«Летающий танк» Ильюшина

Самолет Ил-2. РГАНТД. Ф.375. Оп.1. Д.187. Л.3
Самолет Ил-2. РГАНТД. Ф.375. Оп.1. Д.187. Л.3
В начале 1939 года руководство Советского Союза организовало проведение совещания с участием членов Политбюро, Народного комиссариата авиационной промышленности, авиаконструкторов, летчиков-испытателей, директоров авиационных предприятий и др. на тему создания в кратчайшие сроки боевого самолета, превосходящего по лётно-тактическим данным самолеты фашистской Германии. Вызвано это было серьёзным отставанием советских боевых самолётов от машин противника. В совещании участвовал И.В. Сталин, председательствовал В.М. Молотов. После выступления Сергея Владимировича Ильюшина, доложившего, в том числе о разработке самолета-штурмовика ЦКБ-55 и предъявившего эскизный проект «летающего танка», как назвал его сам конструктор, было принято решение о постройке представленного бронированного моноплана, прототипа Ил-2.


Ил-2 (ЦКБ-55) – бронированный штурмовик, низковысотный самолет поддержки наземных войск. В 1939 году построен опытный двухместный ЦКБ-55 с одним двигателем водного охлаждения АМ-35 мощностью 993 кВт с трехлопастным винтом. Двигатель скоро заменили более мощным АМ-38 (1180 кВт), позднее – АМ-38Ф (1290 кВт).

На создание самолета отводился срок в один год, но уже 2 октября 1939 года опытный штурмовик ЦКБ-55 (заводское обозначение ИЛ-2) с двигателем АМ-35 совершил первый полет. Пилотирование осуществлял лётчик-испытатель Владимир Коккинаки.

В марте 1940 года заводские испытания самолета завершились, и было принято решение о выпуске опытной его партии. Через месяц начались государственные испытания ЦКБ-55, самолёт получил военное обозначение БШ-2, ведущим лётчиком-испытателем назначен Александр Долгов. После окончания государственных испытаний, в апреле 1940 года, комиссия заключила изготовить небольшую серию самолетов и провести войсковые испытания для изучения тактики применения штурмовиков. 27 августа 1940 года самолет ЦКБ-55 был принят на вооружение Красной Армии, переименован в декабре того же года по первой букве фамилии конструктора и цифрой.


Программа выпуска новых самолетов в рамках перевооружения ВВС Красной Армии включала производство БШ-2 с двигателем АМ-38 на воронежском авиационном заводе № 18, куда в декабре 1940 года была передана вся конструкторская документация, а С.В. Ильюшин был назначен главным конструктором завода. Летно-экспериментальную группу в Воронеже возглавил В. К. Коккинаки.

10 марта 1941 года состоялся первый полет первого серийного самолёта-штурмовика Ил-2 на Воронежском авиационном заводе № 18 с лётчиком-испытателем Константином Рыковым. На базе завода был организован учебный центр по переподготовке летного и технического состава строевых частей на новый штурмовик.


До начала Великой Отечественной войны завод изготовил 249 боевых машин. Вообще самолетов этой модели было сделано более 36 тысяч, что составило порядка 1/3 всех выпущенных самолетов различного назначения. Ил-2 стал самым массовым штурмовиком в истории авиации. В конце марта 1941 года государственные испытания серийного Ил-2 были окончены.  20 марта 1940 года С.В. Ильюшину за создание самолета присуждена Сталинская премия 2-й степени. Ни в одной стране мира в то время не было создано подобного моноплана.

Боевое применение Ил-2 в первые дни войны доказало правильность концепции его разработки: несколько вариантов вооружения штурмовиков Ил-2 с пушками калибра 37 мм могли поражать броню даже немецких танков «Тигр». Немецкие солдаты называли его «черной смертью». Совершенство штурмовика дополнялось его исключительной надёжностью и живучестью конструкции и систем самолета. Ил-2 относится к вооружению, обеспечившему победу в Великой Отечественной войне.

Основные данные самолета: длина – 11,65 м, высота – 2,95 м, размах крыльев – 14,6 м, площадь крыла – 38,5 м², нормальная взлетная масса – 6, 06 т, масса пустого самолёта – 4,53 т, максимальная дальность полета – 800 км, максимальная скорость полета – 400 км/ч.

На хранении в Российском государственном архиве научно-технической документации (архив, РГАНТД) содержатся разноплановые документы о создании Ил-2: отчеты и акты о летных исследованиях, по итогам государственных испытаний, технические характеристики, фотодокументы с изображением Ил-2, опубликованные в журнале «Изобретатель и рационализатор», документы научно-исследовательского характера и опытно-конструкторские разработки. В фонде ЗАО «Народное кино» (РГАНТД. Ф.238) хранятся сюжеты о создании самолетов Ил-4 и Ил-2, фрагменты биографии Сергея Владимировича Ильюшина

В публикации были использованы материалы из источников, находящихся на хранении в архиве, книг Пономарева А.Н. «Конструктор С.В. Ильюшин» (М.: Воениздат, 1998), Таликова Н.Д. «Полвека- первый» (М.: АВИКО ПРЕСС, 1999), справочно-информационный фонд РГАНТД.
Поделиться: