Ко дню рождения В.С. Гризодубовой

10 мая 1909 г. родилась Валентина Степановна Гризодубова – знаменитая летчица, первая женщина – Герой Советского Союза.

Валентина Степановна Гризодубова родилась в г. Харькове, но своим официальным днем рождения всегда считала 31 января 1910 г. Она была дочерью Степана Васильевича Гризодубова (1884 — 1965) — летчика и авиаконструктора, одного из пионеров российской авиации и организаторов планеризма. Свой первый полет она совершила в раннем детстве — в два с половиной года на аэроплане Г-2, который построил и пилотировал ее отец, а в 14 лет впервые поднялась в воздух на планере в Коктебеле на слете планеристов (Всесоюзных планерных испытаниях 1924 г.). Училась в Харьковском технологическом институте и одновременно, окончив музыкальное училище по классу рояля, поступила в консерваторию. В 1928 г. была зачислена в первый набор Харьковского центрального аэроклуба, через три месяца окончила его и, стремясь продолжить обучение летному мастерству, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, а затем в Пензенскую школу летчиков-инструкторов. В 1930 — 1933 гг. работала в Тульском аэроклубе «Добролет» летчиком-инструктором, написала учебное пособие по динамике полета и подготовила 86 летчиков. В 1934 — 1935 гг. состояла летчиком агитэскадрильи имени М. Горького, которая была создана по предложению известного журналиста и писателя М.Е. Кольцова и базировалась в Москве на Центральном аэродроме. За эти годы В.С. Гризодубова совершила полеты в самых разных местах СССР, включая горные районы (Памир, Кавказ), на легких самолетах. За свои достижения в агитэскадрилье — «активное участие в культурно-просветительской работе» — была награждена в 1936 г. орденом Трудового Красного Знамени. В 1937 г. установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на легкомоторных самолетах — три скоростных, высотный и дальний. По ее инициативе был сформирован женский экипаж (В.С. Гризодубова — командир, П.Д. Осипенко — второй пилот, М.М. Раскова — штурман), который на дальнем бомбардировщике АНТ-37 «Родина» должен был побить женский мировой рекорд дальности полета, составлявший в то время 4000 км, по маршруту Москва — Дальний Восток. Это был первый в нашей стране женский экипаж дальнего бомбардировщика. Беспосадочный перелет состоялся 24 — 25 сентября 1938 г. и продолжался 26 часов 29 минут, завершившись вынужденной посадкой в тайге у села Керби в районе г. Комсомольск-на-Амуре; было преодолено расстояние в 6450 км. За рекордный перелет В.С. Гризодубовой — первой из женщин — присвоили звание Героя Советского Союза в ноябре 1938 г.

В 1939 г. В.С. Гризодубову назначили начальником Управления международных воздушных линий Гражданского воздушного флота СССР. Она проявила себя энергичным и квалифицированным организатором. При ее содействии было заключено межправительственное соглашение между Болгарией и СССР по установлению авиасообщения (была создана трасса Москва — Харьков — Херсон — Бургос — София, первый полет по ней состоялся в марте 1940 г.). В эти же годы В.С. Гризодубова училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

Во время Великой Отечественной войны она была командиром 101-го авиаполка авиации дальнего действия с марта 1942 г. по октябрь 1943 г. (первая женщина — командир мужского авиаполка). Совершила около 200 боевых вылетов, в том числе ночных, на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов, для связи с партизанами. В 1943 г. ей присвоили звание полковника.

В.С. Гризодубова вела большую общественную работу: в 1941 — 1945 гг. возглавляла Антифашистский комитет советских женщин, в 1942 — 1943 гг. была членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (единственная женщина из 9 членов комиссии).

С 1946 г., после того, как В.С. Гризодубова была уволена в запас, она занялась научно-исследовательской работой в области испытания новейших авиационных приборов. В 1946 — 1963 гг. была заместителем начальника по летной части НИИ-17 (с 1967 г. — Московский научно-исследовательский институт приборостроения, в настоящее время — Концерн радиостроения «Вега») — института, разрабатывавшего радиолокационное оборудование для самолетов. В.С. Гризодубова лично участвовала в полетах, в которых проводились испытания и доводка этого оборудования. В 1963 г. она выступила инициатором создания Научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ, впоследствии НПО «Взлет»), занимавшегося обеспечением летных испытаний радиоэлектронной аппаратуры и отработки в летных исследованиях передовых технологий, и возглавляла НИЛИЦ до 1972 г., внеся огромный вклад в его становление. Затем вернулась в Московский научно-исследовательский институт приборостроения, где проработала заместителем начальника до 1993 г. В 1986 г. ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В.С. Гризодубова скончалась 28 апреля 1993 г., похоронена на Новодевичьем кладбище. Она была летчиком-универсалом, за свою жизнь управляла самолетами самых разных типов, проведя в воздухе 18 000 часов. М.М. Громов — выдающийся летчик, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, сказал о ней так: «Если писать о Гризодубовой, то книгу нужно и должно озаглавить «Ум, энергия, воля, человечность».

