К 95-летию со дня рождения Гая Ильича Северина

Гай Ильич Северин родился 24 июля 1926 г. в поселке Чудово Новгородской области. В 1939 г. его семья переехала под Алма-Ату. В начале войны он поступил в эвакуированный Московский авиационный институт (МАИ), обучение продолжил в Москве. С 1947 г. Гай Ильич проходил преддипломную практику в Летно-исследовательском институте (ЛИИ), но диплом инженера защитил только через два года. Увлеченный спортом студент активно участвовал в соревнованиях за честь МАИ: в первенстве «Буревестника», стал призером первенства Москвы, победителем чемпионата СССР в скоростном спуске (г. Кировск).

После выпуска из авиационного института Г.И. Северин стоял перед выбором профессионального пути между спортивной карьерой и инженерной сферой. Несмотря на успехи в спорте, он продолжил работу в авиации, в ЛИИ. Профессиональную деятельность совмещал с реализацией спортивных интересов. В 1950 г. началась работа Гая Ильича в отделе систем заправки топливом в полете при лаборатории № 24 института, в этом же году он стал двукратным чемпионом СССР в связи с победой на чемпионате по скоростному спуску в Чимбулаке. С этого периода он занимался созданием оптимальных условий для осуществления деятельности летчиков, для понимания ее специфики много летал на различных самолетах. ЛИИ совместно с профильными предприятиями была выбрана схема заправки в полете — «шланг-конус», которая обеспечивала летно-технические характеристики стратегических бомбардировщиков М-4, 3М и самолета Ту-95. Г.И. Севериным разрабатывались отделяемые кабины для спасения экипажа при аварийных ситуациях, что стало основой его кандидатской диссертации. Инженерный и организаторский талант молодого специалиста был отмечен служебным повышением. В середине 1950-х гг. наравне с опытными учеными он руководил отделом, в дальнейшем возглавлял лабораторию № 24.

Развитие отечественной авиации требовало создания средств спасения летчиков скоростных военных самолетов. Над разработкой всережимных кресел по поручению правительства работали различные авиационные конструкторские бюро (ОКБ А.И. Микояна, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева). В решении этой задачи значимая роль была отведена и лаборатории Г.И. Северина, в которой проводились их испытания и доводка.

В конце 1950-х гг. ЛИИ участвовал в подготовке первого космического полета на КК «Восток» с человеком на борту. Институтом разрабатывались принципы построения системы приземления и спасения космонавта, создавалось катапультное кресло. Работал в этом направлении и коллектив Г.И. Северина. Лаборатория координировала разработки и испытания изготовленного первоначально макета капсулы (с теплозащитой, парашютной системой и системой автоматики, управления) для размещения в ней человека в специальном космическом скафандре. В связи с переориентацией на использование для этой цели спускаемого аппарата было принято решение о модифицировании созданной капсулы под требования катапультного кресла, проводились испытания его макета. Под руководством Гая Ильича также разрабатывалась и в дальнейшем использовалась схема системы спасения спускаемого аппарата при аварии на старте. Данные работы способствовали постепенному формированию катапультной системы КК «Восток», которая обеспечивала послеполетное приземление и аварийное спасение космонавта.

В период создания многоместных КК серии «Восход» в ЛИИ решалась задача осуществления приземления космонавта в спускаемом аппарате. Г.И. Севериным совместно со специалистами была предложена и апробирована схема мягкой посадки. Наряду с основной работой до 1956 г. он входил в сборную команду СССР и защищал честь страны на международных соревнованиях.

С 1964 г. профессиональный путь Гая Ильича был связан с заводом № 918 — НПП «Звезда». После его назначения главным конструктором, в дальнейшем генеральным конструктором и генеральным директором, предприятие развивалось по двум основным направлениям — авиационному и космическому.

В области авиации решались задачи с созданием изделий для повышения безопасности экипажей самолетов во всем диапазоне высот и скоростей полета. Через год работы на машиностроительном заводе «Звезда» под руководством Гая Ильича была создана универсальная конструкция катапультного кресла К-36 для установки на всех типах военных самолетов, а также унифицированы действия экипажа при катапультировании. Г.И. Северин предложил эффективный метод защиты летчика от воздействия набегающего потока при катапультировании на большой скорости. В дальнейшем им была поставлена серьезная задача по унификации всей системы жизнеобеспечения летчика с выполнением функций обеспечения оптимальных условий для выполнения профессиональной деятельности и спасения жизни при аварии или боевом поражении самолета.

В 2000-х гг. Гай Ильич добился возрождения на заводе производства универсальных агрегатов заправки самолетов в воздухе (УПАЗ). Созданная его коллективом бортовая кислородно-добывающая установка (получение кислорода из атмосферы) свела на нет ограничения по длительности полета военных самолетов. Кроме этого, по инициативе Г.И. Северина совместно с ЛИИ и другими предприятиями была разработана система автоматического катапультирования при авариях самолетов вертикального взлета Як-36, Як-38, катапультное кресло для спортивных самолетов CКC-94, ракетно-парашютная система спасения (РПС) К-37 для боевых вертолетов К-50 и К-52. Системы жизнеобеспечения летчика, принятые на вооружение высотное и защитное снаряжение, катапультное кресло, системы заправки топливом в полете и пожаротушения признавались лучшими в мировом авиационном сообществе по техническим характеристикам. Различными средствами спасения предприятие «Звезда» обеспечивала и область гражданской авиации: высотно-компенсирующими костюмами, кислородными масками, надувными трапами и другой продукцией.

Для космической сферы под руководством Г.И. Северина разрабатывались и изготавливались различные типы скафандров и их модификации, системы жизнеобеспечения космонавтов на корабле и в открытом космосе. Предприятие «Звезда» имело основополагающее значение в практическом обеспечении первого выхода человека в открытый космос. Предложение Гая Ильича о создании шлюзовой камеры для КК «Восход-2» (мягкой надувной конструкции), которая при сброшенном обтекателе на орбите расправлялась и принимала форму и размеры для размещения в ней космонавта в скафандре, получило поддержку со стороны С.П. Королева и было успешно реализовано. Его коллективом были созданы новый скафандр с системой жизнеобеспечения для работы в открытом космосе, а также методика выхода космонавта в космическое пространство и его возвращения в комический корабль. Г.И. Северин был ответственным за выполнение программы этого полета, проходившей с различными трудностями в период испытаний.

В дальнейшем на предприятии разрабатывались и испытывались космические скафандры «Ястреб» с автономной системой жизнеобеспечения. В 1969 г. они практически были применены при переходе космонавтов А.С. Елисеева и Е.В. Хрунова из КК «Союз-5» в КК «Союз-4» в открытом космическом пространстве. Скафандры «Орлан» и модификации «Орлан-Д», «Орлан-ДМ», «Орлан-ДМА», «Орлан-М» создавались для обеспечения длительных космических полетов на орбитальные станции с выходами в открытый космос. Не обошли стороной и разработку скафандра «Кречет» по лунной космической программе.

После гибели экипажа КК «Союз-11» (1971 г.) на предприятии проводилась работа по созданию и испытанию аварийно-спасательного скафандра «Сокол-К» в случае разгерметизации корабля, в дальнейшем «Сокол КВ-2». В 1980-х гг. разрабатывались автономная бортовая система обеспечения жизнедеятельности и скафандры «Стриж» для корабля «Буран», а также установка для перемещения и маневрирования в космосе (21КС) с целью повышения эффективности выполнения монтажных, ремонтно-профилактических, научно-исследовательских, военно-прикладных и спасательных работ. «Звезда» работала и над созданием кислородного, гигиенического оборудования для космических станций.

Кроме основных направлений деятельности, по инициативе Г.И. Северина на предприятии разрабатывались системы жизнеобеспечения и в других сферах — спортивном и медицинском. Например, в начале 1980-х гг. для подготовки отечественной команды к восхождению на Эверест был создан альпинистский комплекс кислородно-дыхательного оборудования, не имевший для того времени аналогов в мире. В 1990-х гг. «Звезда» занималась разработками противошокового костюма «Каштан» для использования при травмах, связанных с большой потерей крови, мобильных барокамер для лечения ожогов, аппаратов принудительной вентиляции легких, противопролежневых матрацов, мягких носилок для транспортировки раненых из труднодоступных мест, специальных костюмов «Адель» для лечения детского церебрального паралича.

После катастрофы в конце 1980-х гг. атомной подводной лодки «Комсомолец» предприятие под руководством Г.И. Северина совместно с фармацевтами занималось вопросами создания специальных медикаментозных средств, разработкой устойчивых плотов для спасения человека в подобных ситуациях. После трагедии «Курска» в 2000 г. коллективом «Звезды» был предложен специальный скафандр с системой жизнеобеспечения, выдерживавший давление 50 атмосфер.

Гай Ильич возглавлял предприятие «Звезда» до конца своей жизни. 24 июля 2008 г. в его честь на его территории был открыт памятник (бронзовый бюст). С 2009 г. «Звезде» было присвоено имя академика Г.И. Северина.

Научно-технические достижения Гая Ильича Северина признаны во всем мире и отмечались государственными и международными наградами: трижды орденом Ленина, орденами Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством» III, II степени и другими. Он удостаивался званий лауреата Ленинской премии, Государственной премии СССР и РФ, премии Правительства Российской Федерации, а также ряда международных премий.

В научной сфере Г.И. Северин — доктор технических наук, профессор, действительный член Академии наук РФ и Международной академии астронавтики, подготовил более 40 кандидатов и докторов наук. Он являлся автором и соавтором более 100 научных работ и 70 изобретений.

Гай Ильич оставался верным и своему любимому виду спорта. Мастер спорта СССР и двукратный чемпион СССР по горнолыжному спуску (1948, 1950 гг.) неоднократно избирался почетным членом президиума Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России. По его инициативе была создана горнолыжная база, ставшая в дальнейшем горнолыжным клубом Гая Северина.

В РГАНТД хранятся фотодокументы, в которых зафиксировано участие Г.И. Северина в заседаниях Госкомиссий во время приема экзаменов после завершения предполетной подготовки космонавтов, по утверждению экипажей на космические полеты и по послеполетным отчетам, во время предстартовой подготовки экипажей к полетам, а также пресс-конференциях, собраниях, чтениях и юбилейных мероприятиях ракетно-космической отрасли.

В фонодокументах представлены его выступления во время встречи общественности г. Москвы к 40-летию первого выхода А.А. Леонова в открытый космос.

В личном фонде кинооператора, кинорежиссера, кандидата искусствоведения, ветерана ЦПК имени Ю.А. Гагарина Б.А. Смирнова (Ф. 134) хранятся видеоматериалы о генеральном директоре, генеральном конструкторе НПП «Звезда», академике РАН Г.И. Северине (2000–2007 гг.), включая видеозаписи испытаний катапультного кресла и скафандра для выхода в открытый космос, обсуждений проектов, планов и моделей со специалистами и многое другое.


Галерея

  • Генеральный конструктор НПО «Звезда» Г.И. Северин. 1 февраля 1990 г.  РГАНТД. Арх. № 1-25588.
    Генеральный конструктор НПО «Звезда» Г.И. Северин. 1 февраля 1990 г. РГАНТД. Арх. № 1-25588.
    1/3
  • Члены Государственной комиссии Г.Т. Береговой, П.Р. Попович и Г.И. Северин (в центре) во время беседы после приема экзаменов у экипажа КК «Союз-12». 1973 г.    РГАНТД. Арх. № 1-8923.
    Члены Государственной комиссии Г.Т. Береговой, П.Р. Попович и Г.И. Северин (в центре) во время беседы после приема экзаменов у экипажа КК «Союз-12». 1973 г. РГАНТД. Арх. № 1-8923.
    2/3
  • Г.И. Северин на рабочем заседании. 2000-е гг.   РГАНТД. Ф. 134. Оп. 20. Д. 4
    Г.И. Северин на рабочем заседании. 2000-е гг. РГАНТД. Ф. 134. Оп. 20. Д. 4
    3/3
Поделиться: