10 мая 1909 г. родилась Валентина Степановна Гризодубова – знаменитая летчица, первая женщина – Герой Советского Союза.
Валентина Степановна Гризодубова родилась вг. Харькове, носвоим официальным днем рождения всегда считала 31января 1910г. Она была дочерью Степана Васильевича Гризодубова (1884— 1965)— летчика иавиаконструктора, одного изпионеров российской авиации иорганизаторов планеризма. Свой первый полет она совершила враннем детстве— вдва споловиной года нааэроплане Г-2, который построил ипилотировал ееотец, ав14лет впервые поднялась ввоздух напланере вКоктебеле наслете планеристов (Всесоюзных планерных испытаниях 1924г.). Училась вХарьковском технологическом институте иодновременно, окончив музыкальное училище поклассу рояля, поступила вконсерваторию. В1928г. была зачислена впервый набор Харьковского центрального аэроклуба, через три месяца окончила егои, стремясь продолжить обучение летному мастерству, поступила в1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, азатем вПензенскую школу летчиков-инструкторов. В1930— 1933гг. работала вТульском аэроклубе «Добролет» летчиком-инструктором, написала учебное пособие подинамике полета иподготовила 86летчиков. В1934— 1935гг. состояла летчиком агитэскадрильи имени М.Горького, которая была создана попредложению известного журналиста иписателя М.Е. Кольцова ибазировалась вМоскве наЦентральном аэродроме. Заэти годы В.С. Гризодубова совершила полеты всамых разных местах СССР, включая горные районы (Памир, Кавказ), налегких самолетах. Засвои достижения вагитэскадрилье— «активное участие вкультурно-просветительской работе»— была награждена в1936г. орденом Трудового Красного Знамени. В1937г. установила пять мировых авиационных рекордов для женщин налегкомоторных самолетах— три скоростных, высотный идальний. Поееинициативе был сформирован женский экипаж (В.С. Гризодубова— командир, П.Д. Осипенко— второй пилот, М.М. Раскова— штурман), который надальнем бомбардировщике АНТ-37 «Родина» должен был побить женский мировой рекорд дальности полета, составлявший втовремя 4000км, помаршруту Москва— Дальний Восток. Это был первый внашей стране женский экипаж дальнего бомбардировщика. Беспосадочный перелет состоялся 24— 25сентября 1938г.ипродолжался 26часов 29минут, завершившись вынужденной посадкой втайге усела Керби врайонег. Комсомольск-на-Амуре; было преодолено расстояние в6450км. Зарекордный перелет В.С. Гризодубовой— первой изженщин— присвоили звание Героя Советского Союза вноябре 1938г.
В1939г. В.С. Гризодубову назначили начальником Управления международных воздушных линий Гражданского воздушного флота СССР. Она проявила себя энергичным иквалифицированным организатором. При еесодействии было заключено межправительственное соглашение между Болгарией иСССР поустановлению авиасообщения (была создана трасса Москва— Харьков— Херсон— Бургос— София, первый полет поней состоялся вмарте 1940г.). Вэтиже годы В.С. Гризодубова училась вЛенинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
Вовремя Великой Отечественной войны она была командиром 101-го авиаполка авиации дальнего действия смарта 1942г.пооктябрь 1943г. (первая женщина— командир мужского авиаполка). Совершила около 200 боевых вылетов, втом числе ночных, набомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов ивоенных грузов, для связи спартизанами. В1943г.ейприсвоили звание полковника.
В.С. Гризодубова вела большую общественную работу: в1941— 1945гг. возглавляла Антифашистский комитет советских женщин, в1942— 1943гг. была членом Чрезвычайной государственной комиссии порасследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (единственная женщина из9членов комиссии).
С1946г., после того, как В.С. Гризодубова была уволена взапас, она занялась научно-исследовательской работой вобласти испытания новейших авиационных приборов. В1946— 1963гг. была заместителем начальника полетной части НИИ-17 (с1967г. —Московский научно-исследовательский институт приборостроения, внастоящее время— Концерн радиостроения «Вега»)— института, разрабатывавшего радиолокационное оборудование для самолетов. В.С. Гризодубова лично участвовала вполетах, вкоторых проводились испытания идоводка этого оборудования. В1963г. она выступила инициатором создания Научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ, впоследствии НПО «Взлет»), занимавшегося обеспечением летных испытаний радиоэлектронной аппаратуры иотработки влетных исследованиях передовых технологий, ивозглавляла НИЛИЦ до1972г., внеся огромный вклад вего становление. Затем вернулась вМосковский научно-исследовательский институт приборостроения, где проработала заместителем начальника до1993г. В1986г.ейбыло присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В.С. Гризодубова скончалась 28апреля 1993г., похоронена наНоводевичьем кладбище. Она была летчиком-универсалом, засвою жизнь управляла самолетами самых разных типов, проведя ввоздухе 18000часов. М.М. Громов— выдающийся летчик, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, сказал оней так: «Если писать оГризодубовой, токнигу нужно идолжно озаглавить «Ум, энергия, воля, человечность».
Вфондах РГАНТД хранятся документы оВ.С. Гризодубовой наразличных носителях. Среди кинодокументов есть ееинтервью, данное всвоей квартире виюне 1991г. съемочной группе документального фильма «Человек вкосмосе». Ввыпуске телепередачи «Человек. Земля. Вселенная» (1985г.) ведущий— летчик-космонавт СССР В.И. Севастьянов беседует сВ.С. Гризодубовой унее дома. Впередаче она рассказала освоей молодости, военных годах, общественной работе, дружбе сглавным конструктором ракетно-космической техники академиком С.П. Королевым.
Среди личных фондов можно выделить документы М.М. Первова (ф.327)— автора ииздателя энциклопедий пооборонным отраслям промышленности (биографические справки оВ.С. Гризодубовой как сотруднике Концерна радиостроения «Вега» иНПО «Взлет»), В.М. Карпия (ф.356)— писателя ижурналиста вобласти авиации (фотографии В.С. Гризодубовой, статья «Мама летчик. Чтож такого?» оней иМ.М. Расковой). Вфонде Я.К. Голованова (ф.211)— писателя, журналиста, популяризатора космонавтики, сохранилась записная книжка за1975— 1976гг.сзаписью беседы сВ.С. Гризодубовой.
И.Л. Макаревич
Галерея
Герой Советского Союза полковник В.С. Гризодубова. Б/д. РГАНТД. Ф. 327. Оп. 8-10. Д. 8.
1 /9
В солярии гостиницы «Астория». Слева направо (стоят): летчик С.В. Гризодубов (отец В.С. Гризодубовой), летчик В.С. Гризодубова, планеристы А.А. Сеньков, Е.А. Грунауэр, М. Беренсон. Крым, г. Феодосия, 1927 г. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3. Д. 190.
2 /9
Члены экипажа самолета «Родина» летчики В.С. Гризодубова и П.Д. Осипенко. Сентябрь 1938 г. РГАНТД. Ф. 356. Оп. 1. Д. 233
3 /9
Герой Советского Союза, полковник В.С. Гризодубова в своем кабинете; слева – макет самолета АНТ-37 «Родина». РГАНТД. СИФ № 330. Л. 30
4 /9
Герой Советского Союза полковник В.С. Гризодубова и авиаконструктор Л.Л. Кербер на самолете Ту-114 во время полета в г. Тбилиси. 1961 г. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 5. Д. 51
5 /9
Приглашение В.С. Гризодубовой на вечер, посвященный 25-летию Краснознаменной Берлинской части (334 Краснознаменного Берлинского дальнебомбардировочного авиационного полка). Фотокопия. 1969 г. РГАНТД. Ф. 176. Оп. 1. Д. 12. Л. 1
6 /9
Герой Советского Союза, полковник В.С. Гризодубова во время интервью кинорежиссеру Е.М. Мезенцеву в домашней обстановке. Июнь 1991 г. РГАНТД. Арх. № 0-10792 цв.
7 /9
Панин А. Власть высоты. Повесть о Валентине Гризодубовой. Харьков, 1998 г. РГАНТД. СИФ № 330
8 /9
Памятник Герою Советского Союза полковнику В.С. Гризодубовой у Московского научно-исследовательского института приборостроения (в настоящее время – Концерн радиостроения «Вега»). Москва, май 2023 г. Фото И.Л. Макаревич.