В фондах РГАНТД хранятся документы о В.С. Гризодубовой на различных носителях. Среди кинодокументов есть ее интервью, данное в своей квартире в июне 1991 г. съемочной группе документального фильма «Человек в космосе». В выпуске телепередачи «Человек. Земля. Вселенная» (1985 г.) ведущий — летчик-космонавт СССР В.И. Севастьянов беседует с В.С. Гризодубовой у нее дома. В передаче она рассказала о своей молодости, военных годах, общественной работе, дружбе с главным конструктором ракетно-космической техники академиком С.П. Королевым.

Среди личных фондов можно выделить документы М.М. Первова (ф. 327) — автора и издателя энциклопедий по оборонным отраслям промышленности (биографические справки о В.С. Гризодубовой как сотруднике Концерна радиостроения «Вега» и НПО «Взлет»), В.М. Карпия (ф. 356) — писателя и журналиста в области авиации (фотографии В.С. Гризодубовой, статья «Мама летчик. Что ж такого?» о ней и М.М. Расковой). В фонде Я.К. Голованова (ф. 211) — писателя, журналиста, популяризатора космонавтики, сохранилась записная книжка за 1975 — 1976 гг. с записью беседы с В.С. Гризодубовой.

И.Л. Макаревич

Галерея

  • Герой Советского Союза полковник В.С. Гризодубова. Б/д. РГАНТД. Ф. 327. Оп. 8-10. Д. 8.
    Герой Советского Союза полковник В.С. Гризодубова. Б/д. РГАНТД. Ф. 327. Оп. 8-10. Д. 8.
    1 /9
  • В солярии гостиницы «Астория». Слева направо (стоят): летчик С.В. Гризодубов (отец В.С. Гризодубовой), летчик В.С. Гризодубова, планеристы А.А. Сеньков, Е.А. Грунауэр, М. Беренсон. Крым, г. Феодосия, 1927 г. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3. Д. 190.
    В солярии гостиницы «Астория». Слева направо (стоят): летчик С.В. Гризодубов (отец В.С. Гризодубовой), летчик В.С. Гризодубова, планеристы А.А. Сеньков, Е.А. Грунауэр, М. Беренсон. Крым, г. Феодосия, 1927 г. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3. Д. 190.
    2 /9
  • Члены экипажа самолета «Родина» летчики В.С. Гризодубова и П.Д. Осипенко. Сентябрь 1938 г. РГАНТД. Ф. 356. Оп. 1. Д. 233
    Члены экипажа самолета «Родина» летчики В.С. Гризодубова и П.Д. Осипенко. Сентябрь 1938 г. РГАНТД. Ф. 356. Оп. 1. Д. 233
    3 /9
  • Герой Советского Союза, полковник В.С. Гризодубова в своем кабинете; слева – макет самолета АНТ-37 «Родина». РГАНТД. СИФ № 330. Л. 30
    Герой Советского Союза, полковник В.С. Гризодубова в своем кабинете; слева – макет самолета АНТ-37 «Родина». РГАНТД. СИФ № 330. Л. 30
    4 /9
  • Герой Советского Союза полковник В.С. Гризодубова и авиаконструктор Л.Л. Кербер на самолете Ту-114 во время полета в г. Тбилиси. 1961 г. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 5. Д. 51
    Герой Советского Союза полковник В.С. Гризодубова и авиаконструктор Л.Л. Кербер на самолете Ту-114 во время полета в г. Тбилиси. 1961 г. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 5. Д. 51
    5 /9
  • Приглашение В.С. Гризодубовой на вечер, посвященный 25-летию Краснознаменной Берлинской части (334 Краснознаменного Берлинского дальнебомбардировочного авиационного полка). Фотокопия. 1969 г. РГАНТД. Ф. 176. Оп. 1. Д. 12. Л. 1
    Приглашение В.С. Гризодубовой на вечер, посвященный 25-летию Краснознаменной Берлинской части (334 Краснознаменного Берлинского дальнебомбардировочного авиационного полка). Фотокопия. 1969 г. РГАНТД. Ф. 176. Оп. 1. Д. 12. Л. 1
    6 /9
  • Герой Советского Союза, полковник В.С. Гризодубова во время интервью кинорежиссеру Е.М. Мезенцеву в домашней обстановке. Июнь 1991 г. РГАНТД. Арх. № 0-10792 цв.
    Герой Советского Союза, полковник В.С. Гризодубова во время интервью кинорежиссеру Е.М. Мезенцеву в домашней обстановке. Июнь 1991 г. РГАНТД. Арх. № 0-10792 цв.
    7 /9
  • Панин А. Власть высоты. Повесть о Валентине Гризодубовой. Харьков, 1998 г. РГАНТД. СИФ № 330
    Панин А. Власть высоты. Повесть о Валентине Гризодубовой. Харьков, 1998 г. РГАНТД. СИФ № 330
    8 /9
  • Памятник Герою Советского Союза полковнику В.С. Гризодубовой у Московского научно-исследовательского института приборостроения (в настоящее время – Концерн радиостроения «Вега»). Москва, май 2023 г. Фото И.Л. Макаревич.
    Памятник Герою Советского Союза полковнику В.С. Гризодубовой у Московского научно-исследовательского института приборостроения (в настоящее время – Концерн радиостроения «Вега»). Москва, май 2023 г. Фото И.Л. Макаревич.
    9 /9
Поделиться: