постановлением ГКО СССР РНИИ был ликвидирован, а создание реактивной авиации возложено на образованный Научно-исследовательский институт реактивной авиации Наркомата авиационной промышленности (НИИРА НКАП).